Список Магнитского № 2

Что стоит за призывами депутатов Европарламента заморозить счета российских чиновников и олигархов.

Евросоюз может вслед за США принять свой список Магнитского, делающий персонами нон-грата десятки российских чиновников. Как стало известно 14 июня, члены Европарламента рекомендуют запретить подозреваемым в нарушении прав человека в России въезд в Евросоюз и «заморозить» их финансовые активы на территории Европы.

По мнению парламентариев Старого Света, такие меры могут заставить Россию отказаться от преследования оппозиционеров. В частности, «свернуть» уголовное дело против Алексея Навального. Это официальное объяснение. Но настоящая причина может быть совсем иной – экономической. Как известно, ЕС уже попытался решить часть своих проблем с помощью финансовых активов, принадлежащих резидентам кипрского офшора. Теперь же звучат предложения «заморозить» финансовые активы некоторых российских чиновников. На сайте Агентства политических новостей (АПН) уже прозвучало предположение, что «европейцам понравилась идея конфискации капиталов российского происхождения, которую они попытались опробовать на Кипре и теперь они пытаются запустить на этом направлении некий глобальный процесс».

Так что же на самом деле движет парламентариями ЕС: желание защитить демократию в России или решить свои экономические проблемы, воспользовавшись подвернувшимся поводом?

— Надо понимать, что чиновники Европарламента лишь формально привязывают свои требования к нарушению прав и свобод в России. – Говорит независимый экономист Владислав Жуковский. – На самом деле, эта инициатива носит, как политический, так и экономический характер. Как известно, всякая политика на самом деле на 90 процентов – экономика.

Очевидно, что в Европе Алексея Навального рассматривают, как одного из наиболее резонансных лидеров либерального движения. Поэтому ему будут всячески пытаться оказать информационную и политическую поддержку.

Но всё это играет второстепенную роль. Гораздо важнее, что удавка на шее российской экономики в целом постепенно затягивается. Не говоря уже об очень зыбком положении финансовых активов российских чиновников, в том числе силовиков, олигархов, крупных предпринимателей.

Мы видим, что именно российские деньги попали под наиболее жёсткий прессинг со стороны так называемой «тройки кредиторов» ( Евросоюз, Европейский центробанк (ЕЦБ) и Международный валютный фонд).

 — Насколько далеко готовы пойти европейцы?

— Сама по себе инициатива Европарламента ещё ни о чём ни говорит. Не факт, что она будет принята Еврокомиссией на рассмотрение. Традиционно Европарламент является рупором наиболее резких политических, финансовых идей Старого Света. Он, в частности, выступает в роли своеобразного провокатора, озвучивающего наиболее неприятные выводы для чиновничьего российского класса. Так было, например, когда Европарламент озвучивал критику в адрес России в связи с невыполнением норм ВТО. Также эта организация, по сути, первая поддержала закон Магнитского, когда он был принят в США. Кстати, под этим актом подписались уже не только США, но и ряд европейских государств, таких, как Финляндия, прибалтийские страны. И даже Швейцария поднимает вопрос о том, чтобы усилить наблюдение над российскими транзакциями.

 — То есть давление на Россию будет возрастать?

— Можно напомнить и об утечке информации о том, что европейский ЦБ запретил странам Прибалтики принимать капитал, который утекал с Кипра в их банковскую систему. Нельзя не сказать о принятии закона ФАТКА, который, с одной стороны, ужесточает контроль за транзакциями американских граждан, а с другой – превращает все финансовые институты в мире в налоговых агентов американской налоговой службы. Очень хорошо прослеживается тенденция – по началу войны с офшорными юрисдикциями. Напомню, в офшорах ,по самым скромным оценкам, находится от 25 до 32 триллионов долларов. Это только банковские вклады, не считая остальных финансовых активов. На Россию приходится 1,5-2 триллиона из этой суммы. Это практически годовой ВВП России. Нам есть что терять. По мере разрастания глобального финансово-экономического кризиса, обострения борьбы за доступ к финансовым ресурсам, к реальным активам, будет ужесточаться политика и США, и Европы по отношению к капиталам, находящимся в офшорах. Нужно понимать, что российские юридические лица в миг могут оказаться в положении мальчиков для битья. Доказать законный характер происхождения своего капитала для подавляющего большинства из них будет невозможно. Мы уже наблюдали, как, например, в апреле прошлого года произошёл скандал, когда в интернет якобы случайно попала информация о вкладчиках в офшорной гавани британской юрисдикции. Ситуация тревожная. Финансовые элиты Запада и дальше будут стараться «сжечь» те финансовые активы, которые находятся в офшорных гаванях. А это практически половина мирового ВВП. Российские чиновники и олигархи – первые кандидаты на самые сильные удары. По той простой причине, что именно из России за последние два десятилетия было вывезено больше всего капиталов. Только незаконным образом финансовую систему страны обескровили на 1,5 триллиона долларов. А с учётом относительно законного вывоза – 3 триллиона долларов. Именно эти деньги сейчас находятся под ударом, не говоря уже о наших государственных резервах. Как показывает международный опыт, в случае политической необходимости Запад легко накладывает арест на государственные валютные резервы. Что и было не раз сделано в ходе, так называемой Арабской весны. Эти деньги, по сути, превратятся в бессрочный депозит для американской банковской системы, будут работать в её интересах.

 — Может ли Россия как-то подстраховаться?

— Надо понимать, что нам что-то противопоставить Европе особенно нечего. Ведь это не европейские чиновники приобретают виллы и яхты в России и переводят свои деньги в наши банки. Если в 90-е годы у представителей, так называемой российской офшорной аристократии была иллюзия, что эти деньги надёжно защищены, то теперь понятно, что все эти вклады – как на ладони для западных спецслужб.

Другое дело, что пока европейские элиты не хотят идти на острую фазу конфликта с Россией. Просто будут постоянно напоминать, кто в доме хозяин, кто реально контролирует деньги российских коррупционеров, и при этом навязывать России наиболее выгодные для себя решения.

Что касается самого «списка Магнитского №2», в него, скорей всего, войдут люди из второго или даже третьего эшелона власти. По крайней мере, в его открытую часть никто из крупных чиновников не попадёт. Однако надо понимать, что это не какая-то разовая акция. Это один из признаков надвигающихся глобальных перемен в мировой финансовой системе. Мировая экономика скатывается в глубокий кризис, из которого уже не удастся выйти включением печатного денежного станка и заливанием мировой экономики дешёвой финансовой ликвидностью.

Совершенно очевидно, что США и Европа будут пытаться решить свои финансово-экономические, научно-технические проблемы за счёт других стран, в том числе и России, как это они не один раз делали. Тем более, что в своё время российские бизнесмены и чиновники сами залезли в мышеловку, вложив деньги в европейскую и американскую финансовую систему. Таким образом, проявив недальновидность. Хуже будет, если под удар попадут российские золотовалютные резервы. Те самые 520 миллиардов долларов, которые сегодня финансируют модернизацию США и технический прогресс наших стратегических конкурентов.

Ещё страшней, если под удар попадут офшорные компании, которые в общем составляют 90 процентов крупной собственности России. Вот тогда – это действительно будет угроза финансово-экономическому суверенитету России. И тогда без национализации финансовой системы и промышленности России, без резкого разрыва отношений обойтись не удастся. Но опять же возникает вопрос политической воли и желания российских чиновников служить интересам страны, а не собственному карману.

— Что должно произойти, чтобы с нашими золотовалютными резервами поступили так же, как например, с «кубышкой» Каддафи?

— Должно быть сочетание нескольких факторов – скатывание в кризис и резкое обострение отношений Запада и России. Мы видим, что деньги Каддафи и Мубарака лежали себе спокойно в западных банках до известных событий. В случае, если американцы будут и дальше решать свои проблемы через региональные войны, то арест наших золотовалютных резервов станет вполне реальной перспективой.

— Насколько я знаю, Путин очень долгое время оказывал давление на Европу как раз с целью предотвратить подобное развитие событий, – говорит главный редактор АПН Константин Крылов. — Пока заявление европейских парламентариев больше напоминает элемент угрозы. Европейцы понимают, что у «путинских» это слабое место и пытаются бить по нему. Ведь «путинские» очень серьёзно вложились в западную финансовую систему. И если Путин не сможет обеспечить сохранность их вкладов, то у них возникает вопрос: зачем он вообще нужен, если не может защитить их денежки. Наша элита терпит Владимира Путина только как гаранта сохранности материальных и финансовых ценностей.

Я думаю, что вопрос замены путинского режима на что-то другое не снят с повестки дня, в том числе и для европейцев. Не сошелся свет клином на Владимире Владимировиче. И они могут попытаться это сделать именно через давление на выгодополучателей путинского режима.

Если бы они захотели реально поддержать российскую оппозицию, они сделали бы это гораздо раньше, когда в этом был гораздо больший смысл, чем сейчас.

Автор : Алексей Полубота.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *