Бизнесу век воли не видать

Амнистия предпринимателей обернулась профанацией.

В этот вторник уполномоченный по правам предпринимателей в России Борис Титовдолжен представить законопроект об амнистии неправосудно осужденных предпринимателей. Условия освобождения из мест заключения таковы: одна судимость, отсутствие операций с бюджетными средствами, а также полное возмещение вреда, о котором говорилось в обвинительном заключении суда.

Однако ознакомившиеся с текстом этого законопроекта эксперты уверяют, что является не более, чем пиар-акцией. Количество подпадающих под амнистию бизнесменов сократится с более чем 100 тысяч человек, о которых речь шла изначально, до примерно пяти тысяч, процедура принятия решения будет довольно сложной, а, самое главное, никаких изменения в инвестиционном, деловом климате в России, эта мера не принесет.

Сам Борис Титов еще на экономическом форуме в Санкт-Петербурге отметил: «Придется еще серьезно убеждать всех, чтобы отпускать предпринимателей». То есть убеждать придется работников правоохранительных органов и судов.

— Конечно, это совсем не то, на что мы рассчитывали, когда впервые появилась инициатива о проведении этой амнистии, — отмечает председатель Некоммерческого партнерства «Бизнес Солидарность» Яна Яковлева. В целом есть ощущение, что речь идет о беременных пенсионерах, то есть амнистия рассчитана на какую-то виртуальную категорию осужденных, которых в жизни почти не встретить.

Проблема возникает следующая, поясняет эксперт, — наибольшее число находящихся в заключении бизнесменов имеют приговор по общей части статьи 159 УК РФ. Однако теперь появились 6 новых частей этой статьи, только дела по ним еще в производстве. И в подготовленном законопроекте речь идет об этих новых статьях. Поэтому, чтобы попасть под амнистию, тем, кто был осужден ранее, необходимо сначала добиться в суде переквалификации своего приговора на одну из новых частей. Суды при этом стандартно отвечают, что у них нет оснований влезать в суть принятых ранее приговоров. Круг замкнулся – подавляющее большинство несправедливо осужденных предпринимателей попросту не смогут подать документы на амнистию из-за процессуальных закорючек.

Правда, в законопроект попало большое количество других статей: со 146 до 199, из которых наиболее значимы ст. 160 (растрата) и 165. Однако не вошла статья 201 (превышение служебных полномочий), по которой дают очень большие сроки – до 10 лет, и очень большое количество осужденных. В целом очень сложно просчитать, сколько человек выйдет по амнистии, ведь текст документа может быть серьезно переработан в Госдуме. Кроме того, очень важно, как воспримут к исполнению эту инициативу суды. Радует лишь то, что по указанию президента, Госдума рассмотрит проект в последнем чтении уже до конца этой весенней сессии, так что уже этим летом те, кому повезет, выйдут из тюрем по этой амнистии.

— Сроки, отведенные на работу с документом, говорят о том, что Путину важно побыстрее отделаться от этой инициативы, чтобы потом более к ней не возвращаться, — считает глава «Союза предпринимателей и арендаторов России» Андрей Бунич. Как любит Титов, на международном форуме надо было что-то красивое объявить для пиара, не понятно, на кого вообще рассчитана эта амнистия, так что от нее реально не будет никакого толку.

Чтобы оценить действительный масштаб происходящего, надо послушать тех, кто реально работал над составлением законопроекта. Занимался этим бывший депутат Госдумы,сопредседатель Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» Андрей Назаров, и он оценивает потенциальное число попадающих под законопроект человек в 5-6 тысяч, но, думаю, и эта цифра немного завышена. Хотя на экономическом форуме в Санкт-Петербурге речь шла примерно о десяти тысяч амнистируемых.

Примите во внимание, что ежегодно в нашей стране выходят из тюрем по условно-досрочному освобождению около 200 тысяч человек, из которых очень большая доля – как раз по экономическим преступлениям. Так что масштабы амнистии на самом деле намного скромнее, чем даже эти 5 тысяч человек. То есть, собственно амнистия затронет, может быть, всего-то пару тысяч человек из более чем миллиона осужденных. Такой вот трюк.

Правда, в целях пиара можно будет объявить, что амнистия затронула целый миллион. Дело в том, что формально она распространяется и на те дела, по которым еще не вынесен приговор, или даже не предъявлены обвинения. Так что можно сказать, что, если кому-то не предъявили обвинение, то он уже амнистирован. Теоретически так можно насчитать любую цифру амнистированных.

 — То есть реальные следствия амнистии, которую готовили больше года, совсем нулевые?

— Как показывает практика, матерые преступники имеют незначительные суммы ущерба в приговорах, им-то как раз и есть смысл компенсировать ущерб ради свободы. Конфискация-то не проводится, если действительно много украли и скрыли, то им есть чем платить. Так что эта амнистия – лишь повод «срубить» деньги на начислении ущерба и компенсации.

Но речь-то шла о тех, кто безвинно попал под пресс, у кого отобрали бизнес, собственность, у них ничего нет. И именно по таким «липовым» делам формально всегда насчитывается огромный ущерб, с этой практикой я знаком. Так что невиноватым-то как раз выплачивать компенсацию будет и нечем – у них все отобрано.

К тому же, очень большое количество предпринимателей осуждено по неэкономическим статьям. Ведь умышленно подводят под статью ради отъема собственности частенько по другим поводам: наркотики-изнасилования-вымогательства. В бизнесе всегда кто-то кому-то должен, пришел человек забирать долг – можно элементарно за вымогательство его загрести.

 — Вывод один – заниматься бизнесом в России по-прежнему весьма опасно?

— Конечно, основы предпринимательства эта амнистия не затронет. Хотя затевалась она ради этого. По-настоящему надо пересмотреть дела невинно осужденных, вернуть им собственность, а виновных в неправосудных решениях работников правоохранительных органов, прокуроров и судей — осудить. Вот тогда бизнес поймет, что правила игры серьезно изменились, что честного человека не «запрессуют» ради отъема собственности.

Да и политических дивидендов власть на этом пиар-проекте не получит. Достаточно было бы освободить одного Ходорковского, чего добиваются очень многие, в том числе под эгидой общей амнистии для бизнеса, — и либеральные СМИ залились бы новостями о великой победе демократии в России. И наоборот, сколько бы реально не освободили, либеральные СМИ будут называть профанацией эту амнистию, если Ходорковский будет и дальше сидеть. Но, к сожалению, она и впрямь – профанация.

Автор : Николай Чеховский.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *