Инфляцию заправили бензином


Не успели россияне прийти в себя после того, как получили июльские платежки за услуги ЖКХ, как получили новый потребительский шок. Начали расти цены на бензин.

Дело для России, вроде, привычное, но в последние полгода цены на заправках, как по официальным данным Росстата, так и по наблюдениям рядовых автовладельцев, будто намеренно подтверждали тезисы правящей партии о наступлении финальной фазы стабильности. Связь тут, впрочем, более чем ассоциативная: и эксперты отрасли, и представители нефтяных компаний признавали, что цены держали специально: под выборы. А выборы-то прошли не совсем гладко, и период воздержания пришлось растянуть, тем более, что летом сезонно падает спрос.

Но в июле прошла первая волна повышения тарифов естественных монополий, а в сентябре придет вторая, и нефтяники, видимо, решили, что и они ничем не хуже.

Любопытна схема, по которой все произошло на этот раз. В прежние годы тоже регулярно случались синхронные повышения ценников на заправках, и со стороны это весьма походило на сговор. Но сейчас о том, что цены вырастут, причем выше психологически важной отметки в 30 рублей, публично заявила компания «Лукойл», и остальные отраслевые игроки имеют теперь полное право подтягиваться за маркетмейкером. А государственные органы, в том числе ФАС, в свою очередь, могут заявлять, что цены растут обоснованно, так как прежде их приходилось сдерживать (как это произошло, например, в Омске).

Почему нефтяники должны повышать цены (ну если оставить за скобками желание любого капиталиста максимизировать прибыль)? Потому что их реальная рентабельность на внутреннем рынке напрямую связана с уровнем инфляции, которую в России все же определяют тарифы естественных монополий, а значит — чиновники, их утверждающие. Ведь пока тарифы были на коротком поводке, инфляция в России за пять месяцев 2012 года составляла всего 3,2% — немногим хуже, чем в развитых странах — но по итогам июля уже достигла 4,7%, а к концу года, по оценкам Минэкономразвития, составит уже 7%.

То есть вклад естественных монополий можно оценить в 1,5 — 2%, в треть от общего уровня. Если не брать в расчет психологический эффект, который, как мы видим, позволяет раскручивать маховик уже нефтяникам, а в перспективе — и прочим производителям, которые начнут резонно ссылаться на рост расходов на энергию, топливо, ЖКХ.

Таким образом, резкий рос цен на различные товары и услуги, который уже начался и еще продолжится — прямая ответственность государства, которое таким образом возвращает должок монополистам. Ведь они вошли в его положение и затянули пояса на время горячего политического сезона.

Алексей Полухин, редактор отдела экономики «Новой»

Санкт-Петербург: «Великая тайна» руководителей нашей страны

Первым о повышении цен на топливо (в целом — по России) еще 13 августа объявил «Лукойл» и сдержал обещание. В Петербурге на заправках этой компании за неделю с 13 по 19 августа бензин Аи-92 подорожал на 50 коп, а Аи-95 — на 1 руб.

Но и слухи, и аналитики предрекали: следом, причем — очень скоро, бензин и дизтопливо переоценят и остальные вертикально-интегрированные нефтяные компании. Эти нерадостные прогнозы сбылись буквально за одну ночь: с 23 на 24 августа бензин взлетел в цене на всех городских АЗС. В пятницу утром на большинстве заправочных станций Северной столицы автомобилисты обнаружили дизтопливо стоимостью 31 руб за литр, бензин Аи 92 — по 28 руб, Аи 95 — по 30.99 руб.

Дороже всех бензин в Петербурге сейчас продают на заправках Neste: Аи 92 — по 28.5 руб за литр, Аи 95 — по 31.49 руб за литр. Там же самое дорогое дизельное топливо — по 29.99 руб за литр. «Лукойл» сегодня торгует дизтопливом по 29.70 руб, Shell — по 29.65 руб за литр.

Накануне, 22 августа, причины роста цен на ГСМ обсуждали на заседании правительства Петербурга. Губернатор Георгий Полтавченко требовал объяснений у подчиненных.

— Что касается цен на топливо, то это какая-то великая тайна, — сказал и.о. председателя КЭРППиТ (Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли) Игорь Илюхин. — Независимо оттого: падают цены на нефть или поднимаются, цены на топливо всегда растут. Я не готов ответить на этот вопрос. Наверное, на него могут ответить только руководители нашей страны.

Нина Петлянова, собкор «Новой»

Екатеринбург: На два рубля в год

С 21 августа «ЛУКОЙЛ—Пермнефтепродукт» повысила планку на автомобильное топливо. Стоимость литра АИ-95 в Свердловской области зафиксирована на отметке 30 рублей 20 копеек.

— Никаких особых изменений я не заметил, — говорит представитель Комитета по защите прав автомобилистов в Свердловской области Георгий Бадьин. — Но в принципе в повышении цен нет ничего удивительного.

Двумя годами ранее, отметил правозащитник, было заявлено об отмене транспортного налога. Вместо него должны были повышаться акцизы на топливо по графику: рубль в год, на протяжении трех лет. В течение двух лет наблюдался плановый рост, однако перед выборами он остановился. В итоге транспортный налог так и остался неотмененным, а вместе с ним и дополнительные акцизы на бензин.

Согласно последним данным Росстата, средняя цена на автомобильное и дизельное топливо в Екатеринбурге составляет 27 рублей 50 копеек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года стоимость возросла на 2 рубля.

— В Свердловской области одни из самых низких цен на «горючку» по стране, — заявил президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук. — В любом случае скачка на рубль или два нет.

Александр УЙМИН, «Новая на Урале»

Омск: ФАС не против

С 22 августа на заправках «Газпромнефть-Омск», составляющих больше двух третей местного рынка АЗС, подорожали все виды моторного топлива: литр А-92 — на 40 копеек, А-95, А-98 и дизтопливо — на 50. Стоят они сейчас соответственно 25,9, 27,7, 29,3 и 27,2 руб.

На АЗС «Топ Лайн», на долю которых приходится около трети объема продаж крупных сетей, поднялся в цене литр бензина марки А-95 — на 60 копеек, на остальных ценники пока остаются прежними.

Ранее топливо в Омской области дорожало последний раз 23 мая. Дальнейший рост цен на него пресекла тогда ФАС. Сейчас антимонопольщики считают его закономерным и обоснованным. Как сказал сайту «СуперОмск» руководитель областного антимонопольного ведомства Сергей Суменков, предпосылки для повышения стоимости бензина в Омской области созрели давно, т.к. длительное время «цены на топливо были искусственно заморожены».

Георгий Бородянский, cоб. корр. «Новой»

Красноярск: Перевозчики вышли на улицы

Цены на бензин в Красноярске растут с 19 августа. Начало положила розничная сеть «25 часов», потом ценники сменила сеть «Магнат РД», вскоре, как водится, подтянутся и все прочие. 92-й с 25,4 вырос до 26,3 рубля за литр. 95-й теперь стоит 29,5, 98-й — 31,9. Если 92-й подорожал на 90 копеек, то дизтопливо на 1,5—1,8 рубля, до 28,5.

Вместе с тем рост продолжится и далее. Так, поставщики, еще не менявшие ценник, говорят о подорожании

дизтоплива в ближайшие дни на два рубля (оптом), в связи с чем пассажирские перевозчики собрались 22 августа на площади Революции у памятника Ленину на пикет, требуя вмешательства властей. В противном случае перевозчики пообещали повальные банкротства частных предприятий. Многие предприниматели уже стремительно бегут с этого рынка. Плакаты на пикете гласили: «Хватит нас доить!», «Нефтяному краю — дешевое топливо», «Что нам с богатства наших недр?», «Даешь цены на топливо, как в Саудовской Аравии», «Не дадим себя поиметь!», «Как все мы «за» голосовали, а нас по новой нае..!».

Власти не в состоянии ограничить рост цен на топливо, однако уже предварительно отказали Красноярской ассоциации перевозчиков, просящей поднять цену проезда в маршрутных автобусах с 13 до 18 рублей.

Автор :  Алексей Тарасов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *