Свердловская область. Обманутые дольщики — 20 лет обещаний

Активность дольщиков доказала — проблема актуальна до сих пор. Люди, многие уже приклонного возраста, все еще надеются на справедливость и верят получить оплаченные когда-то квадратные метры.

Завтраками за двадцать лет уже наелись, все ждут обед.

Наконец-то о них вспомнили и заговорили на уровне властей. Еще в середине 90-х несколько сотен первоуральцев попытались воплотить в реальность свою мечту о новом жилье и стали участниками долевого строительства, которое в городе развернул «Центр развития территории». Сегодня тот грандиозный проект чаще называют «Желтышевскими домами». При этом Андрей Желтышев был не единственным, кто участвовал в создании организации, работала она в том числе и под патронажем администрации города. Население несло свои миллионы, не подозревая, что их последние сбережения просто растворятся. «Центр» бессовестно кинул тогда порядка 500 человек. Около сотни из них на минувшей неделе пришли в администрацию, чтобы получить ответы на вопросы, терзающие их с 1996 года.

Храните и все вернется

Те, кто волею судеб попал в категорию «обманутых дольщиков», мгновенно заполнили весь первый этаж мэрии. «Кто крайний?», «А правда, что прием только до пяти?» — волновались вновь подошедшие. А в толпе тем временем дольщики выясняли, кто что знает из последних новостей.

— Слышала, что в этом году только первых два десятка расселят по реестру, — переживает женщина пожилого возраста, теребя папку с документами, по которым она уже давно должна жить в новом доме на Береговой.

— А вы вот какие?

— Я 22-й, — слышится из толпы мужской голос. Число явно обнадеживающее, и большинство сразу же понимают, что им-то так не везет.

— А как вы узнали номер?

— 223 кабинет. Там старый реестр есть.

Юрист администрации Дмитрий Крючков прервал разговоры и попросил всех подняться на третий этаж. Специалисты Госстройнадзора разместились в конференц-зале и народ принимали по трое. Остальные были вынуждены ждать своей очереди в коридоре.

— Мой дом должен был быть построен на Старотрубном, где сейчас строительные магазины. Квартирка небольшая — 40 квадратов стоимостью 20 млн рублей. Я оплатил 16, а потом произошло то, что произошло, — рассказывает Сергей Санников. — Тогда я только окончил институт, был молод и верил в лучшее, хотели с матушкой квартиру сначала тут купить, а потом обменять две на Екатеринбург. В результате, вся жизнь так и прошла в Первоуральске. Обманутые надежды… Помню, толпы людей приходили за Дом Пионеров и часами ждали Желтышева. А что с него взять? Сейчас вот впервые начались шевеления. Жириновский сказал еще в начале столетия: «Храните и все вернется». Вот я и хранил.

После последней фразы Сергей от души смеется. В благоприятный исход дела все равно не верится — в России живем.

— Сейчас говорят о массовой застройке в районе реки Чусовой — между Динасом и Емлина. По мне, так это очень неудачное место, — рассуждает Сергей. — И я когда договор заключал, не планировал жить в пойме реки Чусовой.

 Доживу ли до квартиры?

— Я тоже не планировала жить на Емлина и уж тем более на Динасе, — слыша разговор, подключается к беседе обманутый дольщик Светлана Болотова. — Я оплачивала двухуровневую квартиру в элитном доме, почти в центре города — на улице Ленина. Квартира была 120 кв.м, она стоила 52 млн. 22 млн я внесла аванс, а потом еще полгода добросовестно платила по 2 млн рублей в месяц. Где вот сейчас наши деньги? 34 миллиона! 79,5 квадратов!

IMG_8945Светлана Григорьевна мечтала о большой квартире, воспитывая троих ребятишек и заботясь об их комфорте. Сегодня все трое уж давно выросли, женились и повыходили замуж, и все живут на съемных квартирах.

— Сначала мы хотели вернуть деньги. Но суды, арест Желтышева — все надежды так и угасли. И здоровье угасло тоже: у меня тогда начали ноги отниматься. Мы ж как в рабстве все были — все деньги отдавали. Сами не доедали, голодали часто, а за квартиру расплачивались.

В администрацию Светлана Болотова пришла с главным вопросом: неужели ей ничего не светит, если в реестре она далеко не первая?

— Получается так, что кто первый добежал и зарегистрировался, тому и повезет?! А остальным как быть? Сколько ждать? Мне жить-то еще лет 18-20, не больше осталось. Доживу ли я до квартиры?

 С приставкой «возможно»

Сегодня официально в реестре обманутых дольщиков по Первоуральску 174 человека. Но еженедельно эта цифра увеличивается. Кто-то не знал о законе, принятом в 2011 году, кто-то собрал не все документы, а кто-то только сейчас впервые услышал о том, что идет регистрация дольщиков. Ксения Синенко — из числа последних.

— В свое время мы проплатили за квартиру в доме на Комсомольской 24 млн рублей из 44. Затем были многочисленные обращения в суды и прокуратуру — документы были утеряны. У меня остались лишь копии. Ничего не добившись, мы всю жизнь так и прожили на Самстрое в родительском доме. К сожалению, информация о том, что вопрос стал решаться, дошла до меня недавно. Я пришла, по сути, за информацией.

Всю информацию каждый из дольщиков смог получить, если досидел до своей очереди. Кто-то уходил, дождавшись знакомых, которые вкратце пересказывал услышанное:

— Деньгами вернуть нельзя. Говорят, что сейчас формируется большой участок под комплексную застройку, и он должен будет обеспечить жильем всех обманутых дольщиков. Но это, как обычно, с приставкой «возможно».

IMG_8952Что касается строительства дома на улице Емлина, недалеко от многоэтажки №20, то конкурс на определение застройщика должен был состояться еще в ноябре 2013 года. Все было отменено из-за смены власти в городе. Сити-менеджер Алексей Дронов говорил, что конкурс состоится в конце января, но и тут  все не получилось.

— Закончила свое юридическое действие рыночная оценка земельного участка по Емлина, — поясняет юрист администрации Дмитрий Крючков. — Мы заказали новую, после чего будет сразу объявлен конкурс по отбору застройщика. Параллельно, действительно, идет работа по формированию большого земельного участка, который возможно позволит решить не всю, но значительную часть проблемы. Надеемся, что в течение 2014 года мы объявим конкурс по отбору застройщика уже на этот участок.

Напомним, что принцип решения проблемы людей, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков определен областным законом: администрация предоставляет бесплатно в собственность застройщику земельный участок под строительство многоэтажного дома, а застройщик взамен дает либо в будущем доме, либо в уже готовом определенное количество квадратных метров обманутым дольщикам.

— Предоставляются метры согласно реестру, утвержденному Госстройнадзором. За дополнительные квадратные метры дольщики доплачивают по рыночной стоимости, — говорит Дмитрий Михайлович. — Пока невозможно сказать, сколько людей получат жилье в связи с ближайшим конкурсом, потому что все зависит от результатов конкурса. По предыдущей оценке минимальным количеством квадратных метров, которые застройщик был обязан предоставить, являлось 400, что соответствует примерно десяти дольщикам. Но это минимум. Надеемся, что конкурс увеличит эту цифру.

IMG_8954

Завтраками уже наелись, все ждут обед.

Первоуральск занимает первое место после Екатеринбурга по количеству обманутых дольщиков. В связи с этим областные власти пристально следят за решением проблемы. Депутат заксобрания Денис Носков на минувшей неделе опубликовал на своей страничке в Фейсбуке пост, в котором пригрозил Алексею Дронову прокуратурой:

— Сегодня глава администрации Первоуральска Алексей Дронов проигнорировал приглашение посетить комитет, где основным вопросом повестки стало обсуждение проблем первоуральских обманутых дольщиков, сославшись на иное более важное мероприятие. На заседании присутствовал заместитель министра строительства и инфраструктуры Свердловской области Дмитрий Нисковских, который признался,(раньше он об этом даже не догадывался), что работа в Первоуральске по обеспечению обманутых дольщиков жильем, ведется не должным образом. По словам замминистра, новое руководство Первоуральска неправильно расставляет приоритеты, отведя данной проблеме второстепенную роль. Обычная практика: виноват не я , кто-то другой. В итоге, как всегда, виноватых нет. Каждый из ответственных чиновников, персонально, не причём.

Итогом же заседания комитета стало решение повторно вызвать главу администрации Первоуральска Алексея Дронова в конце февраля, после чего принять решение о необходимости принятия мер прокурорского реагирования.

— Люди намучились: 20 лет назад их обманули, почти 3 года, как действует закон, а воз и ныне там, — говорит Денис Носков. — В реестре по новым данным уже 174 человека, сейчас я выношу в правительство вопрос, чтобы тех кому отказали в регистрации — а это 110 человек — все же поставили на учет. У этих людей одна беда, они обмануты одним застройщиком. Если будет нужно, выйду с жителями на улицы города с требованиями решить проблему, но тему доведу до конца. Завтраками уже наелись, все ждут обед.

Источник : http://www.gorodskievesti.ru/2014/02/02/obmanutye-dolshhiki-pervouralska-zhdut-svoikh-kvartir-pochti-20-let/

 Обманутые дольщики из Первоуральска исчезнут в связи с естественной убылью ?!

История Гули и Ильдуса Галимовых началась в середине 90-х годов, когда они и еще около пяти сотен первоуральцев, мечтая о новом жилье, вложили свои деньги в «Центр развития территории», но в итоге остались у разбитого корыта. В прошлом году вопрос обманутых дольщиков наконец-то сдвинулся с места: под строительство многоэтажного дома был сформирован и отмежеван участок на улице Емлина. Квартиры в нем должны были получить первые 25 граждан, пострадавшие от нерадивых застройщиков. Но, судя по всему, дальше планов дело опять не пошло. 

Месяц прожили радостно и спокойно 
Ильдус и Гуля уже 18 лет как должны жить в своей квартире в высотке на улице Комсомольской, по соседству с домом №5. Дом, в котором они забронировали себе квартиру, долгое время стоял недостроенным и всем мозолил глаза. Молодежь устраивала там ночные квесты, дети с азартом ползали днем, а общественники били тревогу — мол, надо бы заколотить проемы, пока там кто-то не убился. В прошлом году недострой снесли, и на его месте сейчас возводят две новых десятиэтажки. Но квартир дольщиков «Центра развития территории», увы, там нет.

— Тот дом, что стоял недостроем, заложил завод «Хромпик», — вспоминает Ильдус, который в начале 90-х годов был рабочим этого предприятия. — Мы потому и поверили, что завод все-таки выступает своего рода гарантом строительства. Жилье снимал тут же — на Хромпике, видели два этажа построенных, кран, и даже крановщик приходил, движение какое-то было. Ничего не настораживало, словом.

Галимовы приехали в Первоуральск в 90-х из Узбекистана, как вынужденные переселенцы. На Урал их позвали друзья родителей. Больше знакомых у них не было, как не было и четкого понимания, как жить дальше.

— Уезжали ради детей из Навои, чтобы им образование дать, а на себя, на свою карьеру махнули рукой, думали только о них, — говорит Гуля. У Галимовых двое сыновей. Сейчас они оба женаты и живут отдельно от родителей, правда, не в собственных, а съемных квартирах. — Вступив в «Центр развития территории», мы, как законопослушные граждане, вносили ежемесячный платеж за квартиру. Выбрали самую дешевую — двушку на девятом этаже в 45 квадратов. 9 млн рублей нам выделяла миграционная служба, как вынужденным переселенцам. Это была беспроцентная ссуда на 10 лет, и она полностью переведена на счет «Центра развития территории». В марте 1996 года мы выплатили всю стоимость — 24 млн 600 тысяч рублей по тем деньгам. А в апреле узнали, что наша организация развалилась. То есть всего месяц мы пожили радостно и спокойно.

Как жила семья в последующие годы, и представить сложно. Как говорит Гуля, было восемь лет ада. Сначала был долгий и безрезультатный суд, забравший много сил и здоровья, а затем мучительное преодоление пропасти: ни денег, ни жилья, ни надежд. 

— Мы не знали, какие авантюры придумать, чтобы детям обеспечить жилье. Нам ведь как говорили: раз нет у вас жилья, мы детей заберем в интернат. В итоге, мы поселились в саду, — рассказывает Гуля. — За крышу над головой я работала сторожем, вода была только летом. Но снимать квартиру, учить детей и еще при этом что-то кушать мы не могли.

Лишь через восемь лет Галимовы купили свою собственную квартиру. Дом, в котором они живут по сей день, относится к ветхому и аварийному и, по сути, должен быть расселен в 2014 году. Но семья все же надеется получить квартиру не только по программе переселения, но и как обманутые дольщики.

— Мы только в этом году узнали о том, что что-то сдвинулось с места. Недавно сдали все документы по «Центру развития территории» в управление по надзору за строительством при областном Минстрое. Теперь мы официально в реестре, но ни номера, ни своих перспектив мы не знаем — все так завуалировано, что ничего не понять. 

В таком же неведении находится еще несколько сотен обманутых дольщиков Первоуральска.

— Еще в 2007 году я вела регистрацию дольщиков «Центра развития территории», — говорит представитель регионального фонда защиты прав вкладчиков в Первоуральске Галина Божинская. — Все они в течение прошлого и этого годов прошли перерегистрацию, подтвердили свой статус, так сказать. Это 198 человек. Всего же обмануто было около 500 первоуральцев. И люди подходят до сих пор. В ноябре, к примеру, шесть человек еще зарегистрировались у меня. Я помогаю всем собрать документы и уже потом направляю в управление надзора для регистрации в реестре.

Земля — бесплатно. Взамен — квадратные метры 
Галина Божинская еще в 2000-х собрала пакет документов по «Центру развития территории» и отправила все в Москву в федеральный фонд защиты прав вкладчиков. Но тогда ничего добиться не удалось по той причине, что дольщики не могут относиться к категории «обманутых вкладчиков». Получается, назови обманутого человека не обманутым, а например обворованным и всё. Он на этом основании, лишён всех прав. Глупость… или продуманный способ, чтобы уйти от обязательств ?

— Тогда я стала обращаться к президенту, в генпрокуратуру, в областную думу и администрацию губернатора, — говорит Галина Павловна. — А как иначе? За моей спиной стоят люди, и мне важно помочь им вернуть то, что они потеряли.

В июне 2011 года принимается областной закон под номером 50 «О поддержке граждан, пострадавших от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах», который и позволил сформировать реестр нуждающихся в поддержке дольщиков. В 2012 году был откорректирован механизм конкурсного отбора застройщиков и механизм оказания мер государственной поддержки гражданам.

— Застройщикам предлагается земельный участок взамен на квадратные метры для обманутых дольщиков. Предоставить эти квадратные метры можно в ином доме — уже построенном и сданном, — поясняет экс-глава города Юрий Переверзев. — Мы подготовили для реализации областного закона земельный участок на улице Емлина. В начале ноября должен был состояться конкурс, и определен застройщик. А в 2014 году первые 25 человек из госреестра дольщиков должны были заехать в свои квартиры (узнать свой порядковый номер любой дольщик, прошедший регистрацию, может в администрации — ред.).

Однако смена городской власти спутала все карты. Конкурс не состоялся, в СМИ поднялась шумиха. В администрации на наш запрос ответили весьма неопределенно: 30 октября члены конкурсной комиссии Андрей Рожков, Юрий Переверзев и Елена Елисеева уволились из администрации, поэтому конкурс не состоялся (в связи с отсутствием необходимого состава конкурсной комиссии), а срок проведения конкурса перенесен. «О времени проведения конкурса информация будет размещена дополнительно в СМИ», — говорится в официальном ответе на наш запрос.

Экс-глава такой ответ подвергает сомнению:
— Срок не перенесен. Как я понимаю, однозначно был взят курс на то, чтобы этот конкурс не состоялся. Заменить уволенных членов конкурсной комиссии на других — дело несложное, нужно было изменить соответствующее постановление, дело десяти минут, но этого не было сделано. Ведь требовалось просто определить победителя. И процесс бы уже пошел. Почему не сделали? Могу только предполагать: плохо все, что делала прежняя администрация, заложниками такой политики оказались простые люди. 

Все будет. Но не так, как хотели. 
Первоуральск должен был стать вторым городом в области, в котором прошел бы подобного рода аукцион, планировалось на нашем опыте отработать все нюансы и шероховатости.

— Заниматься этим все равно придется, — говорит Юрий Переверзев, — потому что с администрации города спросят, и спросят серьезно. Первоуральск сегодня занимает первое место по количеству обманутых дольщиков в области. Именно поэтому мы рассматривали еще и дополнительные участки. Два из них на Динасе начинали готовить на будущие годы. По нашим подсчетам, 50-70 дольщиков могли бы получить квартиры в 2014-2015 годах. Сейчас же я сомневаюсь, что для первых двадцати долгожданный момент наступит в будущем году. Время все-таки ушло.

Порядок освобождения дольщиков от оплаты за квадратные метры при этом имеет свои нюансы и оговаривается в конкурсной документации. К примеру, в Екатеринбурге условия оговаривались следующие: граждане получают оплаченное ими количество квадратных метров бесплатно, еще пять квадратных метров могут приобрести по цене Минрегионразвития (39,4 тыс. руб/м2), и докупить еще по необходимости уже по рыночной цене. В той же корпорации «Маяк», хозяином которой является депутат-коммунист, а по совместительству строительный магнат Владимир Коньков. Рыночная цена квадратного метра,  для обманутого дольщика, была определена самим Коньковым и составила — 250 тысяч рублей, за «квадратный» метр. (Метры, которые должны были докупить в обязательном порядке дольщики). Проще говоря: эта операция позволяла фирме продавать квартиры, не засчитывая в стоимость жилья, ранее оплаченные обманутым дольщикам квадратные метры. Формально же закон, инициатором которого и был заслуженный строитель- депутат, нарушен не был.

Но первоуральским дольщикам об этом предстоит задуматься, судя по всему, не раньше 2015 года. О новом конкурсе администрация пока ничего не говорит.

Они уже ждать-то не могут! 
Галина Божинская, представитель регионального фонда защиты прав вкладчиков:
— Квартир на всех обманутых дольщиков в раз не построить. А с существующей практикой в нашей области, эта задача попросту не решаемая. Поэтому я считаю, что к проблеме нужно подойти с другой стороны — попробовать решить вопрос о выплате компенсаций. Я об этом говорю, потому что вижу, какого возраста люди зарегистрированы у меня. Это 1931, 1937, есть даже 1927 год рождения. Они уже ждать-то не могут! То есть тем дольщикам, кому не нужны квартиры, хотелось бы выплатить хоть немного денег.

Автор : Светлана Мишина, специально для «Сила в Движении».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *