Ипотека для бабушек

Зачем пенсионеров призывают зарабатывать с помощью жилищных кредитов

«Ипотека – это отнюдь не кабала, а очень удобный финансовый инструмент, с помощью которого можно легко заработать не только на собственное комфортабельное жилье, но и на собственный автомобиль, а также другие, не менее дорогостоящие радости жизни». Примерно в таком ключе начали высказываться представители крупных риэлторских компаний в преддверии осени. И чем ближе начало «высокого сезона», тем громче звучат подобные мотивы в пресс-релизах и иных рекламных материалах, а приводимые в качестве доказательства примеры все более образны. Так, например, несколько дней назад преимущества ипотечного кредитования расписывались отдельными представителями риэлторского бизнеса на примере некоей «бабушки-инвестора», якобы заработавшей с его помощью внушительную сумму денег.


В частности, руководитель отдела ипотеки и специальных программ одной из крупных девелоперских компаний Роман Строилов рассказал, что в подмосковных Мытищах одна женщина преклонного возраста приобрела в одном из строящихся жилых комплексов сразу четыре квартиры: одну двухкомнатную и три «однушки». Первый из объектов она оплатила сразу наличными деньгами, а на три последующих (по 2,8 миллиона рублей каждая) оформила ипотечные кредиты (два под 12% и один под 12,5% годовых), имея на руках справки о доходах своего сына и невестки и внеся в качестве первоначального взноса по двадцать процентов. Договоры долевого участия были подписаны в самом начале прошлого года.


А уже в ноябре 2013 года, констатирует Строилов, одна из «однушек» ушла за сумму 4,2 миллиона рублей, после уплаты всего лишь девяти взносов. Второй объект был реализован за ту же сумму ровно через год, в январе 2014 года, а третья квартира была продана спустя 16 месяцев после покупки, в июне 2014 года.

В первом случае, утверждает эксперт, чистый доход «бабушки-инвестора» составил 1200000 рублей (минус 200 тысяч на уплату процентов по кредиту, без страховки), во втором – 1177000 (минус проценты на сумму в 223 тысячи, опять же без страховки). В третьем же случае, по его словам, за вычетом процентов (356 тысяч) и страховки (18 тысяч), доход женщины составил уже 1,5 миллиона рублей. И это еще при условии, что ипотека не погашалась полностью, квартиры были реализованы с обременениями.


Аналитики другой, не менее крупной и серьезной российской девелоперской компании («Метриум Групп»), подтверждают: прибыль без малого в четыре миллиона рублей за 18 месяцев вполне реальна, ведь разница в стоимости квартиры на разных этапах строительства может достигать 70% (естественно, в сторону увеличения). Важно следовать лишь двум небольшим нюансам: располагать энной суммой для первоначальных взносов и вовремя разглядеть ситуацию на рынке, благоприятствующую продаже.


Получается, что в настоящее время в отечественной экономике появилась хорошая возможность поправить свое финансовое положение, а шутки из разряда «ничто так не сплачивает семью, как взятая совместно ипотека» теперь неуместны? Почему же тогда наши сограждане не используют этот шанс? Просто не знают? Но ведь подобные схемы отнюдь не имеют грифа «совершенно секретно, для внутреннего пользования»! Наоборот, они активно популяризуются. Значит, где-то есть загвоздка?


При более детальном рассмотрении этого способа выясняется сразу несколько весьма интересных деталей. Во-первых, те же 20% от двух с половиной миллионов рублей – это 500 тысяч. Вполне возможно, что у определенной категории (и довольно многочисленной) женщин преклонного возраста сумма такого порядка «на черный день» зарезервирована. Тех же, кто располагает суммой в полтора-два миллиона – гораздо меньше. Но даже и в этом случае представить себе ситуацию, когда с таким первоначальным взносом банки (пусть даже разные) одобрят сразу три ипотечных кредита – это уже, пожалуй, фантазии из области несбыточных мечтаний. Особенно в условиях ужесточения требований к платежеспособности заемщиков.

Во-вторых, уловить наиболее благоприятный момент для вывода приобретенного по ипотеке актива на реализацию без должной подготовки вряд ли возможно. А аналитические способности среднестатистической россиянки для этого не то, чтобы недостаточны, а, скорее, лежат в несколько иной плоскости.

Плюс ко всему продавать квартиру с ипотечным обременением – дело не такое уж и простое. Для этого требуется согласие банка, которое, естественно, можно получить, а можно и не получить. Переоформление ипотеки на другого собственника тоже может преподнести несколько сюрпризов. В отношении так называемой «чистой прибыли», получаемой в таком варианте, тоже не все так безоблачно.

Член санкт-петербургской городской коллегии адвокатов Елена Ильина, ссылаясь на письмо Минфина от 21.10.2009 года, отмечает: при переуступке прав на собственность по договору долевого участия с полученных доходов взимается налог в размере 13%, если цессия (переуступка прав) была осуществлена по стоимости, превышающей сумму, указанную в первоначальном ДДУ.

Представитель «Центрального Агентства Недвижимости», члена Новосибирской гильдии риэлторов, Валентина Кондратьева, добавляет: «Процедура переуступки прав собственности весьма затратна. Имеется пробел в законодательстве, который позволяет застройщикам взимать плату за подобную услугу. И ее размер ограничивается только собственными аппетитами девелопера, достигая порой суммы в несколько десятков, а то и сотен тысяч рублей».


К тому же, многие девелоперы отмечают: подобные схемы имеют место быть лишь в том случае, если речь идет о точечной застройке. Иными словами, если строится один дом – серьезную прибыль получить можно, правда, это в теории.

А вот если застройщик реализует комплексный проект из 5–20 корпусов, то овчинка выделки не стоит даже теоретически, потому что иначе расходы по кредиту «задушат» всю прибыльность подобного предприятия. Но ведь в последнее время девелоперам гораздо интереснее именно комплексные проекты, а точечные стройки – в большей степени удел далекой провинции.

Учитывая все нюансы, возникает вполне резонный вопрос – зачем акцентировать внимание рядовых покупателей на довольно спорных схемах с ипотечными кредитами? А расчет здесь, скорее всего, довольно прост: чувствуя усиления «схлопывания» всего рынка, некоторые застройщики таким довольно немудреным способом пытаются спровоцировать интерес потенциальных покупателей к своим проектам, надеясь, что люди, привлеченные возможностью быстрого заработка, расхватают невостребованные квартиры как горячие пирожки.

Для этого и вписываются во многочисленные пресс-релизы некие образы, максимально приближенные к «народным низам», чтобы завоевать доверие. Каковы же будут последствия подобного шага для конечных потребителей, привлеченных таким возможным вариантом развития событий, реализаторы жилья, по всей видимости, предпочитают не задумываться. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Автор : Андрей Захарченко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *