КАК ДОСТРАИВАЮТ ЖИЛЫЕ ДОЛГОСТРОИ? (ЧАСТЬ 5)


Владивосток. Чиновники меняются, проблемы обманутых дольщиков стабильно растут

(Начало туттуттут и тутОбманутые дольщики вновь вышли на митинг в субботу, 28 июля, на площадь у Дома молодежи. Собрание потерпевших от участия в долевом строительстве стало уже четырнадцатым по счету, но за это время все еще не удалось добиться конкретных результатов. Но подобный опыт ничему не научил потерпевших и они по прежнему ждут от властей помощи. С просьбой о помощи дольщики обращаются лично к Андрею Тарасенко и собираются заявить о своих проблемах во время Восточного экономического форума. 

Дольщики Кипарисовой, 26, комплекса «Д» в Снеговой Пади, ЖК «Лайф» и ЖК «Одиссей» вышли, чтобы в очередной раз заявить о своих проблемах и рассказать о полученных за месяц результатах. Проблемы не уменьшились, их стало только больше.

В Снеговой Пади, после последней «Прямой линии президента» казалось бы, дело сдвинулось с мертвой точки. Обязательства по достройке комплекса «Д» взял на себя «Восточный ЛУЧ». Однако стройка как стояла так все и осталось, никакого движения на площадках замечено не было. Правда в федеральных и местных СМИ вышла серия статей о том, что у обманутых дольщиков комплекса «Д» в Снеговой Пади после вмешательства Путина появилась надежда. Но, как оказалось, кроме неё ничего более конкретного так и не появилось.

«Копила деньги ребенку на учебу, а потом решили купить квартиру. Сумму, которой не хватало, взяли в ипотеку. Теперь ее платим ни за что. До сих пор живем всей семьей, с мужем и детьми, в комнате 15 квадратных метров. За это время внучка уже родилась, я на пенсию вышла, и все еще ждем квартиру, а куда деваться? Дом должны были сдать в августе 2017 года. С 2016 года то, что было построено, ни на сантиметр не сдвинулось. Правда обещаний было много. Последний раз нам обещали, что в июле начнет строительство «Восточный луч». Уже 28-е число и где стройка? Никто ничего там не делает», – возмущена дольщица комплекса «Д» Татьяна. 

Не лучше обстоят дела и у дольщиков Кипарисовой, 26. Помимо того, что люди годами борются за свое жилье, ютясь у родных или снимая квартиру, им ежемесячно приходится оплачивать электроэнергию и услуги охраны недостроя.
«Сторож у нас обходится в районе 33 000 рублей в месяц, свет летом поменьше, около 6000. Платим каждый месяц, а что делать? У нас аварийный объект, не дай бог дети залезут на стройку и кто-нибудь упадет. Кроме того, у нас внизу установлено дорогое отопление стоимостью порядка семи миллионов. Если разворуют, нам это все потом покупать придется. Да и конкурсный управляющий, если не будет охраны на объекте, откажется от продления конкурсного производства. Поэтому приходится изыскивать средства», – рассказывает дольщица Кипарисовой, 26 Ольга.

В июле дом на Кипарисовой выставлялся на торги, однако они не состоялись. Следующая процедура намечена на 21 августа. Власти отчитываются, что активно ищут нового застройщика, но результатов пока нет.
«Первые торги не состоялись, они были на повышение, со стартовой ценой в 170 миллионов. Вторые уже пойдут на понижение. Если и они не состоятся, то комитет кредиторов дома будет устанавливать минимальную планку продажи, и пошагово будет снижаться цена до этой планки. Инспекция (Инспекция регионального строительного надзора и контроля. – Прим. VL.ru) обещает нам нового застройщика, утверждает, что ведутся переговоры на уровне врио губернатора и профильного вице-губернатора Немкова. Вроде какой-то застройщик есть, но нам они пока его не афишируют» – говорит дольщик Кипарисовой, 26 Николай. Понятно, что если бы и назвали, как на Снеговой пади, стройка без финансирования так и будет стоять.

Новая администрация края, новые ответственные лица, но система осталась та же, а потому и все проблемы остались прежними. Люди по-прежнему добиваются встречи с чиновниками, правда уже с новыми Андреем Тарасенко и профильным вице-губернатором Алексеем Немковым. По прежнему верят, что власть будет им помогать решать ею же созданные проблемы. Очевидно, что искать в действиях потерпевших логику, при полном её отсутствии — бессмысленно. Обманутым властью и бизнесом просто хочется в это верить, а вера понятие иррациональное, человеческой логике неподвласна. 

«Нам отказывают во встрече, – говорит дольщик Николай. – Мы записываемся к вице-губернатору, а нам приходит ответ, мол, поназаписалось вас, дольщиков, времени на всех не хватает. У нас людей исключают из реестра обманутых дольщиков, даже тех, кого ранее включали. Не хотят Кипарисовую, 26 признавать проблемным объектом, по которому нужно принимать решения. Дорожные карты с 2012 года рисуют, мы ни одной так и не видели». Да и толку от них дольщикам как показывает опыт, никогда не было, к возобновлению стройки все эти, рисуемые чиновниками графики и дорожные карты, никак не соотносятся. А бумага, как известно, стерпит все.

По Кипарисовой, 26 идут суды – судят застройщика, сами дольщики пытаются отвоевать право называться дольщиками, инспекция по долевому строительству через суд собиралась признать стройку мертвой.

Дольщики Снеговой Пади тоже до сих пор не получили внятного ответа, что будет со стройкой дальше. Монолитные коробки так и стоят без движения. Ничего не изменило появление нового застройщика, ведь бесплатно он строить не будет, а дольщики доплачивать не собираются. «А мы по факту даже не обманутые дольщики, – сокрушается Оксана, купившая квартиру в строящемся доме. – Чтобы получить такой статус, нужно пройти определенную процедуру. А ведь несколько домов построено! Но они не будут введены в эксплуатацию без коммуникаций, которые никто не строит. Что нам делать? Мы же платим за воздух – квартиры снимаем, ютимся где-то. Свои обязательства-то мы выполнили, свою долю оплатили в полной мере. Поэтому мы будем выходить на митинги! И свои будем организовывать, пока нас не услышат». 

Обманутые дольщики всего лишь часть нашего общества, но она не отделима от его бед и проблем, а потому все чаще присоединяется к протестным акциям против повышения пенсионного возраста. Наступление на социальные права, начатое сразу же после президентских выборов 2018 года, продемонстрировало для подавляющего большинства жителей России бессмысленность любых надежд на улучшение жизни при нынешнем порядке. Власть из некого объективного явления, которому все привыкли так же, как к дождливой погоде осенью, превратилась в массовом сознании в непримиримого врага. Этот перелом необратим и принципиален. Конечно, эмоциональное и рациональное неприятие власти далеко не сразу оборачивается массовым сопротивлением. Для борьбы нужна решимость, уверенность, которых у значительной части наших сограждан нет. Да и откуда им взяться, если нет никакого позитивного опыта защиты своих прав.

Власть как всегда делает ставку на то, что протест, даже поддержанный всеми обманутыми дольщиками, окажется неэффективным, а людям удастся внушить чувство беспомощности и бессилия. И эта стратегия, если не изменить действия его организаторов, может сработать. Более того, она уже отчасти срабатывает. Нравится нам это или нет, но сегодня сотни тысяч людей лишь только втягиваются в борьбу за справедливость, о которой ещё несколько месяцев назад не задумывались. Они приходят в те места, где могут выразить своё возмущение, мало вникая в вопросы тактики и идеологии. И совершенно понятно, что ответственность за успешное развитие протестных действий лежит на организаторах подобных мероприятий. Именно на них смотрят и слушают все остальные участники протестных акций. Ещё вчера эти люди даже не знали, что у них есть права, которые можно и нужно защищать.

Мы должны постоянно и открыто говорить о том, как организаторы митингов на каждом шагу сами же стараются сделать свои акции скучными, ритуальными и неэффективными. Надо лишь понимать, что только участвуя в протестной кампании можно наладить связи с десятками тысяч людей, впервые выходящих на защиту своих прав. Призывы к недоверию власти и уличным протестам звучали многократно. В том числе нередко даже и с трибуны официальных митингов, хотя их организаторы страшно боятся подобных речей и стараются не пускать к микрофону непроверенных ораторов. Однако, что дали эти призывы? На данном этапе всё заканчивается в лучшем случае одобрительными возгласами и аплодисментами — без организованной работы не может быть ни протестного движения, ни других форм эффективного протеста. Заменять эту работу призывами ничуть не лучше, чем превращать митинги в бессмысленно повторяющуюся унылую рутину. 

Напомним. Предыдущий митинг обманутых дольщиков состоялся месяц назад во Владивостоке в субботу, 23 июня. Более 100 человек снова заявили о своих проблемах в пустоту – ни один из приглашенных чиновников на встречу не пришел. Обманутые дольщики семи долгостроев Владивостока и поселка Трудовое вышли на митинг 23 июня все к тому же Дому молодежи. Проблема неизменна и все та же: обещания есть, а реальных дел нет. Появившиеся слухи об увольнении руководителя инспекции долевого строительства Приморского края Михаила Заиченко не подтвердились, так что и это требование дольщиков осталось проигнорированным.

Кипарисовую, 26 в июле будут выставлять на торги. Дом разрушается, а для возобновления строительных работ необходимо разобрать 10 «лишних» этажей. Сколько денег туда вложили дольщики, лучше не считать – каждый месяц за конкурсное управление, свет и охрану люди продолжают платить примерно по 150 тысяч рублей. Проблема и не думает решаться, зато деньги обманутых людей продолжают таять месяц за месяцем, а недострой продолжает разрушаться…

А Пихтовая, 35 вдобавок ко всему останется в этом году без отопления. В «жилом недострое» сломался бойлер. «Деньги все вложили полностью, – рассказывает председатель ЖСК Пихтовой, 35 Ольга Павловских. – Почти все паи в нашем доме выкуплены и проплачены, включая лифты и благоустройство. По моему договору дом должны были сдать еще в 98-м году. Потом обещали в 2012 году, но на дворе уже 2018 год, а дом до сих пор не сдан. У нас 7 подъездов функционирует, но люди живут без крыш, без этажей. Наш бывший председатель сейчас находится в СИЗО, ожидает судебного решения по делу о мошенничестве. Он продавал квартиры по два, по три и даже по четыре раза. Самое печальное, что у нас сломался бойлер, – на следующий сезон не будет отопления. В помощи нам отказано. Свет мы фактически воруем, потому что все деньги идут на покупку топлива. Более двухсот семей останется в холодном доме. Нашу проблему знают все, но всем плевать. Каждые полгода ко мне приходит строительная инспекция и штрафует за отсутствие строительства. А как можно строить, если на это наложен запрет и все счета арестованы?»

В «Солнечной долине» стройка первой очереди замерла, кажется, навсегда. Дольщики артемовского застройщика предлагают уже заключить мировое соглашение, но у «Стройинвеста» и на это нет денег. Один из учредителей компании-застройщика АО «Солнечная долина Владивостока» пытается признать себя банкротом. Частью микрорайона «Солнечная долина» занимается компания «Стройинвест», которая заморозила большинство своих строек в Артеме. Учредитель компании Николай Сигинур взял малую часть микрорайона под застройку, но и она заморожена. При этом срок сдачи всего микрорайона запланирован на 2025 год. В комплексе «Д» Снеговой Пади заключено соглашение с «Восточным лучом», но на самой стройке ничего не изменилось активности на площадках дольщики так и не увидели.Комплексный микрорайон «Солнечная долина» в поселке Трудовое начали строить в 2016 году по федеральной программе «Жилье для российской семьи». Один из соучредителей АО «Солнечная долина Владивосток» – компания «ДВ Капитал» сейчас пытается признать себя банкротом. Вернее, заявление подала инспекция ФНС по Фрунзенскому району Владивостока еще в марте, заявив сумму исковых требований в размере 1 711 446,21 рубля. Но в июне неожиданно ООО «ДВ Капитал» обращается в суд с ходатайством о признании себя несостоятельным в рамках дела по заявлению ФНС. И предъявляет сам себе исковые требования в размере 30 тысяч рублей.

На Грибоедова, 46 КППК «Приморкрайстрой» запросило 320 млн рублей на полную достройку дома. Дольщик Константин разводит руками: с одной стороны, владельцы виртуальных квартир согласны и на это, а с другой – у краевого застройщика нет своих денег, зато есть долг по Снеговой Пади, так что нет никакой гарантии того, что деньги для дома не пойдут на оплату задолженности нового застройщика.

Еще у двух долгостроев один застройщик – Марина Колецкая и ее компания «Верно Пасифик Групп».«Никто с нами до сих пор не связался, – говорит Наталья, дольщица ЖК «Лайф» (Русская, 61г). – Ходим на митинги, пишем письма. Ответы все повторяются. Из администрации президента и других федеральных органов письма все равно спускаются на местный уровень, поэтому никакой разницы. Говорят, будут помогать, но никакой помощи нет. Стройка не ведется два года. Обещают нового инвестора, но пока тишина. Слышали, что Заиченко уволился быстренько, но раз не уволился, то напишем ему письмо. Люди устали уже ходить на митинги». Власти, в этом случае, добились своего, дольщики готовы снова играть по чужим правилам, а потому обманутые ими и останутся. 

Но одна проблемная площадка — это еще не победа власти. Поэтому надежды региональных правительственных чиновников, считавших, будто протест растущей армии обманутых дольщиков выдохнется сам собой, в течение летних месяцев, оказались необоснованными. И дело тут даже не в том, что собственный опыт людей находится в вопиющем противоречии с официальными заявлениями, но и в том, что в системе сломалось нечто принципиально важное. Так что ситуация всё равно складывается не в пользу правящих кругов. Если раньше протест был маргинален, то теперь он выражает настроения и мнения большинства. А власть, что бы ни говорили чиновники, прекрасно сознает, что находится в жестком, и главное, открытом конфликте с народом собственной страны. Люди, которые все больше вовлекаются в протесты против антисоциальных мер власти, всё равно будут стихийно радикализироваться. Об этом заботится само правительство, не желающее считаться с изменившимся настроением народа. Ключевой сдерживающий фактор — фактор доверия к власти — вскоре может исчерпать себя полностью.

На митингах против повышения пенсионного возраста люди рассуждают рационально и трезво и больше не ждут помощи от нынешней власти. Что, похоже, стало большой неожиданностью для власти. Постоянно звучат требования отставки правительства и все чаще требования импичмента Президента. Акции протеста, возмущенных антисоциальной политикой государства людей, вспыхивают в разных городах и идут уже перманентно. Нынешний вид протестов пока не выглядит пока особо угрожающим. Но протестные действия происходят по всей стране, прекратить их не удается. Как ни старалась пропаганда, которой еще недавно удалось убедить большинство граждан вновь отдать свои голоса за Путина, но похоже на этом все её резервы исчерпались. Протестующий народ возлагает ответственность за социально-экономическую катастрофу не на неких мифических внешних врагов, а на тех, кто на самом деле довел страну до такого состояния. Утрата доверия нарастает, и в какой-то момент равновесие между законопослушностью, страхом наказания и отчаянием будет окончательно разрушено.

Дольщиков возмущает в первую очередь то, что «кинуло» их государство. И при этом они надеются, что те кто их «кинул», им же и поможет. Рационально мыслящий человек увидит тут только насмешку над здравым смыслом. Потерпевшие живут верой, а потому никаких противоречий не замечают. Вложенные собственные средства, ипотеки, материнский и региональный капиталы – никто ничего не собирается возвращать. Чиновники снова говорят про лето, но уже 2019 года. Только им почему-то не верят. Чем больше обещаний, тем больше надежды, что иллюзии разобьются о действительность и здравый смысл восторжествует. Стройка идет очень медленно. Зимой рабочие, говорят, подметали швы от снега, а вот этажи как не росли, так и не растут. Второй дом – и вовсе котлован. Говорят, его тоже достроят, но только в 2020 году.

«У нас заморожено строительство довольно длительное время, – говорят Дмитрий и Виктория, дольщики ЖК «Лайф». – Представители застройщика и администрация дают противоречащую информацию. Дома должны были по договору сдать во втором квартале 2017 года. А стройка вообще не ведется с июля. Говорят, что денег нет и не будет. Марина Колецкая, руководитель компании-застройщика «Верно Пасифик Групп», говорит, что ищет инвестора, но безуспешно. Шевелений нет, страховки закончились, никаких дополнительных соглашений по строительству нет. А сейчас она уже просто уходит от ответа. Офис переехал куда-то в другое место. Строительство официально ведется, банкротства нет, поэтому мы даже не можем подать документы на внесение нас в реестр дольщиков. Собираем подписи во все возможные инстанции. Поддерживаем этот митинг и планируем свой».

В ЖК «Одиссей» того же застройщика даже планировали бассейн на крыше, а вместо этого – полтора года простоя. «От бассейна остались одни обещания, – иронизирует Петр. – Стройка стоит уже год. Я сам брал квартиру в прошлом году, все проверил – все хорошо, любая ипотека, застройщик уже 15 лет на рынке! 214-ФЗ защищает нас всех! Все вы застрахованы, берите смело ипотеку, несите деньги… А живите где хотите! Вот теперь приходится жить не в своей собственной квартире, которую обещали сдать через два месяца. Но я не встречу Новый год в своей квартире – на застройщике куча уголовных дел и около 410 млн похищено и исчезло в неизвестном направлении».

Достроят «Одиссей» или нет, неизвестно, даже если деньги каким-то чудесным образом у застройщика найдутся. В ходе разбирательств в доме нашлось множество нарушений и отклонений от проекта. Так что, вполне возможно, что его будет дешевле снести чем достраивать и пытаться сдать госкомиссии… Подобная версия многое объясняет, а потому наиболее вероятен и дальнейший вариант развития событий на этом недострое. Понятно, что и вопрос, который, почему-то, часто на своих уличных акциях задают потерпевшие от долевого строительства: ГДЕ МОЙ ДОМ?!, никому, кроме самого бездомного, никогда не будет интересен. Но некоторые по прежнему продолжают его задавать, видимо в неумирающей надежде, что когда-нибудь мир перестанет быть реальным, а станет сказочным. И в этой сказке все будет происходить не рационально, а так как хочется самим потерпевшим… Они еще не успели осознать, что перелом в отношении власти и народа произошел окончательно и бесповоротно. Им хочется по прежнему думать, что власть, готовая уморить миллионы стариков, исключительно ради возможности набить свои карманы еще больше. К обманутым дольщикам отнесется как к родным и решит все их проблемы как хочется потерпевшим. 

Сегодня власть вновь пытается реформировать сферу долевого строительства. Отказаться от бесплатных денег дольщиков не смог ни строительный бизнес, ни государство. Мало того, к схеме построения долевых пирамид подключился еще один бизнес-интересант — банки. Понятно, пропаганда «лезет из кожи вон», убеждая обывателя что отрасль, благодаря очередным усилиям правительства, станет безопасной для новых дольщиков. Но для потенциального покупателя новостройки, вряд ли и в этот раз, что-то измениться в лучшую сторону. Нынешняя ситуация с миллионами обманутых соинвесторов — прямое следствие того, что на протяжении десятилетий не решались системные проблемы нашего общества и государства. Ни одна реформа в России, начиная с 1990-х, не была успешной — ни единая! Именно поэтому строительная отрасль, как впрочем и многие другие, находится в системном кризисе, и отдельные успехи общего подъема не определяют.

По материалам https://www.instagram.com/newsvlru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *