«Гусар, который дожил до 30 – не гусар, а дерьмо!»

Сегодня, проходя мимо кинотеатра, обратил внимание на «новогоднюю афишу». Рекламируется очередная «российская искрометная комедия», крупно – «с участием Алена Делона». Обалдеешь: российский фильм, Ален Делон… Откуда, как?

Видимо, на такое удивление всё и рассчитано. Хотя я оказался продвинутым пользователем – я видел трейлер сего шедевра. Уже по нему понятно, что фильм – очередная несусветная чушь. По сюжету пожилая московская домохозяйка выбирается в Париж и, знамо дело, в кафе встречается с Аленом Делоном, как оно, типа, и мечталось в девичьих снах. Ален Делон сидит за столиком и пьет, натурально, не одеколон, а кофе.

И этот эпизод был в трейлере. Делон воистину жуткий там: древний старик, но со следами былой… так сказать, с пятнами былой красоты – зрелище не для слабонервных. Бррр! Как и еще один частый гость российских экранов – обрюзгший, оплывший, весь какой-то перекособоченный Жерар Депардье.

Поймите меня правильно: я очень люблю этих актеров, я уважаю старость, но… я не геронтофил! Больно видеть, до какой степени годы не пощадили кумиров юности.

И возникает вопрос – на кой черт их показывают? Хорошо я – у меня, действительно, все младые годы прошли под их гэгами и улыбками, я, напрягшись, еще смогу как-то «абстрагироваться» и разглядеть под жестоким гримом времени их былые черты; ну а если кто помоложе меня, кто их «в расцвете» не застал? Ему-то зачем смотреть на эти человеческие развалины? Что он увидит, кроме довольно неприятных молодящихся стариков?

Ответ, очевидно, в том, что ни на каких «молодых» все это и не рассчитано. Этот «новогодний блокбастер», да и все прочие блокбастеры, кажут нам – тем, кому сегодня 40-50 лет. Это воспоминания моих ровесниц щекочут сей «встречей в кафе с Делоном».

И если всмотреться попристальнее – увидим, что так везде. На телевидении – сплошняком идут «ностальгические сериалы о застое»: моему поколению вовсю показывают времена его детства и юности – и поколение радостно пускает слюни, глядя на экран. Если вглядеться в новогоднюю афишу – вообще какое-то дежавю: все та же неубиваемая Алла Пугачева проводит «Рождественские встречи», в «молодежном сериале для продвинутых деток» на Первом вовсю звучит Виктор Цой. Смотрю френд-ленту – последний хит: китайский хор поет «Туман над Янцзы» Бориса Гребенщикова. А вот и сам БГ – билеты на концерт в Москве.

И новогодние концерты: Ирина Аллегрова, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Даже Эдита, блин, Пьеха – весь набор! Всё это старичьё уже рассыпается на глазах, кто-то не может стоять, кто-то не может ходить – но уходить никто своим ходом не собирается. И правильно – законы рынка: если они все поют и пляшут – значит, на них есть спрос.

Кто предъявляет спрос? Да мы – мое поколение. Поколение, если уж начистоту – растерянное, испуганное, потерявшее всякие ориентиры и потому судорожно, невротически развернувшее голову назад, ищущее спасения в грезах о прошлом. Да что там – вот и «нацлидер» вчера в своем Спаслании выдал феерическую фразу: «Мы – за рыночную экономику и против капитализма!» Звучит бредово – но знакомо: ба, да это ж классическая перестроечная фраза. Примерно 1987-88 год.

А где ж молодые, где предложение под ИХ спрос? А его нет. Нет ни спроса, ни предложения. Поколение 85-95 гг. рождения не сказать что очень уж маленькое – во второй половине 80-х была очень высокая рождаемость, спасибо «сухому закону». Но оно социально ничтожно. Его как бы нет.

То есть этот Ален Делон, привставший из гроба, чтобы сняться в очередном жутком российском отстое – это ЗНАК. Своего рода символ остановившегося в России социального лифта. Молодые россияне – 20-25 лет – вошли в жизнь, но местов в ней нет. ЗАНЯТЫ. Даже самое радикальное и как бы молодежное движение – НБП – и то во главе с Лимоновым. Тот же Делон, вид сбоку. Главные интриги нынешних фильмов и книг: престарелый, но высокодуховный интеллектуэль отбивает юную деву у молодого безмозглого раздолбая – благодаря благородству души, естественно. Ну а у 45-летней «бабы-ягодки» тоже все в порядке – она может съездить в Париж и пообщаться там с любимым артистом детства.

Молодые Цой и БГ тоже не обладали деньгами и связями. Но у них была возможность идеологического прорыва. Они создали новую реальность. Нынешним молодым лифт перекрыт и здесь – новых идей нет, как и старых денег.

И это плохо. Плохо в том числе и для нас – потому что нет движения, а нынешнее наше «остановись, мгновенье» — иллюзия. Мгновения не останавливаются, даже при наличии большого количества денег. Поехать в Париж к ТОМУ Делону – увы, нельзя. Было бы лучше, если б заевшая пластинка соскочила и перед нами предстало бы что-то новое, свежее.

Молодой Гребенщиков в начале 80-х эпатажно пел: «Где та молодая шпана, что сметет нас с лица земли?» Тогда этому все умилялись: надо же – сам еще такой молодой, а уже думает о преемниках.

30 лет прошло, БГ все дает концерты, никакой шпаны так и не появилось.

«Гусар, который дожил до 30 – не гусар, а дерьмо!»
Автор : Алексей Рощин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *