Кадры решают не всё. Но очень многое

Новая кадровая политика или обострение старого кадрового кризисa? На самом деле, скорее всего, и то, и другое. Отставка Олега Говоруна с поста главы Министерства регионального развития, разумеется, не была заранее запланированной, тем более, что произошла по инициативе самого министра. Но она оказалась своеобразным сигналом, свидетельствующим, что заканчивается время «стабилизации кадров». На протяжении последних лет перемещение высших сановников государства происходило, как и при Брежневе, в основном по-горизонтали, кадры перетасовывались как карты в одной и той же колоде, и всякий, кто более или менее прочно сидел на своем месте, мог рассчитывать оставаться там до тех пор, пока в рамках общей командной игры не появится необходимость переместить его на другую должность ничем не уступающую прежней. Номенклатурная система более или менее воспроизвелась внутри бюрократии, иное дело, что социальная природа номенклатуры по сравнению с советскими временами изменилась. Она перестала совмещать в себе черты экономической, политической и административной элиты, уступив часть функций новой буржуазии и корпоративному начальству, которые в свою очередь очень активно взаимодействовали с верхушкой политической бюрократии (получалось нечто похожее на американскую систему «вращающихся дверей» между бизнесом и правительством, только с пост-советской спецификой).

Между тем обостряющийся кризис — не только и не столько политический, сколько экономический и управленческий, заставляет даже в рамках старой колоды находить новые, неординарные решения. А самое главное, чиновники высшего уровня уже не могут быть уверены в гарантированности своих позиций, при которой даже полный развал работы может быть в лучшем случае наказан перестановкой на новую, эквивалентную прежней, позицию. Если отстранение Лужкова с поста столичного городского головы, было не только первым симптомом начинающихся перемен в бюрократической элите, но и результатом борьбы за политическую и экономическую власть в регионе, то сейчас речь идет уже о перестановках менее масштабных по их политическому значению, но, как ни странно, более значимых с точки зрения бюрократической игры. Потому что случай с Лужковым лишь означал, что даже высокие персоны могут пострадать из-за политического конфликта с Кремлем. Те же, кто конфликтовать политически не собирался и был лоялен, могли себя до поры чувствовать полностью защищенными.Сейчас ситуация поменялась. Снять могут не только за политические конфликты, но и за развал работы или из-за внутриаппаратного конфликта. Принцип индивидуальной бюрократической неприкосновенности в обмен на гарантированную политическую лояльность уходит в прошлое, здесь нельзя не согласиться с Михаилом Ремезовым.
Тут, однако, возникает крайне острая проблема — кем заменять выбывающих? Сергей Шойгу, например, явно оказывается наиболее удачной фигурой для замещения отставленного министра обороны Сердюкова, но появляется вопрос о том, кем заместить самого Шойгу, совсем недавно взявшегося руководить Московской областью? Мы видим, что президенту приходится замещать растущее число вакансий в рамках кадрового резерва, остающегося более или менее неизменным. И это означает, что ситуация будет осложняться, требуя от Путина неординарных кадровых решений, принимать которые окажется всё сложнее.
Политологи совершенно правы, заявляя, что смена кадровой политики — путь к более масштабным системным изменениям. Разную политику надо проводить разными кадрами. Но вот вопрос: какие нужны кадры для какой политики?
В долгосрочной перспективе ответ на кадровый кризис надо искать всё равно за пределами кадровой политики, на уровне, с одной стороны, политики социальной, а с другой стороны, посредством реальной, а не фиктивной политической реформы, когда путь наверх будет открыт большему числу выходцев из низов, да и вообще новым людям, которые ещё не побывали в роли карт из старой колоды. Беда в том, что оборотной стороной таких решений оказывается потеря контроля. Назначать на те или иные посты приходится не старых знакомых или людей, рекомендованных старыми знакомыми, доказавшими за много лет свою лояльность, а самостоятельных новых политиков и профессионалов, которые к тому же ещё и способны будут опереться на собственную социальную и политическую базу. Такой вариант категорически не стыкуется с привычной практикой и чреват серьезными неожиданностями. Но если изменения кадровой политики не произойдут своевременно и эффективно, неприятных неожиданностей может оказаться ещё больше.

Автор : Борис Кагарлицкий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *