Оборонный комплекс РАН

Фракция КПРФ в Госдуме объявила о намерении инициировать процедуру вотума недоверия правительству.

Поводом для этого демарша стал правительственный законопроект о реформе Российской академии наук (РАН), вызвавший категорический протест Президиума РАН, профсоюза её сотрудников и всего научного сообщества. Эксперты считают, что грядущая «масштабная реформа» РАН фактически означает уничтожение академии и влечёт за собой развал отечественной науки.

Председатель правительства Дмитрий Медведев уже публично поддержал проект, предложенный министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым. Эта инициатива предполагает ликвидацию Российской академии медицинских наук (РАМН) и Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН), а РАН из нынешней самоуправляемой некоммерческой научной организации превратится в «общественно-государственную организацию». Имущество всех научных институтов РАН будет передано под управление нового федерального органа исполнительной власти — Агентства научных институтов РАН. Причём по итогам предстоящей проверки часть академических институтов навсегда закроется.

Нобелевский лауреат, вице-президент РАН, депутат Госдумы от фракции КПРФ Жорес Алфёров считает, что одной из причин реформы стоит желание чиновников «осуществить рейдерский захват этой федеральной собственности», то есть прибрать к рукам лакомые куски имущества. До сих пор многие институты РАН выживали лишь благодаря тому, что сами зарабатывали и распоряжались прибылью. По словам Алфёрова, реализация законопроекта будет означать «ликвидацию одну из самых старейших и самых мощных в Европе академий». Знаменитый учёный предлагает не просто «отклонить вносимый правительством закон», но и «уволить с государственной службы лиц, его составлявших и предложивших». Заслуженный авторитет РАН базируется, в том числе, и на её исторической самоуправляемости, реальной независимости от государства. Теперь же аппарат РАН будет подконтролен правительству. По мнению многих специалистов, это грозит уничтожением самой российской науки.

В беседе с корреспондентом «СП» директор Института философии РАН Абдусалам Гусейнов отмечает:

- Конфликт между РАН и Министерством образования и науки РФ не имеет поверхностный и личный характер. Суть дела - в различном понимании того, что такое наука, и как она должна развиваться. Образование и научную деятельность стали трактовать как услуги, включать их в рыночные механизмы, фактически принуждать академических учёных и профессуру заниматься совершенно несвойственным им делом. Всё это происходило или по инициативе, или при попустительстве Минобраза. Складывается впечатление, что курс взят на то, чтобы доломать в сфере науки и образования то, что ещё устояло перед натиском вульгарно понятой рыночной стихии.

 

Ещё один важнейший пункт, по которому расходятся позиции бюрократических структур и учёных – это вопрос о том, как управлять наукой. Кто должен определять направления, тематику научных исследований — сами учёные или чиновники? Конечно, наука входит в сферу государственной политики. Но если государство хочет иметь фундаментальную науку, оно должно довериться тем людям, которые связали с ней свою жизнь. Никто, кроме самих учёных, не может определить, чем и как им следует заниматься, и быть более заинтересован в том, чтобы наука процветала. Самое лучшее, что могут сделать государство и общество – создать приемлемые условия, чтобы люди, решившие посвятить себя науке, могли заниматься этим, не отвлекаясь на посторонние вещи.

Минобраз уже многие годы исходит из убеждения, что российская наука должна стать университетской, и ведёт линию на разрушение РАН. Чтобы всё было, как на Западе. РАН является национальным достоянием России. Своей почти 300-летней историей она символизирует непрерывность интеллектуального развития страны и остаётся одним из очагов академических свобод и демократической самоорганизации важной сферы общественной жизни. Покушаться на РАН можно разве что только ради геростратовой славы. Наука не терпит диктата».

В беседе с корреспондентом «СП» первый заместитель председателя Комитета по науке и наукоёмким технологиям, депутат фракции КПРФ Дмитрий Новиков констатирует:

- Правительственный законопроект выглядит безобразно и по форме, и по содержанию. Представители «Единой России» настаивают на его скорейшем рассмотрении – без какого-либо общественного обсуждения. Партия власти ведёт себя как факир, незаметно для публики достающий что-то из рукава. А ещё точнее – как карточный шулер. Законопроект затрагивает вопросы землепользования и, следовательно, по Конституции, относится к ведению в том числе субъектов РФ. Они должны в течение 45 дней обсудить эту инициативу в органах региональной исполнительной и законодательной власти, выработать свою позицию и сообщить её депутатам Госдумы. Увы, Совет Госдумы принял решение рассматривать законопроект в первом чтении уже в ближайшую среду, то есть проигнорировать мнение общественности и регионов.

 - С формой разобрались. А что с содержанием?

- В законопроекте РАН получает статус «государственно-общественного учреждения». Что это за новая форма, вообще непонятно. Изымается имущественный комплекс в пользу нового органа власти. Академики превратятся просто в некий экспертный клуб.

 - С формой разобрались. А что с содержанием?

- Вчера мы, члены фракции КПРФ в Госдуме, встречались с вице-премьером Ольгой Голодец и министром образования и науки Дмитрием Ливановым. Министр заявил: «А что здесь обсуждать? Все уже давно определились с тем, что реформа РАН необходима». Но ведь многие учёные возражают именно против такой реформы, когда вместо неё происходит снос всей существующей системы. То, что происходит сейчас – это не лечение больного, а его убийство.

В законопроекте РАН получает статус «государственно-общественного учреждения». Что это за новая форма, вообще непонятно. Все вопросы, связанные с имуществом, теперь станут решаться новым органом, который будет учреждён правительством. Академики превратятся просто в некий экспертный клуб. Даже в тяжёлые годы Великой Отечественной войны финансирование Академии наук составляло свыше 3 миллиардов рублей. Причём деньги шли и на фундаментальные исследования – те, что не сулили немедленной отдачи. Было понимание того, что именно на них базируются любые технические результаты.  Теперь же, увы, наблюдается ровно обратный процесс. Сейчас бюджетное финансирование науки — в четыре раза (!) меньше, чем в 1990 году, далеко не самом благополучном для отечественной экономики. А ведь нынешней науке необходимо финансирование, в разы превышающее тогдашний уровень. Вместо этого у науки отнимается последнее — её имущественный комплекс.

Автор : Игорь Дмитриев.