«Завтра» похоже на «никогда»

Обманутые дольщики Петербурга не верят, что им помогут

Александру Мунтяну, отбывающему наказание за двойные продажи квартир в Северной столице, суд отказал в прошении о досрочном освобождении. Обманутые им дольщики с возмущением восприняли попытку бизнесмена выйти на свободу: из-за его махинаций они остались без денег и жилья. То, что гендиректора компании осудили за мошенничество в особо крупном размере, не помогло им ровным счетом ничем.

Игра на доверии

— Вздумаешь покупать жилье — только на «вторичке», — сходу предупреждают меня дольщики высотки на улице Орджоникидзе в жилкомплексе «Южная звезда».

Этот опыт стоил им в прямом смысле дорого.

Махинации с высоткой на Орджоникидзе раскрылись в 2011 году. Следствие подтвердило самые неприятные подозрения покупателей, то и дело сталкивавшихся со всякими неувязками. Выяснилось, что квартиры в доме продавались по второму, а то и по третьему кругу. Гендиректора компании «Строй Союз» Александра Мунтяну осудили на четыре с половиной года (по официальным данным, сумма похищенных им денег превышает 202 миллиона рублей). Казалось бы, справедливость восторжествовала. Однако для сотен покупателей ничего не изменилось. С момента вынесения приговора прошло больше года, а обманутые дольщики по-прежнему ни с чем.

— Пять миллионов мы вложили в эту сделку. В итоге живем всемером в двухкомнатной квартире сестры, — сетует Екатерина Губскова.

Женщина продала «трешку» и приобрела две квартиры в строящейся шестнадцатиэтажке — хотела, чтобы у молодой семьи сына появилось отдельное жилье. Когда оформляли сделку с Мунтяну, родственники и подумать не могли, что стали уже третьими владельцами помещений. Хотя некоторые моменты должны были навести на мысль, что дело нечисто, признает Екатерина.

— Смутили номера заключаемых договоров — 477 и 478. Я спросила, как так получается, если квартир в доме всего 285? — вспоминает дольщица. — Мне объяснили, что они ведут общую нумерацию сразу по нескольким строящимся объектам. Ну мы и успокоились. Тогда еще не знали, что доверять никому нельзя и в особенности застройщику. Не жизнь, а сплошное минное поле. 

Последняя фраза стала для обманутых дольщиков «Южной звезды» жизненным кредо. Ведь мошенники играют именно на доверии, рассчитывая, что покупатели вряд ли станут требовать у застройщика массу документов, чтобы убедиться в честности сделки. И, как оказывается, даже специалисты агентств недвижимости редко способны предостеречь от неверного шага.

Сами виноваты

— Перед тем как купить квартиру, я обратилась в агентство по недвижимости. Мне хотелось убедиться, что сделка чистая, — рассказывает дольщица Наталья Козырева. — Специалисты прочли договор, просмотрели документы застройщика и сказали, что все в порядке.

За это «в порядке» их агентство не понесло никакой ответственности: не надеясь вернуть себе всю потерянную на покупке квартиры сумму, Козырева попыталась отсудить хотя бы деньги, которые компания взяла за предоставленные услуги — около 100 тысяч рублей. По искам Натальи на основе статьи «О защите прав потребителей» прошло несколько судов, но компенсации женщина так и не получила, потратив деньги еще на юристов и судебные пошлины.

— Говорили они сущие глупости: «Мы брали деньги лишь за предоставление информации о покупке». Выходит, я заплатила за то, что мне рассказали, на каком этаже квартира, и озвучили ее метраж, будто я сама этого не знала, — возмущается покупательница. — В конечном итоге суд все-таки обязал агентство возместить ущерб, но прошел уже год, а мне так ничего и не вернули. Правда, формально, правосудие восторжествовало.

Как говорит Козырева, отстаивать свои права дальше у нее просто не было сил. Убедившись в непробиваемости ситуации, многие дольщики опускают руки и пытаются просто забыть произошедшее. Товарищей по несчастью, которые выходят на митинги и устраивают голодовки, они иронически называют «городскими сумасшедшими» — мол, ждать-то все равно нечего. И, как это ни печально, в большинстве случаев оказываются правы. Повлиять на ситуацию возможно только объединением и массовыми выступлениями в масштабах всей России.

Даже закон, как выяснилось, на стороне обманутых соинвесторов лишь частично. Юристы, с которыми мы поговорили на эту тему, отмечают: согласно ФЗ N 214, государство берет на себя обязательство по улаживанию проблем лишь с теми дольщиками, которые заключили договоры до 2005 года. Те, кто покупал квартиры позже, по большому счету оказываются в ситуации «сами виноваты», правда, чем на самом деле дольщики отличаются друг от друга, чиновники не в состоянии. Понятно, что на самом деле, подобная временная градация служит своеобразным фильтром созданным, чтобы уменьшить реальное количество обманутых дольщиков.

Решение для единиц

Каждый из дома на улице Орджоникидзе пытается решить проблему по-своему. Кто-то нашел деньги и, по сути, заново купил уже однажды оплаченную квартиру. Так, новый владелец многоэтажки потребовал немалую доплату, чтобы сохранить за несостоявшимися новоселами их помещения. Сначала цена за квадратный метр составляла 13 тысяч, а после выросла аж до 60. При среднем метраже квартиры-студии в 38 квадратных метров сумма выходит изрядная. Часть дольщиков, от безисходности, решилась на более трудоемкий вариант.

— Мы перешли на другой проблемный объект «Строй Союза», расположенный в Гатчине, — рассказывает Ирина Плеханова. — Объединились в ЖСК и обратились в суд, чтобы нам передали объект на достройку своими силами. Суды, конечно, дело не быстрое, но нашу просьбу удовлетворили.

Здесь тоже тратам не видно конца: проверяющие органы нашли массу строительных нарушений на объекте, и оплатить приведение в порядок здания, вплоть до корректировки фундамента, пришлось самим дольщикам. Кроме того, сейчас гатчинский дом построен только до девятого этажа, а по плану их должно быть шестнадцать.

— Самое страшное, что с течением времени начинает казаться: ничто никогда не наладится. Ситуация превращается в «завтра», которое никогда не наступит, — вздыхает Плеханова.

Сейчас Ирина фактически взяла все дела по дому в Гатчине на себя — она является председателем ЖСК. Говорит, что по-другому просто не могла, и теперь надо доводить дело до конца. Но тут же признает, зажить нормальной жизнью и избавиться от клейма «обманутый дольщик» люди смогут еще очень нескоро.

0,3 процента

История «Южной звезды» — лишь одна из многих резонансных в Петербурге. По данным Смольного, в городе насчитывается около 30 проблемных объектов. Разобраться с ними планируется ближе к 2018 году. Как все это время быть людям, зачастую не имеющим другого жилья, никто не знает, да, похоже и знать не желает

Власти ведут «Реестр участников долевого строительства в Санкт-Петербурге, нуждающихся в защите». В нем — 24 человека. На фоне тысяч обманутых дольщиков число до нелепости ничтожное.

Губернатор, правда, пообещал в скором времени расширить список, но жертвы застройщиков-мошенников воспринимают это со скепсисом, потому что слишком сильно отличается представление чиновников о масштабе проблемы от реальной ситуации.

— Давайте посчитаем, — для пущей убедительности дольщица Лидия Великотская пишет цифры в моем блокноте. — Сегодня в Петербурге примерно девять тысяч официально признанных обманутых дольщиков. В обновленный реестр власти обещали внести 300 человек, это 0,3 процента общего числа нуждающихся в помощи. И кому от этого станет легче?

Впрочем, официальный статус обманутого дольщика сам по себе никак не помогает решить проблему. Возможно, в будущем город будет выделять таким людям деньги на съем временного жилья, но пока все это в стадии смутных обещаний.

Корреспонденты «РГ» пытались задать вопросы о поддержке обманутых дольщиков специалистам петербургского комитета по строительству, но в ведомстве нам прямо сказали, что скорого ответа от них можно не ждать. Мол, это слишком сложная и больная тема.

Прямая речь

Алексей Люкшин, адвокат:

— Главная опасность заключается в том, что покупатели не всегда заключают договор непосредственно с застройщиком. Однако только такой документ дает покупателям право на компенсацию, если компания не выполнила обязательства. Без него дольщики могут предъявить требования, условно говоря, лишь к какому-нибудь поставщику кирпича. Правда, даже договор с застройщиком, особо ничего в этом случае не меняет.

Еще одна ошибка — заключение обычных договоров купли-продажи вместо договоров долевого участия по 214-ФЗ. Первый вариант дает покупателю гораздо меньше прав: к примеру, он не может требовать признания квартиры собственностью, если дом готов, но не введен в эксплуатацию. А такие случаи нередки. Прямо напротив моего дома, например, стоит давно построенная высотка, куда люди не могут вселиться по этой причине уже пять лет.

И самое неприятное — банкротство застройщика. С этим невозможно бороться, какой бы опытной и известной ни была компания, никто не знает, что случится с ней через пару лет.

Как видите, даже если не принимать во внимание случаи намеренного мошенничества, рисков в сфере долевого строительства очень много. Я считаю, что от этой формы нужно отходить. В Германии, например, существуют специальные строительные сберегательные кассы — люди отдают туда деньги и спокойно ждут квартир.

Не думаю, что Петербург самостоятельно может что-то сделать для обманутых дольщиков. Конечно, может быть принят городской закон на этот счет, но давайте честно — бюджет тут ни при чем.

На заметку

На сайте правительства Санкт-Петербурга есть раздел, посвященный долевому строительству. Здесь можно найти список проблемных строящихся объектов и сомнительных застройщиков, реестр обманутых дольщиков, форма для вступления в него и советы, как избежать проблем при участии в долевом строительстве.

Источник : http://www.rg.ru/2014/05/22/reg-szfo/dolschiki.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *