В Архангельской области обманутые ветераны ВОВ ждут новоселья

В Архангельской области ветеранам ВОВ еще к 65-летию Победы выдали сертификаты на квартиры. Но до сих пор никто из них жилья не получил.

В Каргополе в свое время пошли по пути долевого строительства — вместо готовых квартир ветеранам дали жилищные сертификаты. Дом для фронтовиков должны были построить еще в 2011 году. Так было написано в договоре, который исполнитель заключил с 29 ветеранами в 2010 году. Но строители соорудили только фундамент. В отношении директора было возбуждено уголовное дело за растрату в особо крупном размере, он находится в федеральном розыске уже более трех лет.

Объект передали другому подрядчику. Долгожданное новоселье в Каргополе состоялось в 2013 году — в новые квартиры въехали 12 человек. А с приходом холодов выяснилось, что жить здесь невозможно: здание возведено как попало.

У ветерана ВОВ Алексея Федоровича Морякова в доме вместо водопровода – ведро с водой, а на кухне обычная деревенская печь. Он уже почти ничего не видит и не справляется по хозяйству. Артиллерист, громивший фашистов под Москвой, с боевыми наградами, не может даже приготовить самостоятельно чай.

Чиновникам из Каргополя, абсолютно наплевать на такие спартанские условия для героя войны. Алексей Федорович прошагал со своей пушкой до Западной Украины, пережил ранения и плен. Когда война закончилась, восстанавливал разрушенную страну. И таких, как он, в Каргополе немало.

Ветераны Великой Отечественной войны в Каргополе вынуждены выживать в доме, который разваливается по швам. Хотя его строительство шло под контролем губернатора Орлова.

Ветераны войны направили письмо на имя губернатора Архангельской области. Цитируем текст письма:

00002ea4 «Мы, нижеподписавшиеся, жители дома № 2 по пер. Ленинградский г. Каргополя, Архангельской области, просим Вас о помощи. Наш дом был построен в рамках федеральной программы обеспечения жильём ветеранов Великой Отечественной войны, их вдов и членов их семей. 

Дом был сдан в эксплуатацию 15 марта 2013 г. Разрешение на ввод дома в эксплуатацию подписала глава муниципального образования «Каргопольское» Е.Д.Трунаева. Застройщик объекта – ООО «НордСтройСервис». 

С момента заселения дома жильцами выяснилось, что дом сдан со значительными недоделками, препятствующими нормальному жизнеобеспечению людей. В июне 2013 г., когда начались дожди — протекла кровля, мы ходили по лужам воды, все вещи были влажными, из-за сырости часто болели простудными заболеваниями. 

С приходом зимы обнаружилось, что температурный режим в квартирах оставляет желать лучшего. Иногда температура опускалась до 8 градусов, эти данные зафиксированы в акте, составленном управляющей компанией ООО «Жилищные услуги». Всю зиму мы ходим в валенках и включаем обогреватели. В силу своего возраста мы не можем сами ходить по инстанциям и жаловаться, лишь бы дожить хватило сил. Мы не раз обращались с заявлениями о просьбе пересчитать оплату за отопление и ввести в эксплуатацию приборы учета за отопление. Но до сих пор этого не сделано. Нам присылают отписки, обосновывающие причины неработающих приборов учета тепла.

Множество недоделок, с которыми был принят наш дом, не позволяет жить в нём полноценно. Цоколь здания не утеплен, а просто обшит сайдингом, та же ситуация с чердачным помещением. Окна на чердаке были заделаны полиэтиленовой пленкой, которая давно порвалась. Из квартир на втором этаже слышны разговоры людей, находящихся на чердаке. 

Утепление перекрытий чердака сделано некачественно, теплоизолирующий материал в один слой брошен кое-как, черепные бруски не закреплены, сверху брошена пароизоляция. Стены, закрытые сайдингом до того, как дом дал усадку, извернуло и сайдинг в нескольких местах дал трещины. Материал конструкций кровли сделан из древесины низкого сорта. В подъездах сделано покрытие для последующей укладки плитки, но плитки нет. Ступени лестницы на второй этаж – из фанеры! 

Обращением от 4 февраля 2014 г. ООО «НордСтройСервис» гарантировало устранение выявленных дефектов. Соответствующие работы до сих пор не выполнены в полном объёме. Местные власти к нам заглядывают редко, строительство велось почти без контроля с их стороны. 

Сейчас мы брошены на произвол судьбы, не знаем, куда ещё обращаться, кому кланяться. Мы прошли и войну, и голод, трудились, не покладая рук всю жизнь, нас не в чем упрекнуть. Чем же мы провинились? За что же вы нас так обижаете? Помогите, ведь нам уже недолго жить осталось!!!»

Конец цитаты.

Под письмом подписалось 12 человек. Согласно закону о персональных данных, мы не называем их имена. Для сведения: самые старшие из подписавшихся — 1918 года рождения, самые младшие — 1934 года.

Примечательно, что в свое время официальный сайт правительства Архангельской области отрапортовал о том, что этот дом строился под личным контролем губернатора Орлова. 

Цитата: «8 января 12 семей ветеранов Великой Отечественной войны получили долгожданные ключи от квартир. Двухэтажная новостройка находится в центре Каргополя по адресу пер. Ленинградский, 2а.

 

Губернатор Игорь Орлов взял ситуацию на личный контроль, поручив министерству строительства и ЖКХ в еженедельном режиме информировать его о ситуации в Каргополе». 

Конец цитаты. 

Более того, в 2013 году официальный сайт областного правительства сообщил, что «Поморье вошло в тройку лидеров в СЗФО по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны». Дом для ветеранов в Каргополе фигурировал как один из успешных примеров. Теперь ветераны войны не знают, как жить с такими «успехами» правительства Архангельской области.

Обманутые ветераны жаловались, судились, ходили по разным кабинетам, написали тысячи писем и заявлений. За это время 100 ветеранов от стрессов ушли из жизни. Власть в Каргополе сменилась, нашли другого подрядчика, начали строить заново. Почти доделали, но строительная фирма набрала слишком много кредитов.

На скандал может быть и дальше не обращали бы внимания, но приближается годовщина – 70 лет Победы. Наказ из Москвы нужно выполнять. Проблему решили с наименьшими для себя усилиями. Долгожданное жилье предоставили, но за 500 километров от Каргополя, в самом Архангельске.

Дольщики такому предложению не обрадовались. Переезжать в другой город, оставлять родственников и друзей пенсионеры не готовы.

Чтобы не переселять пожилых людей за 500 километров, нужно найти примерно полтора миллиона рублей так как фирма-застройщик на данный момент объявлена банкротом. Именно столько стоит доделка всех коммуникаций ветеранского дома в Каргополе. Участники войны все-таки надеются, что к 9 мая деньги выделят и в квартиры, за которые так отчаянно бились, можно будет въехать.

О строительстве второй очереди речь не идет, оставшимся 17 дольщикам вместо этого предлагают переехать в Архангельск.

А предложенный в Архангельске ветеранам дом пустует

Две новенькие девятиэтажки на окраине Архангельска в народе называют Внуково. Аналогии с московским аэропортом здесь нет. Дело в том, что в квартирах одного дома, который строился вроде бы для ветеранов, по факту живут их внуки. А второй дом и вовсе практически пуст. Фронтовики сюда переезжать не стремятся, а распределить квартиры между другими льготниками местные власти не вправе.

С домами на Ленинградском проспекте, 360 (корпуса 1 и 2) как-то не заладилось с самого начала. Строительство то и дело приостанавливалось, за пять лет сменилось несколько подрядчиков, на одного из них даже заведено уголовное дело о хищении 23 миллионов рублей. Это тем более печально, что оба дома проектировались целевым образом под федеральную программу улучшения жилищных условий ветеранов, и, увы, далеко не все, кто рассчитывал получить здесь квартиру, дождались новоселья. А фронтовики, два года назад въехавшие в новостройку, вскоре завалили власти жалобами на недоделки: у одних не закрывалась балконная дверь, у других неправильно установлена ванна, да и с инфраструктурой вокруг здания тогда была беда… И все таки дом заселен. Пусть не столько ветеранами, сколько их молодыми родственниками, зато полностью.

А вот его близнец, сданный в эксплуатацию в мае этого года, можно сказать, пустует. Полгода назад чиновники торжественно вручили ключи от квартир во втором корпусе 108 ветеранам. А 89 квартир остались свободны — на них фронтовиков попросту не хватило. Общими усилиями работники соцслужб нашли в области еще 42 ветерана, согласившихся на квартиры в этом доме. Сегодня бесхозными остаются 47 квартир. Платить за их содержание пока приходится из областного бюджета.

По официальным данным, дом наполовину полон. В реальности же в нем живут буквально несколько человек. Чтобы узнать, почему многие квартиры пустуют и как живется немногочисленным обитателям девятиэтажки, мы отправились на Ленинградский проспект.

Несмотря на то что дома стоят на окраине города, территория вокруг них благоустроена по всем правилам: удобная парковка (на которой нет ни одной машины), лавочки около каждого подъезда, фонари и клумбы. По дорожкам неторопливо прогуливаются мамочки с колясками. Двери каждого подъезда украшают объявления о продаже квартир. Звоним по одному из указанных номеров. Риелтор вежливо объясняет, что в однокомнатной квартире никто не проживает, она продается с чистовой отделкой, все документы у хозяина на руках.

— Продавец — ветеран из Виноградовского района, — поясняет она. — Пенсионерка не захотела ехать в Архангельск, здесь за ней некому ухаживать, вот и решила продать квартиру. У меня еще четверо таких клиентов. Желаете посмотреть? Правда, квартиры все одинаковые: 36 квадратных метров, небольшая кухня, ванная и комната с балконом…

Мы долго топчемся у двери третьего подъезда и безуспешно нажимаем кнопки домофона. Лишь через полчаса нам открывает Людмила Трофимова. Как оказалось, она единственная, кто в принципе мог это сделать.

— Чего же вы трезвоните? — укоряет она. — Наш подъезд пустует. Из жильцов я да дедушка на пятом этаже, но он ничего не слышит. А я подготавливаю квартиру к переезду моей мамы, делаю ремонт.

Поднимаемся ко второму жильцу, на пустых лестничных пролетах гулко отдаются шаги. Ветеран Николай Салыкин рад нежданным гостям, а то ведь бывает, что несколько дней не с кем словом перекинуться.

— Я переехал сюда из Шенкурского района, ждал своей очереди долго, сначала обещали квартиру в первом доме, потом в этом, — охотно рассказывает он. — Наконец-то перебрался поближе к сыновьям. Все лучше, чем у нас в деревне без удобств, хотя привыкнуть сложно. Жду, когда появятся соседи. Правда, квартиры тут маленькие, семьей не поселишься, только для нас, одиноких стариков, сгодится.

Так было задумано, объясняют в областном правительстве. Планировка и метраж одинаковых однокомнатных квартир изначально рассчитаны максимум на двоих: ветерана и человека, который будет за ним ухаживать.

Во многом поэтому квартиры и пустуют. Одни старики не хотят менять домик в деревне на неуютную окраину областного центра и держат выданную государством квартиру «про запас», другие решили сразу продать жилплощадь.

По закону, у ветеранов есть возможность выбирать, каким образом улучшить свои жилищные условия: либо стать хозяином новой квартиры, либо получить субсидию — около полутора миллионов рублей. На архангельском рынке недвижимости цена квадратного метра в новостройке сейчас достигает 60 тысяч рублей. То есть, на первый взгляд, выбор очевиден: квартиру в ветеранском доме можно продать минимум вдвое дороже, чем размер субсидии. Но только теоретически. Тесные однушки на окраине большим спросом не пользуются, да еще комиссионные риелтору… В общем, многим старикам проще и спокойнее сразу взять деньгами.

Чиновники утверждают, что прямо-таки уговаривают ветеранов перебраться из архангельской глубинки в областной центр. Каждый месяц сотрудникам местных отделений соцзащиты удается убедить по пять — семь человек.

— Почему их не было раньше? Потому что, в соответствии с законодательством, ветеран (или его вдова) имеет право выбрать либо жилье, либо субсидию, — объясняет министр труда, занятости и социального развития Архангельской области Павел Шевелев. — Многие делали выбор в пользу денег. Сейчас у нас 14 ветеранов ожидают субсидию. В отделениях соцзащиты с ними ведут методичную работу, надеясь, что они все-таки передумают и согласятся на готовое жилье.

Казалось бы, напрашивается вполне логичное решение: оставить в покое стариков, не желающих покидать родные деревни, и раздать невостребованные квартиры другим льготникам, например инвалидам или выпускникам детдомов. Но так не получается, разводят руками чиновники.

— Ни дети войны, ни труженики тыла не попали в категорию тех, кто может получить жилье в этих новостройках, — признает Павел Шевелев. — Они и их родственники очень внимательно следят за заселением дома и просят внести их в списки. Мы согласны — это было бы правильно. В апреле 2014 года правительство Архангельской области отправило письмо в министерство регионального развития РФ с просьбой распределить невостребованные квартиры между другими категориями нуждающихся граждан. Но ответ был категоричным: нет, только ветераны Великой Отечественной.

Областные власти здесь бессильны, заключает министр. Дома были построены на федеральные средства, поэтому вопрос с распределением квартир может быть решен только в Москве.

Между тем в области очень остро стоит проблема предоставления жилья сиротам. По закону, государство обязано обеспечить их квартирами по достижении совершеннолетия, но у Архангельской области не хватает на это сил. Сейчас в очереди — 1162 выпускника детдома. В свое время местные власти обратились в минрегион с просьбой рассмотреть возможность отдать пустующие квартиры девятиэтажки на Ленинградском проспекте сиротам — для них здешние однушки были бы в самый раз. С тех пор прошло немало времени, минрегион упразднили, запрос перенаправили в минстрой РФ, но ответа все нет и нет.

Наталья Попова, член рабочей группы по заселению второго ветеранского дома на Ленинградском проспекте при правительстве Архангельской области:

— У меня сложилось впечатление, что никому ничего не надо. Региональные чиновники не отстаивают интересы ветеранов в Москве. Да, письма написаны, но если дело не двигается, то нужно ехать в министерство, разговаривать и добиваться. У наших же такая позиция: разрешат туда кому-то вселиться — хорошо, на нет и суда нет.

Еще слышала от чиновников: мол, за квартиры-то пекутся дети да внуки, чтоб они им отошли. На мой взгляд, какое кому дело? Раз ветерану положено, значит, постройте дом в срок и дайте квартиру, остальное вас не касается. Я была в день заселения и видела, что половина стариков с трудом передвигаются, да это и понятно — возраст. Сейчас квартиры пытаются продать их родственники, потому что жить там не хотят, говорят, что дом находится далеко и неудобно добираться до работы.

Особенно обидно обладателям статуса «труженик тыла», ведь они тоже боролись за победу во время Великой Отечественной, а теперь оказываются не у дел.

— Мы давно уже не ждем никаких квартир, — вздыхает Валентина Новоселова, дочь труженицы тыла из Архангельской области. — Маме 83 года, я забрала ее к себе жить. Смешно сказать: в 1978 году моя мама Мария Новоселова стояла в очереди на улучшение жилищных условий под номером 1525. Прошло 36 лет, сейчас ее номер — 1304.

А ее одинокая подруга, тоже труженица тыла, 82-летняя Лариса Липина будет проситься пожить в санатории в Архангельске. Говорит, там тепло, хоть ноги погреет. Ноги-то совсем не ходят: заморозила еще в войну, и все никак отогреться не может…

 

В Архангельской области обманутые ветераны ВОВ ждут новоселья: Один комментарий

  1. Моя мама Фуртикова Тамара Андреевна 1929 г.р. участник ВОВ, труженик тыла проживающая в п. Савинский, Архангельской области в очереди на получение жилья стоит более 40 лет, очередь у нее все время отодвигается не вперед, а назад. Где справедливость и уважение к Участникам ВОВ и труженникам тыла?

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *