За последний год с небольшим рубль обесценился к доллару примерно на одну пятую. Причём на 12,5% — с конца октября 2013 г., когда начался нынешний тренд на «слегка ускоренное» ослабление нацвалюты.
Появились ли признаки того, что российским товаропроизводителям стало от этого легче жить?
Свежие макроэкономические новости показывают, что пока девальвация неплохо простимулировала рост цен. А промышленное производство — не очень.
Ухудшение деловой конъюнктуры в обрабатывающих отраслях России продлилось до шести месяцев в апреле, на что указали результаты исследования PMI®, проведенного компанией Markit для HSBC. Все основные составляющие Индекса – объёмы производства, новые заказы, занятость, незавершённые заказы и закупочная активность вновь сократились (Источник).
Из хорошего в этом сообщении то, что тенденция к сокращению деловой активности в промышленности хотя бы не ускоряется. То есть, ситуация «стабильно нехороша», а не «становится всё хуже и хуже».
Не очень хорошо, что несмотря на снижение деловой активности, рост цен на выпускаемую продукцию еще более ускорился…, при этом в секторе
потребительских товаров наблюдался самый высокий рост отпускных цен, который, скорее всего, приведет к увеличению розничных цен в ближайшее время.
Ускорение роста цен производителей — это, несомненно, реакция на ослабевший рубль. Тем более, что доля импортных комплектующих в «отечественном» производстве довольно-таки высока. Да и валютных займов у крупнейших российских предприятий тоже немало. При этом способность переложить свои курсовые издержки на конечных покупателей через рост отпускных цен говорит о том, что потребительский спрос остаётся достаточно сильным. Пока.
Но, вероятно, сами производители не верят в то, что этот спрос сохранится на столь же высоком уровне сколько-нибудь продолжительное время. Только в такой ситуации производитель решает, что своя рубашка ближе к телу и незачем жертвовать текущей прибылью ради призрачной возможности сохранить или расширить долю рынка. Как и нет смысла инвестировать в производство. Ибо подобные стратегии актуальны для стадии роста, а в ситуации неопределённости и приближающегося БП экономического спада надо в первую очередь «поднабрать жирок». В итоге растут цены, но не выпуск.
Если я ещё не забыл институтский учебник экономики, сочетание застоя в производстве и живости в умножении цифр на ценников называется стагфляцией. И выход экономики из этого состояния намного более сложен, чем из инфляционной спирали или экономического спада.
Автор : Андрей Сальников.