Воронеж. Кто порядочно ворует, тот не сидит, а отстаивает свою порядочность

 Как, обманув около восьмидесяти человек и присвоив более пятидесяти миллионов рублей, остаться на свободе?

Сначала есть смысл обозначить узловые точки проблемы, возникшей в России во времена дикого рынка. К концу ХХ века в стране возникла идея долевого строительства, связанная с тем, что государство перестало финансировать жилищную сферу. Многие частные компании решили позаимствовать средства на возведение жилых домов у населения, пообещав желающим предоставлять новые квартиры в короткие сроки и чуть ниже их рыночной стоимости.

В первые годы долевое строительство шло быстро и радости новосёлов, оперативно получавших ключи от долгожданного жилья, не было предела. Но в России, как впрочем и в «старушке» Европе, всегда было полно мошенников, и некоторые застройщики-прощелыги сообразили, что деньги можно брать просто так, не выполняя при этом никаких обязательств перед доверчивыми людьми. В итоге первые «обездоленные» появились уже в 1998 году, а пик организованных протестов обманутых людей пришелся на 2003-2004 годы. Чтобы исправить ситуацию, скоропалительно – в последний рабочий день 2004 года – приняли Федеральный закон № 214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».  Думали, что закон обуздает наглость мошенников, но в нём оказалось столько «дыр», что нечистоплотные дельцы придумали десятки схем, которые по-прежнему оставляли дольщиков в бесправном положении. Единственное, что с «успехом» произошло после вступления данного закона в силу — это почти в два раза увеличилась цена квадратного метра. Само название — «Доступное жильё», стало звучать, как издевательство над простыми гражданами, желающими приобрести жильё в новостройках.

Вместо того, чтобы острую проблему взять на контроль и жёстко наказывать мошенников, власть вяло реагировала на их криминальные ухищрения. Чувство безнаказанности позволило превратить долевое строительство в один из наиболее эффективных способов отъёма денег у доверчивых граждан. А уверения государства в гарантированной защите граждан, подкрепленной валом публикаций в коммерческих СМИ, сохраняло у граждан иллюзию  безопасности вложения денег в долевое строительство.

В 2008-2009 годах прокатилась вторая волна протестов, потому что число обманутых дольщиков ежегодно увеличивалось, а реальных мер по прекращению подобных преступлений не принималось.

Министерство регионального развития не имело даже точной информации о числе проблемных объектов и обманутых людей. По приблизительным официальным данным, потерпевших граждан было от 100 до 120 тысяч, недостроенных жилых домов насчитывалось больше тысячи, а у мошенников оказалось около 80-90 миллиардов присвоенных рублей. Реальной статистикой никто не занимался…

Припеваючи живёт жизнерадостный хулиган Сергей Полонский, подозреваемый в присвоении шести миллиардов. Тюремную баланду он не хлебает, а до недавнего времени загорал, купался, ловил рыбу и проституток в Юго-Восточной Азии.

В столичном регионе компания «Социальная инициатива» разрекламировала строительство жилого комплекса «Московия» и собрала не один миллиард рублей. Деятельность фирмы представляла из себя финансовую пирамиду, организаторы которой не собирались выполнять обязательств перед соинвесторами. Её президент Николай Карасёв был признан виновным в мошенничестве и легализации более миллиарда рублей. Осуждён на десять лет тюрьмы. Собранные деньги исчезли в неизвестном направлении. Да и то правда, чем мошенники из «Социальной инициативы» будут себя радовать, выйдя на свободу с чистой совестью…

А вот воронежский экс-застройщик Александр Чурсанов с марта 2012 года знакомится с документами уголовного дела об обманутых им полутора тысячах дольщиков. Они добровольно сдали на будущие квартиры 1,77 миллиарда рублей. Дело насчитывает более 200 томов и когда дойдёт до суда – не известно.

В последние пять лет проблема фальшивого строительства приобретала всё более острый характер, а министр Минрегионразвития Виктор Басаргин рапортовал Владимиру Путину, что социальная напряжённость возникла лишь в некоторых регионах, и, в частности, в Ленинградской области обманутых дольщиков вообще нет. А в это же время полпред Президента России в Северо-Западном федеральном округе Николай Винниченко заявил, что на 1 апреля 2012 года в округе число обманутых дольщиков составляло 6773 человека по 92 объектам. Самая сложная ситуация, по его словам, оказалась в Петербурге, Ленинградской и Новгородской областях.

В Госдуме РФ была создана рабочая группа партии «Единая Россия» по защите прав дольщиков. По её данным, в Центральном федеральном округе число пострадавших превысило 36 тысяч человек, в том числе в Воронежской области их насчитывалось в 2010 году 4456 граждан. Общая сумма денежных средств, необходимых для завершения строительства брошенных домов, составляла более семи миллиардов рублей. Но финансирование из бюджета не предусматривалось. Понятно, что каких-либо реальных дел по решению проблемы обманутых дольщиков не предполагалось. Как можно строить или достраивать не имея на это денег ?! Единственное, на что были выделены государственные средства и средства не малые — это на раскрутку пиар-компании рабочей группы Единоросов во главе с депутатом ГД Александром Хинштейном.

В Москве и Московской области число пострадавших составляло третью часть от всех дольщиков России, в Самарской области — 7,3 тысячи, Краснодарском крае – 5,7 тысячи. Статистика официальная.

В 2012 году по нарушениям в сфере долевого строительства возбудили 670 уголовных дел. Но они либо прекращались за недоказанностью злого умысла со стороны застройщиков, либо обвиняемым выносились условные сроки наказания, а гражданские иски о возмещении понесённого материального ущерба суды либо отклоняли под всевозможными предлогами, либо удовлетворяли в малой степени.

Глядя на вялые телодвижения федеральных властей, региональные депутаты стали принимать законопроекты, чтобы хоть как-то защитить людей, обведённых вокруг пальца откровенными жуликами. Реальных дел, как обычно, было сделано на копейку, но зато обещаний на миллиарды, региональные власти не жалели. Сложность заключалась в том, что финансовые возможности большинства регионов ограничены, а потому добросовестным застройщикам, согласившимся достраивать брошенное жильё, решили бесплатно передавать земельные участки, находящиеся в областной собственности. На это решили пойти менее десяти регионов страны, причём лидером среди них оказалась Воронежская область. По настоянию губернатора Алексея Гордеева областная Дума осенью 2013 года приняла Закон «О мерах по защите прав граждан….», который вступил в силу в ноябре минувшего года. Правда, на нынешний момент не известно ни одного обманутого дольщика, который безвозмездно смог получить жильё, благодаря этому закону.

В пояснительной записке к законопроекту было сказано, что «в настоящее время в той или иной степени восстановлены права 4418 участников долевого строительства». То есть, по сути дела, 99 процентов граждан, которые ещё три года назад чувствовали себя брошенными в беде, затеплилась надежда на получение своего жилья. Хотя при погружении в тему и знакомстве с реальным положением дел видишь, что доверчиво-наивных людей, отдавших свои сбережения мошенникам, в десятки раз больше. А вот те 4418 участников долевого строительства, объявленных властями более не обманутыми, по факту обманутыми и остались. Каких-либо компенсаций от застройщиков или государства, они так и не получили. Да, часть из них выиграла в суде, но исполнительное производство исполнить не предоставляется возможным, в связи с тем, что бывшие застройщики являются банкротами. По бумагам, у фирм на счетах пусто, приставам получать нечего. Зато официально считается, что проблемма с ними решена. Какая-то часть обманутых дольщиков смогла, заплатив по новой, приобрести жильё. Большинство же обманутых граждан так и остаётся на нынешний момент и без квартир, и без денег. 

Самое неприятное, что примеры попрания норм закона и откровенного издевательства над нормами морали продолжают и сегодня множиться. Мошенники изыскивают самые хитроумные способы, чтобы облапошить доверчивых людей, и уже не  опасаются даже уголовного преследования. Причём даже то, исчезающе малое количество судебных вердиктов не дают этому явлению надлежащей оценки. Вот один из примеров.

Ольга Петровна Воронова – немолодая, грамотная и разумная женщина, жила с семьёй на пятом этаже дома без лифта. О покупке новой квартиры не думала до тех пор, пока тяжелая болезнь не свалилась на мать. С больным, неходячим человеком просто беда – не то что погулять, но даже до приехавшей «Скорой помощи» добраться уже проблема. Воронова стала искать какие-то варианты, но тут риелтор Марина Винокурова предложила купить квартиру у фирмы ОАО «Быстрые автобусы». Фирма, по её словам, поставляла стройматериалы и лифты для Воронежского домостроительного комбината, а тот расплачивался с ней готовыми квартирами. Ключи можно было получить через три-четыре месяца после оплаты.

Предложение Воронову заинтересовало и подозрений не вызвало, так как стоимость квадратного метра предлагалась на уровне рыночной – 33000 рублей. 8 апреля 2009 года она заключает предварительный договор сроком на два месяца с директором фирмы Андреем Викторовичем Фастовским.  Уверенный в себе 40-летний мужчина сказал, что на рынке жилья работает давно, отработанная им система сбоев не даёт, и никаких жалоб от покупателей никогда не поступало. Из зала суда. Приговор… потерпевшим

Прежде решили подписать предварительный договор, а через два месяца – окончательный договор долевого участия в строительстве квартиры №1 в доме 50-в по проспекту Патриотов. Стоимость трёхкомнатной квартиры площадью 68,7 кв.м составляла 2250 000 рублей. В тот же день Воронова вносит в кассу фирмы 1100000 рублей.

После улыбок и крепких рукопожатий стороны расстались. Биснесмен заверил, что примерно через два месяца хозяйка сможет осмотреть своё будущее жильё и внести вторую часть взноса.

Проходит день за днём, вот уже и к двум месяцам срок ожидания подтягивается. Неожиданно возникает звонок из ДСК: обещанная ей квартира находится в розничной продаже у застройщика. У Вороновой появляется неприятное чувство: она вдруг понимает, что отдала огромные деньги фирме, о которой ничего толком не узнала. Тревожные вопросы не выходили из головы.

Ольга Петровна отправляется в домостроительный комбинат и узнаёт, что фирма «Быстрые автобусы» никогда не была подрядчиком ДСК, никаких квартир не получала и продавать их, естественно, не могла. Воронова тут же едет в офис Фастовского, просит аннулировать договор и вернуть ей деньги. Андрей Викторович огорчается её решением, говорит, что денег в настоящее время у него нет, но завтра он «обязательно вернёт всё до рубля». На следующий день денег опять не оказалось, перед вкладчицей извинились и попросили «прийти завтра».

Обманутая женщина ходила каждый день вплоть до 8 июня, когда срок договора автоматически истёк. Деньги ей не вернули, хозяин фирмы удачно избегал встреч, на телефонные звонки не отвечал, сотрудники равнодушно пожимали плечами и не хотели с ней разговаривать.

Ольга Воронова пошла в прокуратуру, заявила, что столкнулась с откровенным мошенничеством. Люди в синих мундирах внимательно выслушали её и сказали, что с «этим вопросом надо обратиться в милицию». Она написала заявление в РОВД Центрального района Воронежа; отдел по борьбе с экономическими преступлениями отказал в возбуждении уголовного дела и рекомендовал обратиться в суд.

Потерпевшая женщина недоумевала: если никаких договоров с ДСК Фастовский не заключал, квартир от строителей не получал и продавать их не мог, однако обещал гражданам эти квартиры, то разве эти криминальные деяния не подпадают под статьи Уголовного кодекса? Она ещё и ещё раз стучалась в милицию, писала заявления и каждый раз наталкивалась на скучающие лица людей в погонах и нежелание браться за расследование возникшей ситуации. За год получила пять отказов в возбуждении уголовного дела.

Источник : http://www.communa.ru/news/detail.php?ID=79238

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *