Цель жизни – понятие религиозное.

То, что сегодня объявляется целями жизней, свободно выбранных вот этими самыми яркими индивидуальностями – это на самом деле задачи жизни. Это вовсе не цель жизни, а её средства. Деньги зарабатывать надо, но считать заработок денег, даже очень больших, целью жизни может только тот, кто больших денег сроду в руках не держал. (Впрочем, чтобы это понять, их надо заработать). 

Должен быть единый смысл жизни. Он всегда религиозный. Иного быть не может. Потому что нерелигиозный смысл – это не смысл жизни, а её текущие задачи. Не может быть смыслом жизни опрятное подметание улиц или бесперебойное снабжение клиентов свежими овощами. Это вроде миссии, которые сегодня сочиняют фирмы. Написал и подумалось, что эти дурацкие миссии – это тоже суррогат смысла жизни, попытка заткнуть духовную пустоту современного человека. Вот и получается цель – доброкачественное обслуживание клиентов услугами химчистки , продуктами питания, бытовой техники и т. д. и т. п… Всё это надо делать! И делать хорошо. Это не смысл, это задачи жизни, и их надо научиться правильно решать. Практично и решительно.

Я совершенно не считаю задачи жизни не достойными внимания и интереса. Напротив, их надо уметь ставить и решать – на всех уровнях: от семьи до государства. И не размазывать, не превращать вполне конкретную практическую задачу во что-то вечное и нерешаемое, вроде обломовского плана перестройки имения или нашей реформы ЖКХ.

Критерий отличия цели и задачи чрезвычайно прост. Задача отвечает на вопрос: что и как? А цель отвечает на вопрос: зачем? Задачи, сколь бы велики они ни были, относятся к средствам жизни, а не к цели. Цель обращена к вечности. А задачи, наоборот, надо научиться ставить и конструктивно решать в разумные сроки, не размазывая по-обломовски на годы и годы.

Но вот что интересно. Ставить задачи в отсутствии Цели – очень трудно. Всё оказывается равным всему. Никакой вектор движения не предпочтителен. Собственно, сегодня так и есть. Вот говорят: «Он – успешный». А в чём он преуспел? Это неважно. Главное, что он продвинулся в своём направлении. И это логически совершенно правильное рассуждение. Если нет цели – каждое направление равноценно. Успешная многодетная мать равна успешной кокотке, успешный учёный – успешному биржевому маклеру, замечательный писатель – изготовителю глазной жвачки.

Но всё-таки ставить и решать задачи — вещь вполне возможная и достижимая. И этому можно и нужно учиться. К сожалению, в наших людях много обломовщины, мы вполне практическое дело длительными размышлениями, сомнениями и пустопорожними обсуждениями доводим до чего-то глобально-недостижимого. А всего и дела-то – наметить план, сроки, ответственных, выделить потребные ресурсы и приступить к делу. В современных компаниях  даже семинары проводят по постановке личных задач и достижению целей. Учатся правильно формулировать цель, записывать её, настраивать сознание на достижение, разбивать на этапы, планировать действия на каждом этапе… Если люди работают в энтузиазмом и верой – всё получается. Помню пожилую женщину, которой очень была нужна квартира. И она твердо решила на неё заработать. Она распланировала свою работу, рассчитала, сколько продаж она должна делать ежедневно – и принялась за дело, соревнуясь с самой собой. Она нарисовала схему своей будущей квартиры и постепенно закрашивала фломастером ту часть, на которую она уже накопила деньги. Эта схема, изрядно потрёпанная, всегда была у неё в кошельке. И квартиру она купила! Даже немного раньше запланированного срока. Когда она показала мне фотографии своих хором – я был просто счастлив вместе с нею. Она достигла результата, и это прекрасно! Но истинные проблемы цели начинаются тогда, когда достигнуты результаты.

На самом деле истинная цель жизни едина для всех и она непременно должна лежать за пределами самой жизни. Она принципиально не может быть достигнута в пределах конечной человеческой жизни. Она выше и ценнее самой жизни, именно поэтому за неё можно пожертвовать и самой жизнью. Истинный смысл жизни может быть только религиозный. Это всегда предмет веры. Цель жизни всегда обращена к бесконечному, к недостижимому, к вечному. Но именно наличие такой цели делает осмысленными ежедневные практические дела, «жизни мышью беготню». Цель – это путеводная звезда человеческой жизни. Никто не дойдёт до звезды, да и не нужно этого – звезда указывает путь и не даёт сбиться с дороги. 

Иными словами, цель жизни – понятие религиозное.

Очевидно, что цель жизни, понимаемая таким образом, должна передаваться детям в процессе воспитания и образования. Надеяться, что каждый ребёнок и подросток сформирует её для себя, не более реалистично, чем полагать, что каждый изобретёт для себя грамматику или, наблюдая природу, сам выведет законы физики и химии.

Но вот неприятность-то в том и состоит, что передавать особо нечего. Да что там — просто нечего. Сегодня человеческая жизнь радикально бессмысленна. От традиционных религий современный человек отпал, в новых религиях типа коммунизма – разочаровался.

Светская религия коммунизма – царства божьего на земле, которое будет построено в будущем – давала мощный драйв своим адептам. Традиционному религиозному человеку было понятно, какая у жизни цель: спастись. Человеку коммунистической религиозности тоже было понятно: бороться за победу коммунизма на всём земном шаре. Рай для него – это будущее, за которое надлежало бороться, для которого трудиться. Неверно, что советское общество было атеистическим – это либо чрезвычайно поверхностный, либо ангажированный взгляд. Оно было весьма религиозным. Оно было сильно постольку, поскольку было религиозно. Оно слабело, теряя религиозность. И развалилось, когда окончательно потеряло. Это правильно понимал Луначарский, который говорил, что социалист по накалу веры религиознее «старорелигиозного» (как он выражался) человека. Борьба коммунистической партии с религией – это была не борьба с религией – это была борьба религий.

Сейчас, по моим ощущениям, идёт подспудный религиозный поиск. Иногда он выплёскивается на поверхность в лице пророков и лжепророков, разного рода вероучений, включая и самые мракобесные и экзотические. Многие психологи, так называемые «коучи», организаторы тренингов явно замахиваются на то, чтобы стать гуру новой веры, но это, на мой взгляд, лишь дальние-дальние подступы к новой религии. Возможно, возникнет не совершенно новая религия, а обновлённая версия старой.

Религиозный поиск будет тем интенсивнее, чем скорее приближается современная цивилизация к своему тупику, который мы все, старательно пряча голову под крыло, называем финансовым кризисом.

Какой будет эта новая религия — знать нам не дано. Вполне вероятно, что это будет синтез традиционных религий и светской религии коммунизма как царства божьего на земле. Коммунизм провалился, — скажете вы? Да, первая попытка оказалась неудачной, но это не значит, что невозможны другие. Даже и в технике идея проходит длинный путь до удачного воплощения. Авиация прошла немалый путь, пока люди всего лишь поняли, что надо создавать аппарат тяжелее воздуха. А что было бы , остановись они при первых неудачах? В любом большом учении есть нечто полезное и ценное.

Как будет выглядеть церковь этой новой религии? Мне кажется, что будет соединена политическая и духовная власть. Вернее, земная власть будет устроена на началах религиозных. Человек наконец обретёт утерянную целостность и цель. Только вот не надо шарахаться от такого предположения, как сельская кляча от трамвая. Да, так было в тоталитарных режимах, начиная от древнегреческой демократии. Ну и что?

Соединение государства и церкви для нас, русских, как раз довольно органично. Если внимательно приглядеться к нашему отношению к государству (что проявляется в разговорах, повседневной жизни, писаниях в интернете), то откроется много интересного. Мы воспринимаем государство и подсознательно ждём от него гораздо большего, чем западные люди. 

В нашем отношении много детского, вернее подросткового. Наше отношение к государству похоже на отношение подростка к родителям: сплав «отстань от меня» с «помоги» и «укажи дорогу». Сейчас  самодеятельные писатели в интернете много пишут про Путина и других больших начальников и политиков. Ругают на чём свет стоит: всякие там «лилиПуты», «Медвепуты» так и мелькают. И в этой страшной ругани явно сквозит взыскание совершенства, тоска прямо религиозная. Прямо-таки неземного совершенства требуем мы от этой самой власти. Чтоб была эта власть не «наёмным менеджером», а высшим руководителем всей жизни во всех её проявлениях. Это наше, русское – стремление к высшему и всеобщему. 
Надеюсь, никто не понял меня так, что я предлагаю бюрократически что-то с чем-то слить и объединить. Такое положение, если и сложится когда-нибудь, то сложится естественно и стихийно, что-то вроде того, как складываются «спонтанные порядки» Хайека или броделевские «структуры повседневности». В жизни народа вообще много природно-бессознательного, на грани социологии и физиологии. Именно поэтому очень редко удаётся заимствование политических форм одних народов у других.

«Народ не властен в своих учреждениях», — говорил дедушка социальной психологии Густав Лебон. Мы, русские, склонны искать в государстве, в царе, высшей, в том числе и религиозной правды. Возможно, мы её найдём когда-нибудь. Не зря же мы вернули древнего византийского орла, чья двуглавость и означает соединение светской и духовной власти в одном теле. Есть, над чем задуматься, верно?

Сегодня маленький человек, брошенный и беззащитный на ветру жизни, манипулируется глобальным бизнесом.
Его пытаются превратить в клиента песочницы, в 6-летнего ребёнка. Ребёнку смысл не нужен, у него есть естественный запас счастья: есть мама, папа, прилетела синичка, купили мороженое.
Современные люди – брошенные дети. Выгнанные на улицу. Беспризорники. В России после развала СССР вдвойне беспризорники. Их выгнали на улицу и сказали: «Делай что хочешь и думай, что в голову взбредёт». Первое называется либерализм, а второе – плюрализм. Кем может стать 12-летний ребёнок выгнанный на улицу? В качестве дивного исключения – может процвесть. Но в типичном, среднем случае стать уличным воришкой, малолетней проституткой. А что он может надумать? А вот то и может, что составляет в настоящее время обиходную философию: Наслаждайся! Бери от жизни всё!

Вот они и берут…

Автор : Сергей Криндач.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *