Челябинск. Святая простота или кого защищает 214-ФЗ

Поучительная история дольщика «Гринфлайта», который с осени прошлого года пытается вернуть деньги

Федеральный закон №214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», который с изменениями вступил в силу в январе 2014 года, защищает покупателей от двойных продаж. Больше ни от чего он дольщика не защищает. как и любой закон, он не совершенен, и реалии современной действительности постепенно обнажают его слабые стороны. Так, к примеру, закон не может защитить участников долевого строительства в случае, если строительство объекта не будет завершено по тем или иным причинам, а также от низкого качества объекта. Да и от пресловутых двойных продаж, как показывает опыт, он не является 100% гарантией. А уж от банкротства застройщика, причин для которого моет быть воз и маленькая тележка, дольщика он не спасет и подавно.

Сегодня мало кто сомневается в том, что строительная компания «Гринфлайт» медленно, но увернно движется к банкротству. И если о проблемах дожидающихся квартир дольщиков и подрядчиков, с которыми до сих пор не рассчитались за проделанную работу, власти и новое руководство компании ещё иногда вспоминают, то другая группа пострадавших оказалась забыта, как абсолютно не имеющая никаких перспектив. Это граждане, которые после переноса сроков сдачи домов расторгли договоры и теперь пытаются вернуть свои деньги. О них если и говорят, то лишь в том контексте, что из-за их требований не удаётся возобновить стройку и чуть ли не они подводят «Гринфлайт» к банкротству. Таких семей в Челябинске уже порядка 740, и о выплатах им не говорят даже в трёхлетней перспективе. После того, как банкротство перейдет в стадию конкурсного производства, о каких-либо перспективах можно будет позабыть окончательно.  У расторженцев рассеются даже те иллюзии, которыми они поддерживают свою веру в светлое будущее на данном этапе.

Когда Сергей узнал о том, что о нём хотят сделать материал, он смутился и попросил не указывать фамилию. «Не хочу, чтобы об этой ситуации узнали знакомые и коллеги, чтобы вопросы задавали, – признался он. – Мы и так устали от этого. Полгода я потратил на то, чтобы расторгнуть договор долевого участия и подтвердить право на возврат средств. Думал, на этом испытания закончились, но, как выяснилось, нет. Теперь вот в свой отпуск пытаюсь через суд заставить приставов выполнять их работу. Ведь с момента получения на руки решения суда прошло более четырёх месяцев, но по моему исполнительному листу не сделано ничего, кроме того, что «заморожен» счёт «Гринфлайта», на котором ноль рублей».

Сергей с женой купили у ООО «Гринфлайт» 32-метровую квартиру-студию в строящемся доме серии «Командор» в сентябре 2014 года. «В то время дела у компании шли отлично: строили по два этажа в месяц, в СМИ шла серьёзная реклама. Даже премьер-министр туда приезжал, – вспоминает мужчина. – Мы сами живём недалеко, видели, что стройка идёт полным ходом. Правая полоса улиц Братьев Кашириных и Молодогвардейцев всегда была занята машинами сотрудников подрядных организаций. Мы выбрали квартиру на третьем этаже. На момент покупки уже было построено семь из 20 этажей, нам обещали сдать дом не позднее сентября 2015 года. Часть денег пришлось взять в кредит, родители помогли, продали свою недвижимость. Проблемы начались, когда мне предложили заключить допсоглашение о переносе сроков сдачи дома на июль 2016 года. Мы поначалу согласились подождать, но, когда в июле 2015-го стройка остановилась, а рабочие ушли с площадки, оставив там только кран, поняли, что нужно расторгать договор. В сентябре убрали и кран. С тех пор я каждый день из окна наблюдаю эту боль…»

На тот момент было построено 14 этажей дома. В таком состоянии высотка находится и сейчас.

Летом 2015 года положение осложнялось тем, что в самом «Гринфлайте» комментариев по ситуации не давали. Тем не менее квартиры в доме продолжали продавать. Пока есть потенциальные покупатели, от продажи обещаний не откажется ни один вменяемый коммерсант. Как говорится, ничего личного — просто бизнес.

На сегодняшний день не реализованными там остаются только две квартиры. По новому графику, обнародованному недавно пресс-службой ООО «Гринфлайт», дом должны сдать в 2017 году. Однако Сергей уже не является дольщиком компании и не может рассчитывать на эту жилплощадь.

«15 сентября 2015 года, когда должны были сдать мой дом, я обратился в Центральный районный суд с требованием расторгнуть договор долевого участия, – рассказал он. – Это было моей ошибкой, поскольку этот суд перегружен, и предварительное собеседование назначили только на 14 января 2016 года. Ходатайство о переносе рассмотрения дела на более ранний срок было отклонено, нам с женой пришлось встречаться с председателем суда и просить пойти навстречу. В итоге заседание перенесли на 25 ноября. Однако юрист компании «Гринфлайт» опротестовал наши требования, заявив, что был нарушен порядок досудебного разбирательства. Якобы мы должны были сначала написать претензию в строительную компанию, по которой они бы обязательно вернули деньги. Мы соблюли эту формальность, выплаты не последовало. Тогда обратились в Калининский районный суд, который 15 февраля вынес решение о расторжении договора и взыскании с «Гринфлайта» 1,7 млн рублей. В марте я получил на руки судебное решение. Исполнительный лист у приставов оказался в феврале, но с тех пор по нему не производилось фактически никаких действий».

По словам Сергея, когда он впервые обратился в службу судебных приставов, то обнаружил в картотеке арбитражных дел порядка 100 аналогичных производств. В своей святой простоте и вере в навязанные пропагандой стереотипы, мужчина оказался не одинок.

На сегодняшний день количество исполнительных листов по делу «Гринфлайта» достигло 740. Как показывает опыт долевого строительства, эти граждане больше никому не интересны, ведь обманутыми дольщиками, которые теоретически имеют государственную защиту, они больше не являются. А получить от застройщика свои деньги обратно — практически не реально.

«Исполнительными производствами по делу «Гринфлайта» занимается пристав межрайонного специализированного отдела судебных приставов Челябинска по юридическим лицам Илнара Хусаинова. Когда я спрашивал у неё, что сделано по моему исполнительному листу, она говорила, что работа идёт, но не давала никакой конкретики. А когда я подал запрос на ознакомление с исполнительным производством, увидел много интересных вещей. Приставы как будто ждут, когда будет введена процедура банкротства», – отмечает Сергей.

Так, пристав Илнара Хусаинова в рамках исполнительного производства по делу Сергея арестовала лишь один счёт компании «Гринфлайт», на котором оказалось ноль рублей. На вопрос бывшего дольщика, почему она не проделала ту же самую операцию с другими известными счетами строительной компании (а их, по данным нашего собеседника, только в Сбербанке и «СМП-Банке» по четыре, есть и в других организациях), женщина ответила, что это может затруднить работу по другим исполнительным производствам, а также создать сложности самой строительной компании «Гринфлайт».

«Откуда я знаю, на каких счетах компании есть деньги, а на каких нет?», – с долей негодования заявила Хусаинова на сегодняшнем заседании Центрального районного суда, где побывала журналист Znak.com. По её словам, мужчине в ответ на его запрос об аресте других счетов было предложено написать ещё одно заявление, чего он не сделал. Кроме того, Илнара Хусаинова сообщила, что другие счета «Гринфлайта» уже арестованы, но по иным исполнительным производствам.

Также возмущение у бывших обманутых дольщиков вызвали вопросы, почему она ходила в компанию «Гринфлайт» и производила опрос сотрудников без понятых, почему до сих пор не арестовала ни один из восьми автомобилей, находящихся в собственности застройщика (с ними лишь запретили производить регистрационные действия, то есть продавать, но они не изъяты). Хусаинова пояснила суду, что не может все свои действия проводить в присутствии понятых, а также не её вина, что она не смогла застать на месте генерального директора «Гринфлайта» Олега Лакницкого, которого должна уведомить о намерении арестовать машины.

Кстати, само назначение Лакницкого у бывшего дольщика компании «Гринфлайт» Сергея вызывает большие вопросы.

Дело в том, что в службе судебных приставов ему сообщили о наложении запрета на регистрационные действия в ООО «Гринфлайт» и трёх дочерних организациях. На самом деле их больше, но почему-то было выбрано всего четыре компании.

«Из налоговой инспекции был получен ответ о том, что реально запрет регистрационных действий произошёл только в одной компании – ООО «УралСтройГрупп», – подчеркнул Сергей в беседе с корреспондентом Znak.com. – По остальным вносились какие-то записи в июле, июне. И ещё интересный вопрос: если приставы наложили запрет на регистрационные действия, то на основании чего в компании «Гринфлайт» произошла замена генерального директора? Кстати, в выписке из ЕГРЮЛ Олега Лакницкого до сих пор нет, там числится Сергей Мануйлов».

Без ответа остался сегодня и ещё один вопрос истца, который требовал запросить в Росреестре данные об активах застройщика. С весны пристав уверяла его, что таковых нет. И лишь 19 июля, когда было вынесено решение об отложении судебного заседания по делу о банкротстве «Гринфлайта», пристав получила в ведомстве информацию.

Как выяснилось, ещё 12 апреля было известно о наличии у компании большого количества объектов незавершённого строительства и участков на территории посёлка Сосновка.

«Где сейчас эти объекты? Может быть, они уже проданы! – возмущается Сергей. – Почему пристав начала действовать только после того, как стало известно, что введение наблюдения откладывается?! Пока Хусаинова была в отпуске, её замещал другой сотрудник, который вообще ничего не сделал по моему делу. Я ещё могу объяснить, что частная организация, с которой я расторг договор, повела себя непорядочно и преследовала свои интересы. Но почему служба судебных приставов не защищает жителей, на налоги которых существует? Формально проводятся какие-то действия, но, судя по всему, у них есть установка – не трогать «Гринфлайт». Один из сотрудников ведомства мне так и сказал – компанию ждёт банкротство. Я спросил, каковы их действия в этой связи. «Вы же знаете, чья это компания. Губернатора»,  ответил он. По мне так хоть президента. Я-то тут причём? Разве это основание взять и забрать мою квартиру? Сегодня говорят, что мы негодяи, из-за таких людей стройка не возобновляется. А у меня семья, двое детей, неработающая жена, потому что нет возможности ребёнка в детский сад устроить. Почему я должен кому-то отдавать свои деньги?»

Сегодня доводы Сергея в суде остались не услышанными. Его иск о признании незаконными действий судебных приставов был отклонён. Мужчина намерен добиваться правды в вышестоящих инстанциях. И таких, как он 740 семей, но они разобщены и поодиночке вряд ли чего-то смогут добиться.

Автор: Светлана Григорьева

Челябинск. Святая простота или кого защищает 214-ФЗ: Один комментарий

  1. Уведомление: ЕСЛИ ВЫ ОБМАНУТЫЙ СОИНВЕСТОР, (ДОЛЬЩИК) — ЧТО ДЕЛАТЬ? - Дольщики Победы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *