Омск. Судят экс-начальника Госжилстройнадзора, подписавшего недостроенные дома

Чиновника обвиняют в том, что он незаконно подписал документы о готовности недостроенных домов [репортаж из суда, комментарии следствия, бывшего чиновника, дольщиков и чиновников]

— Я приехал в квартиру… а там только кирпичные стены, – рассказал один из потерпевших в суде. – И больше ничего — ни воды, ни электричества, ни газа.

Экс-руководителя Главного управления жилищного контроля и государственного строительного надзора Омской области Олега Хилько обвиняют в превышении должностных полномочий. По версии следствия, высокопоставленный чиновник незаконно подписал бумаги о том, что многоэтажки в микрорайонах «Врубелево» и «Ясная поляна» полностью соответствуют проектной документации.

                               м-кр. «Ясная поляна»

— Начальник Госжилстройнадзора знал, что дома не достроены, — считает старший помощник прокурора Центрального округа Омска Денис ЛЕОНОВ. — Работники этого ведомства в показаниях сообщили, что они руководителю докладывали об этом. Однако Хилько поручил подчиненным подготовить положительные заключения проверок.

Один дом ООО «Сибирская технологическая компания» в микрорайоне «Врубелево» и два ООО «РоКАС» в «Ясной поляне» не были подключены к коммуникациям. Кроме того, у здания на улице Врубеля отсутствовало три этажа, не у каждого подъезда было крыльцо, да и не все квартиры застеклены. В «Ясной поляне» строения представляли собой пустые коробки — только стены и крыша.

— А на фотографиях все так красиво. Застройщик в графическом редакторе пририсовал домам недостающие этажи и вставил окна, – рассказала в суде другая потерпевшая.

Из 188 обманутых дольщиков на первое слушание пришли только двое, однако уже на втором заседании разгневанных жильцов набралось полтора десятка. Приходили даже люди из других недостроенных зданий «Врубелево» и «Яссной поляны» – просто «посмотреть в глаза этому человеку».

Уже выходя из суда, экс-чиновник пообщался с нами.

Я же лично не ездил на стройки и не мог знать, что дома не достроены, – уверяет Олег Хилько. — В год сдавали 250 объектов, проводили 300 экспертиз. Проверку делает инспектор. Он выносит заключение и приносит пакет документов на подпись. Да и вообще, непонятно, при чем здесь Госжилстройнадзор? Дом не сдал застройщик, но почему-то к нему у следствия меньше вопросов. Также перед сдачей здания в эксплуатацию необходимо пройти, кажется, 11 экспертиз и 11 подписей соответственно, помимо моей. Опять же, на них никто не обращает внимания. Наконец, объект должен принять тот, кто выдавал разрешение на строительство, – районная администрация… Выдернули только меня. Не подумайте, что я кого-то хочу привлечь к ответственности или обвинить, – это делают правоохранительные органы, просто ситуация мне непонятна…К моему положению больше всего подходят слова Валентины Матвиенко: «В нынешней ситуации любое решение руководителя – прямой путь в суд».

Но некоторые потерпевшие с обвиняемым не согласны. Они утверждают, что Хилько не мог не знать о недоделках. Говорят, лично приходили к нему на прием и рассказывали об этом.

Жильцы и следователи утверждают обратное
Жильцы и следователи утверждают обратное
Фото: Татьяна ЭЙХМАН

КОММЕНТАРИЙ АДВОКАТА ЭКС-ЧИНОВНИКА

«Хилько не может нести ответственность за чужие ошибки»

Также мы пообщались с защитником Олега Анатольевича — Павлом Пастуховым.

— На суде обронили фразу, что не понимаете, почему по этому делу потерпевшими являются дольщики…

— Даже не обронил, а напрямую сказал. Они могут являться свидетелями. Я не зря им на суде задавал вопрос: «Какой именно ущерб нанесли действия Хилько?» Ведь единственный интерес граждан – получение квартиры от застройщика в состоянии, которое указано в договоре. Людям необходимо жилье, и я их понимаю. Но почему за своевременность предоставления квартиры дольщику, за ее качество или невозможность проживания в ней должен отвечать Госжилстройнадзор? Квартиру в надлежащем виде не предоставил дольщику застройщик.

— Разве это ведомство не должно контролировать строительство домов?

— Получается, с точки зрения наших правоохранительных органов застройщик – маленький ребенок, которого нужно водить за ручку и показывать, как можно делать, а как нельзя. Нет надзора – нет строительства, есть таковой – стройка идет, никто ничего не нарушает. Проблема в том, что и при надзоре иногда ничего не строится. Этот орган не строит дома, не устраняет недоделки, не может вернуть деньги жильцам. У него нет реальных инструментов, чтобы заставить компанию достроить объект.

— То есть вы считаете, следствие должно было попытаться привлечь к ответственности застройщика, а не вашего клиента?

— Купив в магазине пакет просроченного молока, вы возвратите его туда же: кассиру, администратору, директору, наконец. Потребуете взамен пакет нормального свежего молока. По логике следствия в нашем деле, в данном случае с пропавшим молоком нужно привлечь к ответственности руководителя Роспотребнадзора.

— Может пример не очень удачный, ведь Роспотребнадзор изначально не выдает заключения о качестве продуктов?

— Так же, как и заключение Госжилстройнадзора само по себе не вводит дом в эксплуатацию. Это лишь один из документов, на основании которых происходит данная процедура. Хочу отметить, что по всем зданиям отсутствовали документы, позволяющие подключить их к внешним сетям — воде, канализации, газу. О том, что не было этих коммуникаций, говорилось в суде. Но Госжилстройнадзор не проводит проверку готовности внешних сетей. И несмотря на отсутствие этих документов дома были введены в эксплуатацию. Замечу, решением районной администрации, но никак не Госжилстройнадзором, как многие ошибочно полагают.

— На какое решение суда вы рассчитываете?

— Все последствия, которые указаны органом предварительного расследования как результат деятельности Хилько, не имеют к нему отношения. Это результат бездеятельности застройщика.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Дольщики до сих пор ждут квартиры

Тот самый дом во «Врубелево» по-прежнему не заселен. Правда, недостающие этажи возвели, сделали и кровлю. Однако, как говорят дольщики, все это так некачественно, что крышу уже надо менять. Мол, работы на доме велись, чтобы с улицы казалось: смотрите – почти все готово. К зданию по-прежнему не подведены коммуникации. Из-за уголовного дела и арбитражных судов само здание и прилегающая к нему земля арестованы, да и у застройщика не хватает денег. Куда-то исчезли! Никто не знает куда, а застройщик, как обычно, разводит руками.

Тем не менее в микрорайоне в первую очередь планируют сдать дом № 2 в III квартале этого года. Строительные работы в нем практически завешены. Но еще предстоит установить коммуникации (самое главное – решить вопрос с теплоснабжением дома), лифты, электрику. Именно в эти квартиры должны переселить дольщиков, которые проходят потерпевшими по делу Олега Хилько (по микрорайону «Врубелево» их 62 человека).

Звонок в региональное правительство

«Губернатор взял ситуацию во «Врубелево» и «Ясной поляне» на личный контроль»

Министр строительства и ЖКХ Омской области Станислав ГРЕБЕНЩИКОВ:

— Во «Врубелево» с 2012 года ничего не изменилось. Дома как стояли без коммуникаций, так и стоят. Главная проблема в том, что собственник стройки находится в Москве. Поэтому мы подключили силовые структуры, чтобы поскорее разрешить конфликт. Конечно, сейчас работы на объектах ведутся, но строители скорее ковыряются,  чем строят. Поэтому в первую очередь решено закончить один дом и заселить туда всех дольщиков микрорайона.

В «Ясной поляне» ситуация получше. Сдано одно из зданий, а также сейчас мы заключили договор с компанией «РоКАС» на достройку домов № 8 и 9. 1 мая рабочие выходят на объект. Сроки сдачи пока точно неизвестны. Конечно, работы ведутся не так быстро, как хотелось бы. Губернатор взял ситуацию во «Врубелево» и «Ясной поляне» на личный контроль.

Вообще, проблема дольщиков сейчас одна из самых обсуждаемых в нашем министерстве – с этой темы начинается и заканчивается наш рабочий день.

Источник : http://omsk.kp.ru/daily/26221.4/3104348/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *