Алтайский край. Отчего дует ветер?

сила в движении, долевое строительство, екатеринбург, обманутый дольщик,

Заметки о мытарствах дольщиков

 Как и во всей нынешней реформируемой по всем азимутам и направлениям России, бодро и уверенно шагающей среди санкций и до поднебесья громких коррупционных скандалов путем прогресса, тема обманутых дольщиков, тема банальная, и я бы сказал уже порядком приевшаяся и наскучившая присутствует и у нас в жизни края. Чем-чем, а этим край наш тоже не обделен. Это как если перефразировать известное выражение – в Греции все есть – на Алтае есть тоже все. И не хуже чем у людей. Хоть по зарплате край в Сибирском регионе на последнем месте. 

Так вот что такое обманутый дольщик? Если не по научному и без демлабуды, объяснить просто по-русски суть вопроса, то это заплати, а потом долго-долго не спи спокойно и долго-долго ходи по судам, по чиновничьим инстанциям (а его, чиновничества, ныне – океан и еще маленькая тачка), нарезай круги, как Конюхов в мировом океане. Только наперед зная, что за все эти путешествия, никто тебя не наградит ни золотой медалью РГО, ни медалью имени Миклухи-Маклая.
Так вот, обманутый дольщик – это когда тебя нагрели.
А есть у нас в Барнауле другая разновидность дольщиков. Дольщики проблемного жилья. Тут схема взаимоотношения двух сторон несколько иная. Деньги заплатил, получил жилье. Только  жилье возведенное незаконно. Или есть ему еще такое название – проблемное.
В Барнауле в местах, где разрешена индивидуальная застройка, застройщики построили многоэтажки. И сбыли в них жилье доверчивым людям.
То есть, в отличие от дольщиков, которые за свои чаще всего кровные, а не дурные, получили со смаком большую фигу, эти дольщики жилье получили. В домах подлежащих сносу. Возведенных в зоне индивидуальной застройки.
То есть товар они за свои деньги, в отличие от первых получили, но товар, деликатно выразимся, с гнильцой.
Впрочем, сюжет от этого менее веселым не становится.
Сюжет с привычной каруселью судов, с приставами. Каруселью долгой, нудной. Добавим – не дешевой. Да вы ответьте мне на вопрос: а что у нас ныне дешевое?
Да не скажешь, что никакого внимания никто на их мытарства не обращает. Иногда СМИ о них пописывают. Пересказывая, кто в очередной раз в какой суд отнес бумагу, кто какую там из какого учреждения в ответ на их криком кричащее письмо им отписку написал, впрочем, не сильно пускаясь в суть дела. Суетится местное телевидение иногда, преимущественно тогда когда видит в этой истории жареный сюжет. Вот в одном из домов глава семьи, которую пришла выселять наделенная строгими правами комиссия, встретил в дверях квартиры с топором. Представляете, как все это эффектно смотрится в кадре! Сюжет ни дать ни взять как у Федора Михайловича Достоевского. Который, кстати, был в нашем городе, как Сталин, Ельцин, Горбачев, и даже Гейдар Алиев, который в ту пору был первым заместителем председателя Совета Министров СССР и который, кстати, на жителей края произвел, это помнится до сих пор, очень приличное впечатление.
Так вот, смотри, обыватель, это кино в телеящике и восхищайся!
***
Дело с проблемным жильем длится в городе не находя разрешения уже который год. В городе возведено более двадцати таких домов и каждый со шлейфом таких вот восхитительных проблем и сюжетов. Хотя кое-какие результаты уже налицо. Не в плане решения насущных интересов пострадавших. Нет. До решения реальных дел еще далеко. Пока еще только организационные. Люди начинают понимать, что в рыночных джунглях ходить в одиночку – дело табак. Хотя и это уже прогресс. Пару недель назад в Барнауле прошло первое общее собрание Объединения собственников проблемных объектов недвижимости. Сокращенно – ОСПОН.
Как быть с многоквартирными домами на земельных участках, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство, вовлеченными в незаконный гражданский оборот на основании записей о государственной регистрации права собственности в ЕГРП? Вот о чем думают, сбившись в кучу, дольщики под крышей этого. Но вот парадокс – вместе с застройщиками.
А там, в этих домах, сегодня проживает большое количество барнаульцев, к сожалению, отдавших свои сбережения (а то и взявших кредит) и получивших взамен незаконно возведенное зачастую некачественное жилье.
Веселая получается ситуация: застройщики, не желая признавать, что с гражданами, доверившимися безоглядно им, они поступили как минимум некрасиво и, зная, что чиновники от причастности к легализации самовольных построек любым способом открестятся (т.е. переложат вину на покупателей), вынуждены сегодня кричать, как бы защищая тех: «Не трогайте людей, они просто жить хотят!»
В Барнауле, несмотря на созданную ранее межведомственную комиссию по пресечению самовольного строительства, все поставлено с ног на голову. Некоторые чиновники (как и граждане) категорически не хотят понимать, что даже если и будут выданы бумаги о праве собственности на самовольные строения, то сути это не поменяет, самовольная постройка все равно останется самовольной.
К тому же, натерпевшись и «прозрев» от таких покупок, граждане начнут помещения продавать, вовлекая в это других граждан, и такой подход лишь умножит количество пострадавших.
Вот так занимательно поворачивается этот сюжет.
Само собой в письмах и обращениях, которые дольщики, оказавшись в крайне незавидной и интересной ситуации, рассылают во все инстанции, в том числе само собой главе государства – а этот эпистолярный жанр писать письма в Кремль у нас ныне более чем развит, каждая фраза которых дышит в отношении недобросовестных застройщиков желчью и озлоблением – жулики, мошенники, божьего суда на вас нет! И отчасти это понять можно – люди не могут сдержать эмоций. Тексты этих писем и обращений, гурьбой идущих в том числе и в крайком партии, раскаленные – хоть прикуривай.
ocZdqS38hJg
***
А вот тема руин. Старая, приевшаяся, как смехачи на телеэстраде. Тут у нас одни руины рубцовских заводов чего стоят.
Вот последняя с этих руин и как бы проходная новость.
Двое мужчин погибли под завалами одного из цехов завода АТЗ, превращенного в результате либеральных реформ, Мамаем прошедших по стране и по краю, в руины. Похлеще сталинградских.
Случилось это при разборе цеха безрельсового транспорта, где в результате обрушения плит перекрытия один мужчина скончался на месте, второй – в машине скорой помощи.
Такая непритязательная, а по нынешним меркам почти пустяшная история, которую, тем не менее, местные СМИ с воодушевлением и смаком протрубили: то ли за неимением новостей – пойдет, мол, и это; то ли за отсутствием  реальных свершений и побед; то ли для того, чтобы лишний раз отвлечь людей от зияющих перекосов в социальной политике – если, конечно же, такую политику еще можно назвать политикой. Подумаешь, на руинах некогда промышленного гиганта погибла пара бомжей. Только-то и дела.
История как бы мелкая, для ленты новостей разве что подходящая, и как бы не заслуживающая особого внимания. И уж тем более никаких выводов делать не требующая. Если не задать вопросы. А вопросы-то, если немного вдуматься, есть. Грохнули промышленный гигант. Одни, и не по щучьему велению, а трудом, потом и неимоверными усилиями, его возвели, а другие – грохнули. Кто грохнул? И где знай-знай? Потом: подумаешь, погибли, как сказывают, два бомжа. Да вон сколько гибнет нынче людей. И не бомжей. Ладно бы – бомжи. И бомжей у нас вон сколько, не меньше, чем нефти и газа в недрах – на наш век их хватит. А ведь лезет в голову нахально вопрос: поди были первоклассными токарями на этом заводе? Или могли ими стать. А кто их к такому «веселому» положению привел? А какие новости у нас сегодня первой строкой в выпусках свежих идут? Два человека вышли в открытый космос? Два доблестных пограничника, Родину защищая, погибли. Ту, которую ныне там и сям в аренду, работящим как бы соседям – сами-то мы, выходит, работать разучились – намереваются сдавать? Два доблестных шахтера ставили рекорд в угольном забое? И потом об их рекорде страна всю созидательную пятилетку слагала гимны?
Вот ответы на все вопросы: до чего мы, скача четверть века под указующим перстом взобравшегося на танк первопроходца реформ Бориса Николаевича, «паньмашь», доскакались. И все еще никак не можем наскакаться. И до какой поры так­то вот еще будем скакать?
***
И припомнился мне в этой занимательной ситуации наш замечательный кинорежиссер Гайдай и его не менее замечательный фильм «Деловые люди».
Что до рассказов О. Генри, то буду честным, до некоторой поры мне его рассказы мало нравились. Прочтения пары его рассказов мне хватило с лихвой. Нескончаемая панорама мошенников в его рассказах меня раздражала. Один такой рассказ, другой третий – и все в них одно и то же, как кто­то кого-то нагрел.
И вдруг понял, а она Америка устроена там вся так. И мы по этому пути, а вышеуказанные примеры более чем хорошее этому иллюстрация, ставя рекорды тоже сегодня, воодушевленно шагаем.
Так вот, помните в последней новелле «Вождь краснокожих» с несравненными Георгием Вициным и Алексеем Смирновым, где из похищенного ими с целью выкупа рыжего малолетки-бестии сыпались горохом не только проказы, но и вопросы. Которым не откажешь, впрочем, даже в некоторой оригинальности и которые лично меня прямо-таки очаровывают актуальностью нынешнего времени.
– Хэнк, а почему у тебя, красный нос?
Но ведь мы, пережившие окаянное время приватизации и крушения всего и вся, понимаем, о ком речь идет, тем более что прекрасный артист так многое нам напоминает кое­кого до последней черточки своим обликом и мимикой.
И массу других вопросов из уст этого мальчугана вспомним.
– Ветер отчего дует?
– Отчего деревья качаются?
– Почему апельсины круглые?
Так вот и мы подобно этому сорванцу зададим сами себе дюжину похожих вопросов возникающих у нас, когда мы начинаем пристально всматриваться в реалии нынешней жизни:
– Откуда берутся обманутые дольщики?
– Откуда берутся бомжи?
– Почему некогда огромные машиностроительные гиганты превращены ныне сплошь и рядом в руины?
– Почему грохнули великую державу?
И увидим вдруг в этом фильме до боли простой и феноменальный ответ на все эти наши вопросы –  потому что у нас появились деловые люди!
По нынешней номенклатуре их еще сегодня называют культурно – эффективными менеджерами.
***
 А в крае недавно отгремел-отшумел Всероссийский Шукшинский, счетом 17-й, кинофестиваль. На главной сцене краевого центра в краевом драмтеатре имени великого земляка. Где всего было с лихвой и навалом. На который артист Сергей Никоненко приезжал, читал рассказы Шукшина. Где начальство при каждом удобном случае Шукшина цитировало: «Нравственность – есть правда!», дав этому фестивалю название «фестиваль совестливого и душевного кино.
А в эту пору в Верх­-Суетке дольщики бывшего совхоза «Макаровский» (о них уже писали мы неоднократно – и как их называть, проблемными, обманутыми ли, облапошенными, обутыми ли деловыми людьми, мы навязывать вам свое мнение не будем – голова у всех есть на плечах, сделайте выбор сами) продолжали и продолжают голодовку, начатую ими 15 мая.
И когда об этой акции сельских тружеников думаешь, так и просится ремарка из другого замечательного фильма прославленного кинорежиссера «в пору, когда космические корабли бороздят просторы вселенной…» ну и так далее.
И это действительно похоже на полет на космической станции. Где-то там, в безбрежной пустоте одни – со своими печалями и заботами. А внизу другие – поют, пляшут, праздники играют. Пророчествуют. Как жить по совести и правде друг друга призывают. И, похоже, противоречия в этом никто никакого в упор не видит. Хотя как там пророк Магомет сказал? «Если ты сидишь и ешь хлеб, а рядом с тобой сидит голодный – ты не пророк!» 
Голодовка идет с пересменкой по 3-7 дней. Сначала голодают одни. Потом их подменяют другие. Такая вот форма голодовки, применительная к сельским условиям и обстоятельствам того, что люди голодают в большинстве своем пожилые. В основном пенсионеры, с проблемами здоровья, которым более трех дней голодать нельзя.
Сегодня число голодающих увеличилось. Было их 16. Стало сегодня 20 человек.
***
Маленькая сноска для работы мысли. Пострадало 1000 человек. Признаны пострадавшими по суду 64 человека. Это те, кто имел мужество постоять за себя и подал свои заявления в суд, те, кто посчитал, что может делом, а не кулуарными страданиями, хоть как-то изменить свою участь.
Ольга Геннадьевна Приходько, секретарь райкома партии (возьмите на заметку – это важно – вот вам истинный пример партийного руководителя), доярка бывшая, человек боевой, неравнодушный, вместе с людьми ведет этот неравный поединок, отстаивая свои права и права своих земляков.
И голодающие верх-суетские дольщики намерены стоять до конца.
Это к вопросу о мужестве в рыночном обществе на фоне там всяких разговоров о предприимчивости и умении жить. Среди нас, так скажем, не умеющих.
Отдавая должное этим людям, однако, не будем отводить в сторону глаза от главного вопроса этой драмы. А то, что это драма, это и без всякого решения суда ясно.
Победят ли дольщики? Вот вопрос.
А ответ мы на него, давайте не будем лукавить, все знаем. Для этого, всего­то навсего, нужно пристально в себя каждому заглянуть.
Кстати участники голодовки во время Единого дня протеста, прошедшего в крае 1–2 августа, приняли участия в митинге солидарности в защиту ленточных боров, который прошли на прошлой неделе по краю в 7 городах, 47 районах и в 21 селе.
Это вам один из ответов на поставленный вопрос об их победе.
Такое вот совестливое у нас кино.
Автор : Владимир Бровкин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: