Мы затянем ремни. А вы?

Правительство России в очередной раз предлагает решать экономические проблемы за наш счёт

Министр финансов России Антон Силуанов считает, что россиянам придётся «затянуть пояса». Заявление прозвучало 24 ноября на экономическом форуме «Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности». По словам министра, пришло время для реализации сложных экономических решений и отказа от «лишних бюджетных трат».

«У нас уже не будет столько доходов, сколько полгода назад, не будет таких зарплат», — цитирует Силуанова «Регнум». Причины текущей «турбулентности» российской экономики лежат не столько в санкциях, хотя и в них тоже, сколько в падении цен на энергоносители, зависимость от которых у российской экономики также высока, как и прежде. Так, из-за санкций бюджет России недополучит порядка 40 миллиардов долларов, тогда как на ослабленный рубль придется до 140 миллиардов валютных потерь страны.

Сейчас, по словам Силуанова, в правительстве решают, от каких не первоочередных трат страна сможет отказаться в ближайшем будущем. Очевидно, что сокращение бюджета на будущий год неизбежно, подчеркнул он.

То есть всем нам в очередной раз предлагается потерпеть «до лучших времён». А лучшие времена для нынешнего экономического блока правительства России, похоже, могут наступить только при повышении мировых цен на энергоресурсы. До этого, по всей видимости, экономить «по старинке» будут на социальной сфере: закрывать больницы, урезать льготы и т.д.

А вот признаков, что, к примеру, обяжут быть «скромнее в желаньях» сотрудников госкорпораций, особенно топ-менеджеров, не видно. Наоборот, доходы у этой высшей касты российского полугосударственного бизнеса только растут. В частности, согласно выводам Forbes доходы 17 членов правления «Газпрома» выросли в первом полугодии 2014 года в 1,4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и достигли 1 миллиарда 119 миллионов 197 тысяч рублей.

Уже много лет нам говорят и говорят о необходимости модернизации и диверсификации нашей экономики, чтобы максимально уменьшить зависимость страны от колебаний цен на энергоресурсы. Однако воз и ныне там. Так может пора менять говорунов, а не решать проблемы, которые создала сама власть, урезанием всех социальных обязательств.

Научит ли чему-то руководство России разрастающийся кризис или нам, как и прежде, придётся уповать только на благоприятную конъюнктуру сырьевого рынка? Вопрос, ставший уже давно риторическим…

— Из недавно принятого бюджета РФ и прогноза социально-экономического развития на три года выводы напрашиваются сами, — считает заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, инновационной политике и предпринимательству Николай Арефьев. – Вредят нам не столько санкции, и даже не низкие цены на нефть. Главный ущерб наносит само же правительство, которое продолжает в экономике придерживаться прозападного курса. У нас сегодня почти 500 миллиардов долларов – за границей. И вот буквально в октябре экс-министр финансов, глава ВТБ Михаил Задорнов очень спокойно заявил, что очередную порцию в 3,5 миллиарда долларов мы отправили в США. То есть получается, на развитие американской экономики. Если мы будем кормить чужого дядю, а свою страну оставлять на голодном пайке, ни о каком развитии собственного производства речи быть не может. Мы давно уже слышим «кудринскую песню» о том, что оставлять деньги в стране – значит, разгонять инфляцию. Но у нас уровень монетизации экономики – 43%, а в Китае – 200%. То есть у китайцев объём финансовой массы в два раза превышает объём ВВП. И ничего, инфляцию это не разгоняет.

Каковы ближайшие перспективы для российской экономики?

— У нас, согласно расчётам специалистов, в лучшем случае экономика вырастет в следующем году на 1,5%. Однако при нынешнем понижении курса рубля даже такой символический рост (не учтённый при расчётах) становится невозможным. То есть уже в ближайшие месяцы можно ждать рецессии экономики.

Таким образом, нашу экономику и социальную сферу сознательно держат на голодном пайке. О каком тут развитии говорить? Почти 600 миллиардов рублей в ближайшие три года планируется забрать с помощью, так называемого налогового маневра у малого бизнеса. Цена бензина скоро будет в 2 раза выше, чем в США, постоянно поднимаются цены на алкоголь и сигареты. Такое впечатление, что из карманов наши людей хотят вытащить всё что можно.

— Каковы альтернативы?

— В США, когда захотели вернуть малый и средний бизнес (там тоже немало предпринимателей вывели своё производство за рубеж), понизили ставку рефинансирования, понизили стоимость энергоресурсов и т.д. Создался благоприятный климат для бизнеса, и он стал возвращаться в страну.

У нас же наоборот повысилась ставка рефинансирования, уже упомянутый налоговый маневр привёл к повышению внутренних тарифов на энергоресурсы и т.д. И российский бизнес уже отреагировал. Раньше прогнозировалось, что вывезено будет 66 миллиардов долларов из страны. Теперь речь идёт о вдвое большей сумме. Вот если бы у нас сделали, как в тех же самых США, вернули деньги бизнеса в страну, ни о каком понижении жизненного уровня и затягивании поясов говорить не пришлось бы.

Нет ли в заявлении Силуанова связи с выкладками экс-министра финансов Кудрина, который считает, что Россия должна отказаться от поддержки Донбасса ради возвращения «дружбы с Западом» и отмены санкций?

— Всё, что советовал Кудрин, всегда ослабляло нашу экономику. Что касается «дружбы с Западом», то её никогда и не было. Мало того, Запад, в общем-то, добился своей цели, поссорив Украину с Россией. Мы надолго, если не навсегда, потеряли своего потенциального стратегического союзника. При нашем невольном участии экономика «незалежной» оказалась «на боку» и даже если бы вдруг Украина захотела войти в Евразийский экономический союз, вряд ли в этом был бы практический смысл для России. Чтобы восстановить у себя производство того, что поставляла нам украинская промышленность, понадобятся годы. То есть Запад и тут добился своего. Можно не сомневаться, следующей его целью будет максимально ослабить экономику дружественной нам Белоруссии. Возможно, с нашей же помощью.

— Цены на нефть начали заметно проседать с конца июля, — говорит председатель правления Института динамического консерватизма Андрей Кобяков. – Перестройка экономики на более диверсифицированную основу, чтобы можно было получать серьёзные доходы не только от продажи энергоресурсов, займёт годы. Россия не использовала «тучные годы» в начале двухтысячных для модернизации экономики. Сегодня наши чиновники много говорят об импортозамещении, но мы не видим конкретных программ. Даже если они уже подготовлены, потребуется не один год, чтобы их воплотить. Нам, например, необходимо фактически восстанавливать станкостроение, которое у нас в диком загоне. Должна быть государственная программа его развития. Даже если бы сейчас уже были разработаны механизмы дотаций, льготные кредитные механизмы для отечественных предпринимателей, потребовался бы не один год. Но мы не видим никакого движения.

То есть надвигающийся кризис ещё сильней ухудшит положение отечественных производителей?

— Любой кризис, как я считаю, всегда открывает и новые возможности, но только если работать прфессионально и эти возможности полноценно использовать.  Если мы вспомним кризис 1998 года, тогда удалось при всех потерях в финансовой сфере получить промышленный рост на 17%. И это благодаря довольно взвешенной политике правительства Примакова. Однако сегодня я не вижу в правительстве России людей, которые были бы пригодны для мощного созидательного рывка в экономике. Сама экономическая идеология, которой придерживаются эти люди, в том числе Силуанов, не подходит для структурной экономической перестройки, которая нам необходима. Возможно, какие-то кадровые перестановки в правительстве и готовятся, есть некоторые признаки этого. Однако сказать это наверняка нельзя.

Госбанки по-прежнему вместо того, чтобы быть инструментами государственной финансовой политики, вовсю занимаются валютными спекуляциями и считают, что в данной ситуации выгоднее выводить деньги из страны. Всё это можно было бы исправить в ручном режиме, вызвав «на ковёр» руководителей нескольких наиболее крупных госбанков. Почему это не делается – большой вопрос.

Если говорить о частных капиталах, то они, действительно, продолжают утекать, как по легальным, так и по нелегальным каналам. Причём объёмы утечек увеличиваются. Здесь давно уже назрели жёсткие меры. Несколько лет идут разговоры про деофшоризацию, но мы почему-то не видим ни ужесточения валютного контроля, ни введения принудительных механизмов возвращения денег в Россию.

Автор : Алексей Верхоянцев.

                   Затянем пояса, лишь бы шея выдержала

Я плохо разбираюсь в политике, еще хуже — в экономике. Однако, как любой нормальный житель России, с удовольствием эти две темы обсуждаю.

Да что там говорить, практически любой здравомыслящий человек, придя домой с работы и открыв интернет, прежде всего, изучает политические новости, потом — кто кого убил, кто у кого, что  украл, ну и, в конце концов, кто кому, что должен.

Я тоже, пришел домой, налил себе большую чашку чая, развернул    вкусную конфету, открыл интернет,   открыл рот, чтоб занести туда конфету. Черт дернул прочитать новости.  Рука замерла в поступательном движении. Рот парализовало и мумифицировало. Конфета  так и осталась где–то на полпути.  Читаю —

  В ближайшее время россиянам придется «затянуть пояса» и научиться жить в новой экономической парадигме, заявил 24 ноября на экономическом форуме «Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности» министр финансов РФ Антон Силуанов. По словам чиновника, пришло время для реализации сложных экономических решений и отказа от «лишних бюджетных трат».

Безусловно, до прочтения этих самых строк, я жил с распущенным поясом,  висящем, на последней дырке. А теперь мне предлагают его затянуть. Нет, в целом, мысль ясна, но стоило  бы уточнить, для не очень разбирающихся в экономике и политике россиян — затянуть где? В каком месте организма?

Потираю шею. Смотрю на ремень.

Понимаю, что особого выбора жителям 1/6 ой не предоставляется. Более того, именно жители этой 1/6 части суши, своим героизмом и самопожертвованием, должны спасти честь страны  и не позволить государству разрушиться от внутренних и внешних долгов. Но мне, как жителю этой страны, очень хочется знать, чем мы заслужили такое? Может быть, мы отбываем наказание за грехи?  Может, плохо работаем, плох воспитываем детей? Что такого произошло катастрофического, что мы должны, вдруг, в едином порыве затянуть пояса? Про реализацию сложных экономических решений, мне вообще не понятно. А чем до этого занимались чиновники? Может, это не мы плохо работаем, а даже страшно произнести в слух, поэтому говорю шепотом , тссс, может это они неважно трудятся, а?

Читаю дальше —

«У нас уже не будет столько доходов, сколько полгода назад, не будет таких зарплат», — подчеркнул Силуанов. Причины текущей «турбулентности» российской экономики лежат не столько в наложенных на нее санкциях, хотя и в них тоже, сколько в падении цен на энергоносители, зависимость от которых у российской экономики также высока, как и прежде. Так из-за санкций бюджет России недополучит порядка 40 млрд долларов, тогда как на ослабленный рубль придется до 140 млрд валютных потерь страны.» 

Вот тут, рот, наконец, закрылся. Схлопнулся, как черная дыра. Правда, конфету, своей гравитацией, так и не затянул, остался десерт в подвешенном состоянии, все еще ожидая своей участи.

Сразу же захотелось уточнений. Почему сразу —  у НАС не будет столько доходов. Хочется поправить уважаемого министра. Мне кажется, он хотел сказать  «У ВАС уже не будет столько доходов, сколько полгода назад, не будет таких зарплат» Теперь текст выглядит более осмысленно и цельно. Потому  как, не так давно, депутаты очень озаботились размерами своих зарплат и немножко (почти в два раза) их скорректировали в сторону увеличения, чтоб не чувствовать валютных потерь страны. Видимо, что-то знали о будущем. Может с ясновидцами консультировались, может еще где. Фраза про зависимость от энергоресурсов еще больше заставила задуматься.

У нас целая Дума депутатов, которые за 20 лет так и не смогли понять, что нельзя зависеть от энергоресурсов. Вся страна, каждый ее житель, плохо разбирающийся в политике и экономике  — это давно понял. А люди, которые в этой политике и экономике как рыба в воде, прозрели только сейчас. Поразительное дальновидение. Может быть, стоило проконсультроваться у тех же ясновидящих, у которых консультировались по поводу зарплат? Господа, народ просит, давайте начнем с утюгов. Или чайников. С авторучек. Да не важно с чего. Давайте начнем хоть что-нибудь выпускать свое.  Вся страна этого очень хочет.

«При 108 долларах за баррель мы были слишком богаты, а рубль был более крепок, чем реально мог себе позволить. Сейчас все приходит на свои места», — заявил Силуанов. Сейчас в правительстве решают, от каких не первоочередных трат страна сможет отказаться в ближайшем будущем. Очевидно, что сокращение бюджета на будущий год неизбежно, подчеркнул он» 

Конфета, наконец, завершила свой недолгий жизненный путь у меня во рту.

Тяжелая доля у правительства. Взять и вот так, отказаться от трат. Не верю. Но начинаю размышлять над словами и прихожу к выводу. Выходит, то, как я жил еще  пару месяцев назад – это я жил незаслуженно, не по средствам. Вроде как, закрыли на меня глаза, живи мол, так уж и быть. Что с тебя взять. И не забывай говорить спасибо правительству за его щедрость.  А теперь говорят, ну все, нажился, хорэ. Хватит, давай-ка теперь по настоящему  — живи так, как заслуживаешь. А заслужил ты не очень много.

Про сокращение бюджета, даже думать боюсь, мне его особенно сокращать некуда. Скажете – это про бюджет страны в целом, а не про мой бюджет. Это так, но что-то подсказывает, что планируемый бензин за полтиник — это, все же, сокращение  моего бюджета и   еще 100 с лишним миллионов граждан.

«Хотя падение рубля прекратилось и курс доллара стабилизировался, российской экономике следует уходить от развития за счет роста потребительского спроса, сделать упор на внутреннюю экономику и сохранение сбережений. «Нам необходимо создать длинные ресурсы. В первую очередь это такие отрасли как сбережение накопительных частей пенсий, страхование жизни и банки. Это те длинные ресурсы, за счет которых поддерживается бюджет большинства развитых стран» 

Интересно, каков процент россиян у которых хранятся сбережения. И как можно сохранить то, чего в принципе — нет. Про развитые не совсем понятно , а мы тогда какие и какие у нас ресурсы сейчас? И сколько надо лет, что б из развивающейся страны стать развитой? Очень хочется услышать ответ на этот вопрос. Только ведь, кто правду-то скажет. А так приятно было осознавать, что мы, блин, развитая страна. Я честно, верил и даже возмущался, когда нас к развивающимся приравнивали. А тут, вот такой облом. Ну ладно, длинные ресурсы, короткие пояса. Потерпим, не в первой. Мы очень терпеливый народ.

«Ситуация не простая, но мы должны мобилизироваться, реализовывать те решения, которые ранее откладывались из-за сложности» 

Из-за какой сложности?  Что еще должно быть в наших недрах, какие еще деревья должны расти в лесах, а растения в полях, какая еще рыба водится в реках, морях и озерах. Чтоб у нас не было сложностей? Я вообще не могу понять, откуда, в нашей столь богатой стране, возникли сложности? Почему мы о них узнаем только сейчас? Ведь еще полгода назад, те же самые люди, говорили — в стране все прекрасно, экономичемкий рост опережает всю Землю. А может быть, я просто плохо разбираюсь в политике и экономике. А профессионалы, на самом деле, не покладая рук, не щадя здоровья, день и ночь, куют благосостояние, а мы неблагодарные, задаем неудобные вопросы.

Видимо следующий год будет сложным, мне не хочется майданов и американских сапог на нашей земле. Не хочу заглядывать в рот Западу, не хочу заискивать перед ним же. Честно говоря, готов еще потерпеть, лишь бы наша страна смогла встать во весь могучий рост. Верю, что не только я. Но господа хорошие наши правители. Зачем народ, который готов за свою страну жизнь положить, вот так, в очередной раз, да побольнее?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *