Национальная распродажа ненужного

Отечественные товары дешевеют в отсутствие спроса.

В ожидании высокого спроса в мае-июне российская промышленность заметно увеличила выпуск, однако значительная часть этих товары пылится по складам. Как свидетельствует собранная Институтом экономической политики имени Е.Т. Гайдара (ИЭП) статистика, платежеспособный спрос на отечественную продукцию находится на рекордно низком с начала кризиса 2008 года уровне. Как считают некоторые эксперты, причина кроется не столько в отсутствии денег у потребителей, сколько в неконкурентоспособности наших товаров. Это означает только одно, что нашу экономику ждет спад.

Затоваривание складов, докладывают экономисты ИЭП, уже имеет два очевидных последствия: снижение цен на готовую продукцию и резкое уменьшение инвестиций в производство, и без того довольно скудное еще с лета прошлого года.

В июне цены незначительно подросли лишь в лесной, строительной, пищевой и легкой промышленности. Во всех остальных отраслях они заметно снизились, что в стабильные годы бывает лишь в декабре.

Опросы подтверждают, что только 6% предприятий сегодня считают свои запасы недостаточными. Это исторический минимум с 1993 года, даже в разгар последнего кризиса этот индикатор был вдвое больше. Поэтому большинство производителей имеют планы по сокращению инвестиций в производство. Треть российских предприятий намерены снизить физические объемы выпуска, чтобы уменьшить объемы складских запасов. Подобные тенденции проявились впервые за два последних года.

Как следствие, на минимальном с 2010 года уровне находятся планы по найму персонала. Фактически привлекать новых специалистов намерены лишь предприятия цветной металлургии и пищевой промышленности. В остальных сегментах, напротив, компании готовят сокращение штатов.

Это естественная реакция, если учесть, что ИЭП прогнозирует снижение рентабельности отечественных предприятий во втором полугодии этого года – на фоне низкого спроса они не смогут даже заложить в цену готовой продукции готовящееся с 1 июля повышение тарифов на газ и электричество. Возможно, по итогам этого года финансовые показатели отечественных компаний также установят новый антирекорд.

Так, что же, нашу промышленность ждет новый затяжной спад? Глава «Союза предпринимателей и арендаторов России» Андрей Бунич считает, что существенную роль в затоваривании складов играет снижение потребительского спроса:

— Население привыкло жить в долг, оно рассчитывает как на само собой разумеющийся на хороший сценарий развития экономики в целом, и в отношении личных доходов – тоже. Но эти перспективы безоблачного постоянного роста доходов у массового населения сегодня оказались полностью не состоятельны. Собственно, статистика уже показывает, что в последние месяцы уровень задолженности по потребительским кредитам растет. Население не может надлежащим образом обслуживать уже набранные займы. Так что и новые кредиты массово набирать оно уже не может. Поэтому спрос за счет кредитных денег будет ощутимо падать. Между тем, именно этот источник был основным драйвером промышленного роста в прошлом 2012 году. Однако он ощутимо усох, что ощущают наши производители.

Этот негатив ощущается последние восемь месяцев, теперь он по цепочке дошел до предприятий, которые сегодня должны к нему оперативно адаптироваться, серьезно пересмотреть свои ожидания по перспективам сбыта. Это я считаю, что просто определенный период экономического цикла – абсолютно по учебнику. Циклический спад не длится вечно.

— Формально, благодаря статистическим особенностям, во втором полугодии экономический рост в России должен даже ускориться. Однако, если смотреть на происходящее в реальной экономике по существу, то в действительности тренд на ее замедление продолжится, — считает главный экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова.

По нашим оценкам, продолжает эксперт, во втором полугодии рост ВВП России составит не менее 2,5-3% в годовом исчислении. Но этот расчет делался на основании доступных сегодня официальных данных. Что это означает? Рост ВВП считается год к году, так что из-за очень слабого роста нашей экономики во втором полугодии прошлого года будет значителен эффект низкой базы – на фоне данных годовой давности показать рост несложно.

Еще один статистический фокус состоит в том, что при снижении официальных данных по инфляции, автоматически начисляется более высокий рост ВВП. В мае этого года инфляция в пересчете на год составила 7,4%, что очень много. В летние месяцы, нередко благодаря дешевеющему продовольствию, регистрируется дефляция, так что к сентябрю весьма вероятно, по нашим оценкам, снижение инфляции до 6,5% в годовом выражении. И, может быть, еще ниже. Так что статистика благодаря одному этому факту покажет ускорение нашей экономики примерно на 1% ВВП за год. Это нормальный статистический эффект, связанный с сезонностью расходов.

Кроме того, сегодня рост ВВП косвенно оценивается на основании данных по розничной торговле. А, чтобы детально разобраться в том, что реально происходит в промышленности, нужны данные по секторам. Без этого вырисовывается некая условная средняя температура по больнице. Государственные органы подготовят необходимые данные за первое полугодие в течение третьего квартала – тогда и можно будет предметно на цифрах проанализировать, что происходит.

— Вы солидарны с некоторыми экспертами, которые полагают, что сегодня наш бизнес пребывает в некотором смятении, и потому нельзя указать на какую-то определенную тенденцию в его развитии?

— Нет. Если не обращать слишком много внимания на формальные игры со статистикой, то по существу картина ясна. Наша промышленность сегодня не может на равных конкурировать с импортом даже на нашем внутреннем рынке. Фундаментальные условия этой неконкурентоспособности зависят не столько от самих предприятий и действий их руководства, сколько от тех общеэкономических условий, формировать которые, в общем-то, — задача правительства.

Перечислю эти условия: курс рубля на протяжении нескольких лет остается практически стабильным, но при этом инфляция у нас в несколько раз выше, чем у наших основных торговых партнеров. Это означает, что импортные товары все время дешевеют на фоне отечественных. Россия импортирует дефляцию. В то же время отправляемая на экспорт отечественная продукция все время дорожает на мировом рынке. Очень трудно в этих условиях быть конкурентоспособным.

Прибавим к этому постоянный рост издержек наших предприятий из-за регулярного повышения тарифов и высокий уровень оплаты труда. Ведь, сегодня безработица в России находится на рекордно низком уровне, что явно свидетельствует о перегреве.

Из сказанного явно следует, что предприятия будут избавляться от избыточной рабочей силы и медленно снижать выпуск, если общеэкономические условия будут оставаться такими же еще длительное время. Так что тренд на замедление промышленного производства продолжится. Переломить эту тенденцию смогут только структурные реформы экономики. Но это в любом случае дело очень не быстрое. Пока в России не видно такой программы, которая быстро привела бы к коренным структурным изменениям.

Автор : Николай Чеховский.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *