Человеку ведь важнее хлеба – перспективы.

 Общее сегодняшнее ощущение уродства жизни связано не с бедностью или отсутствием таких или иных прав и свобод – связано оно с отсутствием перспективы.

 Если нельзя воздействовать на действительность – давайте попытаемся воздействовать на наше отношение к действительности. Вполне возможно, именно так представляют себе будущее госслужбы гламурные блондинки в шоколаде. Но если же мы желаем воздействовать на объективную реальность, то вырисовывается иная картина.

На самом деле проблемы чиновников (вернее, наши проблемы, проистекающие от чиновников) вовсе не в том, что они не знают чего-то этакого.Проблемы лежат в иной плоскости. И проблем этих ровно две.

Первая. Чиновники не   чего-то этакого не знают  – они не знают ДЕЛА.Они не понимают той отрасли жизни, которой пытаются рулить.

Как было в «совке», где чиновники были далеко не блестящие, но всё-таки мы до сих пор живём целиком и полностью на советское экономическое наследство. Так вот в «совке» было так. В министерство, в горисполком брали из промышленности или из сельского хозяйства. Брали людей, может, и не великого ума, но всё-таки профессионально связанных с той или иной отраслью деятельности, имеющих представление, о том, как она действует. Невозможно было представить себе, чтобы министр, положим, станкостроения, был не инженером-станкостроителем, а, к примеру, переводчиком или бухгалтером. Не было такого.
Сегодня это норма, когда пироги печёт сапожник, вернее, рулит хлебопечением. Сегодня вообще считается, что чиновник – это особая профессия, называется «государственное и муниципальное управление». Крайне востребованная специальность, открыта в массе учебных заведений, народ идёт бойко. А чо? Выучусь – бюджеты пилить буду.
Иными словами, сегодня руководитель – это просто профессиональный начальник, знать ему ничего не нужно. 
Откуда я это знаю?

По делам их, по делам.

У нас нет политики ни по одной отрасли народного хозяйства. И мудрено было бы, если бы она вдруг оказалась – это было бы настоящим чудом. Министр сельского хозяйства у нас медичка. Обороны – мебельщик. Сменил правда его МЧС- ник Шойгу. Так МЧС И АРМИЯ — тоже структуры совершенно разные  и задачи у них  разные.   Какого рода политику они могут придумать? У них есть эксперты-референты-аналитики? Тогда какова роль начальников? Пускай бы и рулили референты! Ах, они только помогают? Ну а делает-то кто?

Сейчас распространилось мнение, что для того, чтобы быть начальником, не требуется ничего уметь. Достаточно быть УПРАВЛЕНЦЕМ. Это слово произносится совершенно серьезно и уважительно. А что такое управленец? Человек, отсидевший курс в университете управления? Не то? Тогда что?

На самом деле руководить наробразом может только тот, кто учил в школе. Минздравом – тот, кто лечил в больнице. А кто не лечил и не учил – руководят так, как наши нынешние начальники, и ровно с тем же результатом — разрухой.

Какая дивная ирония истории: только ленивый не пинал советских начальников-бюрократов. И вот судьба наказала русских за чёрную неблагодарность: те, давние, сравнительно с нынешними – просто суперэффективные менеджеры заоблачной квалификации, и запредельной управленческой компетентности. Они достигали результат! Они строили заводы! Они прокладывали дороги! Они строили самолёты! Они организовали советскую школу, которая была одной из лучших в мире. Сегодня эдакое и вообразить невозможно. И это всё они – заскорузлые совки-бюрократы. 
В Советском Союзе никаких управленцев по образованию не было. Люди сначала становились инженерами, агрономами, учителями, офицерами, а потом понемножку выдвигались в начальники. Но во всех случаях они предметно знали дело, которым «рулили». 
Сегодня всеми процессами «рулят» управленцы, в крайнем случае, финансисты. Единственное, что о ни умеют, это разруливать финансовые потоки. На физическую реальность они воздействоать не могут, не умеют, не приучены – они её просто не понимают и по возможности стараются не замечать, физическую реальность. Физическая реальность – это для таджиков-гастарбайтеров, в крайности, для убогих замкадышей, для унтерменшей. Когда в 2005 году в Москве вырубился свет, это было настоящее открытие, что на трансформаторах бывает какая-то дурацкая обмотка, которая может с годами прийти в упадок.

Вот это первая проблема, касающаяся наших чиновников-управленцев.

Есть и вторая. В чиновники, в департамент, сегодня идут не для того, чтобы строить дороги, заботиться об архитектурном облике наших посёлков, развивать промышленность и сельское хозяйство.
Идут туда с совершенно иной целью.
Цель эта всем известна и ни от кого не скрывается – спасибо гласности и открытости. Цель лапидарна – пилить.

В интернете, да и просто в жизни, часто возникают споры: наши чиновники-начальники – идиоты или всё-таки нет?
Глядя на их решения и инициативы – просто клинические идиоты, — в запале кричат впечатлительные граждане и приводят массу примеров, которые каждому бросаются в глаза.
Но тут непременно кто-нибудь резонный скажет: «Ребята, чтобы залезть наверх – надо голову иметь. Наверху нигде и никогда не бывает совсем уж дураков». И это тоже совершенно верно.
Как совместить?
Да очень просто. Эти люди – не дураки, очень даже умные порою люди. Но они не ставят перед собой цели улучшать положение того фрагмента реальности, который обозначен на вывеске их учреждения. Нет у них такой цели. У них другие цели, и этих целей они достигают гораздо эффективнее, чем официально заявленных.  Незря самые богатые дома принадлежат чиновниками. Что же, сегодня самый большой бизнес – это госслужба. Недаром, по соцопросам, молодёжь мечтает сегодня о карьере чиновника – как в 80-х – о карьере валютной проститутки, а в 90-х – бандюка.

Так вот, пока эти две базовые характеристики наших, с позволения сказать, «управленцев» — полное непонимание предмета управления и своекорыстная ориентация — будут на месте, НИКАКИЕ меры не улучшать положения.

Сегодня надо начинать строить новую жизнь. Новая жизнь – это всегда Реставрация, т.е. нечто противоположное революции. Как это может выглядеть? Трудно сказать детально, но ясно одно: нам необходима не демократия или там какие-то честные выборы и прочая «западенская» мура – нам нужна сильная, национально ориентированная диктатура. Которая бы всех приставила к работе и прекратила бы «поток и разграбление», которое ведётся со времён Ельцина. То, что потеряно, — не вернёшь. Но народ имеет свойство развиваться, восстанавливаться. В том числе и после революций. Если начать – через пять лет будут первые результаты, через десять – страна радикально изменится, а через двадцать – её будет не узнать.
Сумеет ли народ выдвинуть из своих недр сильного лидера, способного повести его на строительство, а не на разрушение? Не знаю. Но хочется в это верить.

Автор : Сергей Криндач.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *