О стабильности в лёгкой депрессии

За последний год с небольшим рубль обесценился к доллару примерно на одну пятую. Причём на 12,5% — с конца октября 2013 г., когда начался нынешний тренд на «слегка ускоренное» ослабление нацвалюты.

USD-RUR-05.2014

Появились ли признаки того, что российским товаропроизводителям стало от этого легче жить?

Свежие макроэкономические новости показывают, что пока девальвация неплохо простимулировала рост цен. А промышленное производство — не очень.

Ухудшение деловой конъюнктуры в обрабатывающих отраслях России продлилось до шести месяцев в апреле, на что указали результаты исследования PMI®, проведенного компанией Markit для HSBC. Все основные составляющие Индекса – объёмы производства, новые заказы, занятость, незавершённые заказы и закупочная активность вновь сократились (Источник).

Из хорошего в этом сообщении то, что тенденция к сокращению деловой активности в промышленности хотя бы не ускоряется. То есть, ситуация «стабильно нехороша», а не «становится всё хуже и хуже».

Не очень хорошо, что несмотря на снижение деловой активности, рост цен на выпускаемую продукцию еще более ускорился…, при этом в секторе
потребительских товаров наблюдался самый высокий рост отпускных цен, который, скорее всего, приведет к увеличению розничных цен в ближайшее время
.

Ускорение роста цен производителей — это, несомненно, реакция на ослабевший рубль. Тем более, что доля импортных комплектующих в «отечественном» производстве довольно-таки высока. Да и валютных займов у крупнейших российских предприятий тоже немало. При этом способность переложить свои курсовые издержки на конечных покупателей через рост отпускных цен говорит о том, что потребительский спрос остаётся достаточно сильным. Пока.

Но, вероятно, сами производители не верят в то, что этот спрос сохранится на столь же высоком уровне сколько-нибудь продолжительное время. Только в такой ситуации производитель решает, что своя рубашка ближе к телу и незачем жертвовать текущей прибылью ради призрачной возможности сохранить или расширить долю рынка. Как и нет смысла инвестировать в производство. Ибо подобные стратегии актуальны для стадии роста, а в ситуации неопределённости и приближающегося БП экономического спада надо в первую очередь «поднабрать жирок». В итоге растут цены, но не выпуск.

Если я ещё не забыл институтский учебник экономики, сочетание застоя в производстве и живости в умножении цифр на ценников называется стагфляцией. И выход экономики из этого состояния намного более сложен, чем из инфляционной спирали или экономического спада.

Автор : Андрей Сальников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *