Долгострой — типичная российская проблема.

В большинстве развитых стран мира не бывает «обманутых дольщиков», а затянувшиеся сроки и непомерно разросшиеся сметы становятся редкими и чрезвычайными исключениями из правил. К сожалению, в нашей стране бесконечное строительство и замороженные объекты никто не воспринимает как нонсенс — это слишком частое явление.

Несмотря на все оправданные опасения, россияне вынуждены вкладывать деньги в строящееся жильё. Каждый раз это связано с высокой степенью риска, и все участники рынка недвижимости стараются минимизировать опасность потерять деньги. Застройщики имитируют борьбу за свою репутацию, будущие владельцы учат юридическую грамоту перед покупкой квартир, а государство принимает меры для спасения существующих проектов, которые, как показывает практика, являются по сути декларациями о намерениях. Поэтому и происходит то, что происходит. Год сменяется новым, а проблемы продолжают оставаться проблемами. Единственное, что меняется при таком подходе всех участников данной проблемы — это масштабность.

К уже существующим обманутым дольщикам добавляются новые. Власти правда довольно успешно тормозят этот процесс на бумаге, изобретая всё новые фильтры, которые способствуют «уменьшению» количества долгостроев и обманутых дольщиков в своих официальных отчётах. Победный фон в решении проблемы усиленно помогают создавать коммерческие СМИ, которые озвучивают нужную для властей информацию. Какой-либо незначительный факт так называемой помощи раздувается до огромных масштабов.(Много шума для 35 дольщиков ). Преподносится, как огромный успех администрации Питера. 57 упоминаний в коммерческих СМИ.

И наоборот: реальная картина и масштаб проблемы замалчиваются и нивелируется. Негативная информация преподносится официальными СМИ, как единичные случаи, являющиеся исключениями на общей «успешной» картине борьбы властей за решение проблемы обманутых дольщиков. Понятно, что при таком пиар-подходе никакой реальной систематической работы не ведётся, действительное количество долгостроев продолжает неуклонно расти каждый год, усугубляя проблему обманутых дольщиков. Сами же обманутые дольщики дезориентированы обилием недостоверной информации, которая не позволяет им достоверно взглянуть на ситуацию. Вместо организованности и борьбы за свои права многие из обманутых граждан продолжают питать иллюзорные надежды на мифическую помощь чиновников на местах.  Но так как реальное количество бездомных продолжает свой неудержимый рост, социальная напряжённость и рост недовольства политикой властей увеличивается, создавая дополнительные проблемы для самого государства.

По мнению экспертов, при существующих правилах игры на строительном рынке и усиливающейся стагнации экономики, любое строительство может превратиться в долгострой. В 2013 году эта проблема продолжает оставаться актуальной для всех регионов страны. В том числе — для обеих столиц. Приведём для примера несколько наиболее медиа известных  долгостроя.

Столичный округ может похвастаться не только астрономическими ценами на жильё, но и самыми громкими долгостроями. Московские власти стараются бороться с этим явлением по мере возможностей. В 2011 году городской Стройкомплекс выявил 320 проблемных объектов, а к 2014 году их число удалось сократить вдвое — до 150 домов. (Информация взята из официальных источников. Хотелось бы только отметить :из 286 долгостроев  известных нам на сегодня,  в эксплуатацию к концу 2013 года сдан один дом).  БольшАя часть этих проектов — долевая собственность, ещё около трети финансируются из городского и федерального бюджета.

В 2011 году львиная доля замороженных строек находилась в центре Москвы — всего 45 объектов. По заверениям городских властей к концу 2015 года завершится возведение одного из наиболее медиа известных столичных долгостроев — «пирамиды Хеопса» на Садовом кольце. Многофункциональный комплекс «Оружейный», который получил своё египетское прозвище благодаря особенностям конструкции, был заложен в Оружейном переулке ещё в 2006 году. Спустя 2 года у инвесторов закончились деньги и проект замер. Снос многострадального здания обошелся бы мэрии Москвы в 2-3 млрд рублей, которые пришлось бы вернуть инвесторам из городской казны. Поэтому строительство решили закончить, а профинансировать проект согласились структуры Сбербанка. Долгострой относится к трети, которая финансируется из бюджета. В случае с частными инвесторами, его скорей бы всего снесли. Обманутых дольщиков, в лучшем случае, небольшое количество власти Москвы внесли бы в реестр на получение соц жилья. Напомним. Срок ожидания для граждан нуждающихся в жилье составляет по данным «АиФ» порядка 40 лет. (http://argumenti.ru/toptheme/n411/293143 ).

Другой знаменитый долгострой Москвы существует на деньги частных инвесторов. Сотни людей попали в категорию обманутых дольщиков, вложив средства в жилой квартал «Кутузовская миля» печально известной компании Mirax Group. Проект престижного жилого комплекса поглотил около 5,7 млрд рублей, а руководство строительной фирмы теперь находится под следствием по делу о мошенничестве в особо крупном размере. На сегодняшний день долгострой переименовали в «Квартал Триумфальный», планируется, что его смогут сдать до конца 2015 года. В этом году государственная комиссия уже приняла один из корпусов жилого комплекса под названием «Кутузов».

Наконец, число московских долгостроев существенно расширяется за счёт областных проектов и замороженных строек на присоединённой территории. Так, этим летом в центре крупного скандала с обманутыми дольщиками оказались Химки. Выяснилось, что в реальности там минимум в два раза больше долгостроев, чем зафиксировано в официальной статистике. Это здания, которые официально не признаны проблемными, но на деле строятся с нарушениями. Три «официальных» химкинских долгостроя были заложены ещё в 2003 году и безнадёжно заморожены. Застройщик «Монолит-град-строй» обанкротился, а более 1200 дольщиков остались у разбитого корыта. Ещё более печальная картина в мкр Одинцово и подмосковной Балашихе.

Северная столица также может «похвастаться» крупными недостроенными проектами. В 2010 году в Петербурге насчитывалось около сотни долгостроев, на данный момент осталось, по официальной статистике, несколько десятков замороженных объектов. Большинство «старожилов» были заложены ещё до кризиса, и дольщики почти отчаялись отпраздновать новоселье. Но городским властям всё же удаётся постепенно решать острый вопрос. В 2013 году в эксплуатацию ввели около 10 проблемных домов. Правда, по отзывам на форумах «счастливых» новосёлов, назвать их пригодными для полноценного проживания, смогли разве что, только члены приёмной комиссии…

Многие замороженные объекты расположены в престижных районах Петербурга с самыми высокими расценками за квадратный метр. Среди таких «золотых» проектов — жилой комплекс «Граф Орлов» на Московском проспекте. Застройщик «Л1» дважды переносил сроки сдачи первой очереди строительства. По плану дольщики должны были въехать в новые квартиры ещё в 2010 году, но в лучшем случае они получат ключи в первом квартале 2014 года.

В середине 2014 года долгожданное жильё рассчитывают получить инвесторы жилого комплекса «Империал» возле метро Фрунзенская. Застройщик — компания ЛЭК — обещал сдать объект в 2008 году. С тех пор сроки переносились 15 раз, а последние несколько лет строители потратили на отделку здания. Дольщики проекта, впрочем, не теряют оптимизма. На тематических форумах активно обсуждаются перспективы новоселья следующим летом.

Гораздо менее приятные перспективы могут ждать инвесторов жилого комплекса «Славбург» на проспекте Славы и проекта «Ленсоветовский» в Шушарах. Эксперты рынка недвижимости признают одними из  самых проблемных  долгостроев Петербурга, которые могут фигурировать в чёрных списках новостроек ещё не один год. Так, «Славбург» строится уже без малого 10 лет — разрешение на работы было получено в 2003 году, а сдать проект планировалось в 2005. На данным момент застройщик занимается внутренними и внешними отделочными работами. Даже если дом в конце концов будет сдан, есть опасность, что качество строительных работ и тщательность консервации проекта сделают дом попросту аварийным.

Откуда берутся догострои

По закону застройщики обязаны ввести жилой дом в эксплуатацию в соответствии с контрактом. Срок сдачи официально можно задержать лишь на два месяца — после этого дольщики вправе расторгнуть договор и потребовать свои деньги назад. В реальности многие проекты завершаются с большим опозданием, но будущие владельцы квартир терпимо относятся к подобным ситуациям, если понимают, что дом гарантированно будет сдан в обозримом будущем. Поэтому недвижимость считается долгостроем, лишь, когда стройка заморожена дольше полутора лет. Никто доже не задумывается или попросту не понимает и не догаывается о том, что чем дольше строится жилой дом, тем выше угроза его аварийности. Даже при формальной сдаче его в эксплуатацию…

Причин для срыва сроков бывает множество. На рынке жилой недвижимости встречаются как объективные ситуации задержек, так и мошенничество, рейдерство, административные препоны. Часто стройка оказывается замороженной из-за банкротства компании. Каждая подобная ситуация развивается индивидуально: в каких-то случаях частным инвесторам удаётся получить назад назад, какую-то часть из вложенных денег, но чаще всего о возврате чего-либо не может быть и речи. Поэтому большинство людей, столкнувшихся с пугающей тишиной на строительной площадке их будущего дома, предпочитают ждать, надеяться и бороться. Таким образом в России сформировалась отдельная категория участников рынка недвижимости — обманутые дольщики.

Классическая схема долгостроя начинается с устойчивой иллюзии того,что  цены на жильё кажутся ниже неискушённому россиянину, чем цены в уже сданном доме. Поэтому они в основном и привлекают покупателей. Схема также включает этап заморозки строительства с бесконечными обещаниями инвесторам и заканчивается банкротством компании. При этом дольщики становятся кредиторами третьей очереди и практически не имеют шансов вернуть деньги. Примечательно, что  объект может быть заморожен на любом этапе. Встречаются многолетние долгострои на стадии котлована, где деньги исчезли ещё до строительства стен. Но бывают и полностью возведённые дома, которые годами простаивают из-за проблем с коммуникациями или нарушений в проектно-сметной документации.

В целом долгострои остаются головной болью жителей всех городов — миллионщиков. Достаточно острая ситуация сохраняется в Москве и Петербурге. Зато во многих регионах России проблема обманутых дольщиков властями приглушена. Правда это обманчивое спокойствие и самообман. Понятно, что в действительности  проблема на самом деле даже не решалась, а создавалась иллюзия её решения. Нарастающие экономические проблемы  и стагнация российской экономики грозят новой волной обманутых дольщиков. Которые запросто могут обрушить хлипкое равновесие в таких регионах, как Пермский край, республика Татарстан, Саратовская область, пока спокойных от массовой протестной активности граждан.

Автор : Артём Родимский, специально для «Сила в Движении».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *