Чиновники продолжают обсуждать помощь будущим обманутым дольщикам

Многие сотни тысяч уже существующих обманутых дольщиков, которым государство обещало защиту, должны рассчитывать только на себя

Число брошенных бетонных коробок, которые должны были стать многоквартирными жилыми домами, по всей стране наберется, вероятно даже не сотни, а тысячи. Число самих обманутых дольщиков и вовсе не поддается подсчету. Как власти будут решать их судьбу, зависит исключительно от напора самих обманутых. В ходу же пока универсальный совет: «Денег нет, но вы держитесь».

Однако теперь интересы участников долевого строительства предлагают защитить по аналогии с вкладчиками банков и Агентством по страхованию вкладов. Правительство и Госдума предлагают создать компенсационный Фонд долевого строительства, который взял бы на себя исполнение обязательств перед дольщиками в случае банкротства строительной компании. Для этого планируется внести изменения в федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов». Сия благая затея, однако, сразу упирается в вопрос, – а за чей счет и в каком размере, собственно будет этот «банкет»? Данная тема стала обсуждением на парламентских слушаниях, которые провел комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. В обсуждении приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, бизнеса и экспертного сообщества. Чиновники и депутаты занялись своим любимым делом — обсуждениями. В хитросплетениях нынешнего положения дел и предлагаемых новаций разбирался корреспондент «ФедералПресс».

Напомним. Создать фонд для выплаты компенсаций гражданам, которые пострадали от недобросовестных застройщиков, предложил в минувшем году президент РФ Владимир Путин. Правительство «взяло под козырек» и пообещало, что фонд появится к 1 января 2017 года. Так и случилось. Правда, пока эта организация не имеет средств и существует лишь на бумаге. Старт работы фонда дважды переносили, поскольку механизмы его деятельности не до конца проработаны (решить эту проблему и должны поправки в 214-ФЗ). За свою недолгую жизнь Фонд компенсаций дольщикам уже успел сменить руководителя – вместо экс-депутата Госдумы Елены Николаевой его возглавил генеральный директор АИЖК Александр Плутник. Ожидается, что он будет совмещать обе должности.

По словам председателя комитета по природным ресурсам Николая Николаева, защита интересов дольщиков и обманутых дольщиков нуждается в подобном механизме страхования. Объем долевого строительства ежегодно оценивается в 5,6 триллиона рублей, что являет собой поистине громадную сумму, которая надежно ничем не защищена. Те 0,2 %, которые платят сейчас дольщики в качестве страхования своего взноса долевого участия неведомым страховым компаниям, по мнению депутата, являют собой скорее коррупционный налог, нежели реальную страховку. При этом долевому строительству, в силу дороговизны кредитов коммерческих банков, пока чисто экономически нечего противопоставить, то есть, альтернативы оно не имеет. Николай Николаев предложил при обсуждении законопроекта оценить возможные последствия его внедрения для участников рынка долевого строительства и способы контроля за деятельностью по управлению Фондом.

Министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень рассказал о сути предлагаемого механизма страхования: «Компенсационный Фонд долевого строительства будет формироваться за счет обязательных отчислений застройщиков, которые привлекают средства дольщиков. В случае банкротства застройщика Фонд оплатит достройку объектов из собранных средств, выбрав другую строительную компанию. Также Фонд будет взаимодействовать с органами регистрации прав для контроля за уплатой взносов застройщиков. Введение на строительный рынок Фонда установит дополнительные барьеры для недобросовестных застройщиков. В качестве гарантии добросовестности предусматривается обязанность застройщика уплачивать взносы в Фонд до государственной регистрации каждого договора участия в долевом строительстве. При этом исключается обязанность застройщика страховать свою гражданскую ответственность за неисполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору или получать поручительство банка за ненадлежащее исполнение застройщиком этих обязательств».

В свою очередь, генеральный директор АО «АИЖК» Александр Плутник рассказал о нынешней ситуации в отрасли: «Существующая модель страхования ответственности строителей не обеспечивает устойчивости для развития рынка. Сейчас банки не доверяют строительным компаниям из-за их непрозрачности. Из всего числа компаний только 6 застройщиков отчитываются по стандартам МСФО. Всего шесть! Ежегодно гражданами финансируется в среднем примерно 700 тысяч договоров долевого участия. Чтобы рынок рос и развивался, необходимо, помимо доступности жилья, обеспечить и безопасность вложений граждан на стадии долевого строительства».

Очевидно, что обеспечить безопасность вложений граждан на стадии долевого строительства можно лишь должным контролем со стороны государства, который не возможен без персональной ответственности чиновников контролирующих ведомств. Но именно этого государство делать упорно не желает. Оно наоборот занимается тем, что пытается снять с себя любую ответственность, урезав до минимума все социальные обязательства. Именно поэтому продолжается обсуждение очередных «мертвых припарок», то есть создания компенсационного фонда, который должен был начать работу еще с 1 января этого года — прим. ред.

На вопрос – будет ли Фонд учитывать интересы уже обманутых дольщиков? – Плутник ответил, что «новый механизм страхования через Фонд предусматривает защиту только для новых договоров, обманутых дольщиков он не коснется, и им придется из этой ситуации выходить еще несколько лет».

Проще говоря, как они будут выходить — дело лично каждого. Одно можно сказать с уверенностью. Насчет «нескольких лет», чиновник или не в курсе, или не удачно пошутил. Ведь примеров проблемных площадок, где дольщики более десяти лет продолжают оставаться в категории обманутых, исчисляются даже не десятками. А количество брошенных площадок, где у застройщика только началась процедура банкротства сложно даже подсчитать, ведь их число растет чуть ли не каждый день. Сама же процедура банкротства строительной фирмы длится в среднем от трёх до пяти лет. Да и в случае передачи брошенного застройщиком недостроя на баланс созданного из обманутых дольщиков кооператива, остается главный вопрос — финансирования. Совершенно не понятно, какие средства дольщики смогут инвестировать в его достройку, если у большинства из них банально нет денег. К тому же порядка 80% из них обременены ипотечными кредитами и еле выживают — прим. ред.

По словам председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галины Хованской, «сама выбранная форма – Фонд – не соответствует Гражданскому кодексу РФ». Она также добавила, что «сомнительным представляется использование средств на содержание аппарата Фонда». По ее мнению, неправомерно, что закон еще не принят, а Фонд уже создан.

Главный вопрос для самого дольщика – это стоимость такого страхования. Пока инициаторы законопроекта предлагают установить размер взноса в Фонд в один процент от суммы долевого участия. Останется ли эта величина в окончательной редакции закона – это большой вопрос. Вместе с тем, по словам самих застройщиков, нынешняя маржа в регионах, исключая столичные, колеблется в размере 5–6 процентов и больший чем 1 % размер взноса в Фонд ударит по их рентабельности.

По итогам слушаний все заинтересованные ведомства обсудят в правительстве и Госдуме все поступившие вопросы и предложения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *