Чужое горе – источник наживы?

11 апреля 2012
Начало этого строительного сезона дольщики печально известной строительной компании «Кайман» ждали с особым нетерпением. Дело в том, что осенью прошлого года, после почти трех лет ожидания возобновления строительства многоквартирного жилого дома на улице Шевченко, ситуация начала проясняться и появилась уверенная надежда на то, что в 2012 году дом все-таки начнет достраиваться.

Положительные изменения произошли после того, как в ситуацию вмешалось Правительство Рязанской области, учредившее совместно с администрацией города Рязани открытое акционерное общество «Регионстройдом», призванное оказать помощь пострадавшим от действий (или бездействий?) недобросовестного застройщика. На средства, выделенные областным и муниципальным бюджетами, началась проверка проектно-сметной документации недостроенного сооружения. Возведенная коробка здания слишком долго стояла открытой всем ветрам и непогодам, да и застройщик, как выяснилось, вел работы с явным нарушением строительных норм и правил. После того, как объект получит актуализированный план строительства, будет проведена его экспертная оценка (а эти работы уже вошли в завершающую стадию), можно будет приступать к реконструкции и дальнейшему строительству здания. Однако, как рассказали представители некоммерческого партнерства обманутых дольщиков ООО «Кайман» «Шевченко», есть опасения, что этим планам хотят помешать.

В отношении строительной компании, так и не сумевшей выполнить своих обязательств перед несколькими сотнями граждан, доверивших ей немалые средства (многие дольщики в надежде на скорое новоселье продали свое единственное жилье, чтобы улучшить жилищные условия, приобретя квартиру в новостройке), была начата процедура конкурсного производства. Ведь даже при первом, взгляде на монолитно-бетонную коробку недостроя было видно, что для того, чтобы это сооружение превратилось в жилой дом, потребуется не один десяток миллионов. Ответить на вопрос о том, куда пропали отданные дольщиками на строительство дома деньги, предстоит, вероятно, следствию (производство по данному делу уже возбуждено). Задачей же кредиторов, к которым, прежде всего, относятся участники долевого строительства, сегодня является установить имущество должника и определить, как можно его использовать, чтобы вернуть свои средства и достроить дом.

Выполнять эту работу, согласно законодательству, должен конкурсный управляющий, рекомендуемый кредиторами и утверждаемый Арбитражным судом. Его назначение произошло в сентябре 2011 года. На то, чтобы провести инвентаризацию имущества должника, сделать его оценку и удовлетворить ожидания кредиторов, отведено шесть месяцев с правом продления. Но действия конкурсного управляющего, по мнению обманутых дольщиков, не дают оснований быть уверенными, что результат его работы будет положительным.

Дело в том, что среди кредиторов ООО «Кайман» есть не только физические лица, но и различные организации, которые когда-то не получили оплату за произведенные услуги и поставленные товары. При этом действующий на тот момент закон (сегодня он изменен) давал преимущественное право на возврат долгов и на выбор конкурсного управляющего именно этим поставщикам. Каково же было удивление дольщиков, когда они узнали, что одним из претендентов на имущество «корпорации вечного роста» является некий Рязанский долговой центр – организация, скупившая долговые обязательства у ряда юрлиц. Не ее ли протеже стала назначенная конкурсным управляющим Оксана Евгень­евна Гудкова?

Что вызывает небезосновательные сомнения и опасения дольщиков? Как указано в жалобе на действия конкурсного управляющего, направленной в Арбитражный суд, в течение пяти месяцев, прошедших с момента назначения Гудковой конкурсным управляющим, им так и не было предоставлено подробного перечня имущества должника. Более того, предпринимаемые Гудковой действия, по мнению заявителей в Арбитражный суд, говорят либо о ее профессиональной непригодности, либо о намерениях еще раз обмануть пострадавших граждан. Например, как можно расценивать тот факт, что конкурсный управляющий, который обязан довести до сведения всех кредиторов срок, до истечения которого они могут подавать свои требования, во-первых, не указал в газетной публикации дату закрытия реестра, а во-вторых, не проинформировал всех участников долевого строительства о начале конкурсного производства, ограничившись кратким сообщением в малодоступном приложении к газете? Может быть, это просто оплошность? Но от таких неточностей зависят судьбы людей. Не увидел объявления в газете, не представил вовремя необходимые документы и еще раз потерял надежду на возврат средств, на справедливость. С трудом верится, что арбитражный управляющий может не знать таких очевидных правил ведения производства.

После того как Гудкова отказала дольщикам, чьи требования установлены судом, в проведении собрания кредиторов с целью прекратить полномочия Рязанского долгового центра и аффилированных с ним лиц, подозрения дольщиков в предвзятости ее действий приобрели конкретные основания.

Кроме того, дольщикам стало известно и о других несоответствиях процедуры ведения конкурсного производства, допущенных Гудковой. Так, закон обязывает страховать деятельность конкурсного управляющего в случае, если балансовая стоимость должника превышает 100 миллионов рублей. Мало ли что может случиться? Ведь арбитражный управляющий – всего лишь человек, а значит, допускается вероятность ошибки. Чтобы от них, пусть даже вероятных, не пострадали и без того натерпевшиеся кредиторы, Гудкова обязана была застраховать себя. Но сделала она это почему-то лишь спустя четыре месяца после своего назначения, а именно после того, как на нее была подана жалоба в Арбитражный суд. При этом, как объяснили в страховой компании, если выяснится, что ее деятельность привела к ущемлению интересов кредиторов, то все эти случаи не будут признаны страховыми, так как Гудкова обманула страховую компанию, скрыв наличие претензий к ее работе в суде.

Но самое удивительное заключается в том, что добровольно уйти с занимаемого поста, на чем настаивают обманутые дольщики, Гудкова отказывается. А ведь конкурсное производство в случае со строительной компанией «Кайман» очень сложное, хлопотное, связано с судьбами сотен пострадавших людей. Казалось бы, правильнее признать, что просто не справилась… Но Гудкова настойчиво продолжает свое дело, рискуя нанести непоправимый ущерб не только дольщикам дома на улице Шевченко, но и, в конце-концов, испортить репутацию той саморегулирующей организации арбитражных управляющих, членом которой она является.

Между тем весна в разгаре, а значит, надо торопиться. Остается надеяться, что все участники процесса восстановления прав обманутых дольщиков сделают все возможное, чтобы по­страдавшие от недобросовест­ных действий застройщика получили долгожданное жилье.

Источник: Рязанские ведомости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *