ГЛУПОСТЬ ИЛИ ИЗМЕНА?

Грань между этими понятиями в России всегда была очень зыбкой

Смена элит в России явно стала свершившимся фактом. Прежнюю элиту — инертную, вялую, тяжелую на подъем — было трудно раскачать, тем более сдвинуть с места. Сегодня — совсем другое дело: пришли новые государственные мужи, с высоким полетом мысли и легкостью ума необыкновенной.

Служил у нас недавно некий славный вице-премьер, отвечавший за ВПК. Вице-премьер тот отличался возвышенным складом души и тонким геополитическим чутьем. И было ему до слез обидно за российскую державу. Всякий раз, когда американцы испытывали какой-нибудь новый вид современных вооружений, вице-премьер не находил себе места. Чувствовал, что сильно мы отстаем от потенциального конкурента. Не можем угнаться за противником без пятилеток и централизованного планирования.

Одна надежда оставалась у вице-премьера — на великий китайский народ: у него пока что все в порядке и с госпланом, и пятилетками. Ему-то вице-премьер и хотел помочь, чтобы американский гегемон не слишком зарывался. Особенно переживал вице-премьер за качество военной техники, которую мы поставляли изобретателям компаса, шелка и пороха.
Как-то заказали нам китайцы эсминец для своего тихоокеанского флота. Заказ был большой, эсминец стоил не одну сотню миллионов долларов. И уже начали было строить боевой корабль на одной из российских судоверфей. Но тут не выдержало вице-премьерское сердце, затрепетало, забилось. Стало оно министру нашептывать: «Переведи заказ на Балтику, в родной Санкт-Петербург! Пусть будущий китайский эсминец пропитается духом Кронштадта и Гангута, пусть несет в себе частичку славы Петра Великого!»

Вице-премьер, человек тонкий и чувствительный, конечно, прислушался к зову сердца. И все было бы хорошо, если бы не вмешались сами китайцы. Народ они, как известно, консервативный, и что им раз полюбится, то навеки входит в национальную привычку. Так и в этом случае: ну не понравилась им идея перенести строительство эсминца на Балтику! Прикипели посланцы Поднебесной к старой верфи, что на Белом море, и точка. Посчитали китайцы, что мы их обманули, поступили невежливо, некрасиво. Запахло международным скандалом, в волнах которого вполне могла захлебнуться великая российско-китайская дружба. Хорошо, что не захлебнулась — бросил ей вице-премьер спасательный круг, взял вину на себя. На зов сердца все валить не стал, признался честно: моя, мол, ошибка вышла.
И пришлось вице-премьеру пострадать за дело. Наказали его сурово: разжаловали в рядовые министры, в Поднебесную ездить больше не разрешают. Наверное потому, что сами китайцы, как увидят вице-премьера, в лицо ему не глядят, а отворачиваются и смотрят в сторону Америки. А при встречах с нашими дипломатами напоминают, что 85 лет назад один крупный российский политик произнес патетическую речь, посвященную недостаткам в работе государственной машины. Каждая часть его выступления завершалась риторическим рефреном: «Что это, господа: глупость или измена?»
Что ни говори, интересные тогда были времена. Даже дореволюционные либералы, к коим и принадлежал г-н Милюков (оратор, произнесший ту самую патетическую речь), искали каких-то изменников и переживали за державу. Зато по нынешним меркам такая постановка вопроса явно не политкорректна. И попробуй кто произнести такое в нашей Госдуме последнего созыва — ему наверняка немедленно вызовут «скорую».

Так что, уважаемый читатель, не советую слишком часто задаваться подобными вопросами. Если же кто-то паче чаяния пожелает узнать ваше собственное мнение о пропорциональном соотношении «фактора глупости» и «фактора измены» в поведении некоторых влиятельных особ, смело отвечайте им: «Никакой измены нет-с. Глупость, она, конечно, присутствует, но тут уж ничего не поделаешь: дураки и дороги — это наше вечное несчастье».

 Автор: Федор Дорохин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: