Как государство защищает обманутых дольщиков

Защита дольщиками прав при банкротстве застройщика должна быть всесторонней. Для этого необходимо использовать не только основные способы, предусмотренные Законом о банкротстве, но и альтернативные, вытекающие из положений иных нормативных актов

Зако́н в юриспруденции — в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.

Альтернатива от государства

Один из альтернативных способов защиты прав обманутых дольщиков предусмотрен, в частности, Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» (далее — Приказ № 403).

В чем заключается суть предоставленной государством альтернативы?

Дело в том, что путем применения норм Приказа № 403 дольщики получают возможность удовлетворить свои требования в отношении жилого помещения не за счет обанкротившегося застройщика, а за счет государства. Такое обязательство власти взяли на себя не случайно. Известно, что для строительства многоквартирного дома застройщику необходимо получить разрешение от муниципальных властей. Именно на стадии принятия решения о выдаче соответствующего разрешительного акта власти определяют степень добросовестности застройщика. Выдача разрешения фактически подтверждает надежность девелопера, за которого власти готовы даже поручиться.

Однако надежность застройщика не страхует его от банкротства. Его несостоятельность вызывают, как правило, объективные обстоятельства экономического характера, непредвиденные для многих игроков рынка.

Принятие Приказа № 403 осуществлялось именно для решения проблем граждан, оказавшихся в подобной ситуации. Механизм, предусмотренный названным актом, является действенным и рабочим. Его активно применяют на практике дольщики, желающие получить в конечном итоге жилое помещение.

Кто получит жилье

Суть описываемого способа защиты прав состоит в следующем: гражданин, являющийся обманутым дольщиком, включает свои требования в отдельный реестр, ведением которого занимаются органы исполнительной власти каждого субъекта РФ.

Возникает закономерный вопрос: кого считать обманутым дольщиком?

Ответ можно найти в Приказе № 403. Исходя из положений названного акта, обманутыми дольщиками считаются девять категорий граждан:

1. Претендующие на получение квартиры в доме, строительство которого прекращено или приостановлено более чем на 9-месячный срок органами власти, выдавшими разрешение на строительство;

2. Претендующие на получение квартиры, которая очевидно не будет готова в оговоренный договором срок, поскольку строительство дома, в котором она располагается, приостановлено органами власти, выдавшими разрешение на строительство;

3. Исполнившие свои обязательства перед застройщиком и не получившие исполнения обязательств застройщика по сделке в течение 9 и более месяцев;

4. Претендующие на получение квартиры, которая очевидно не будет готова в оговоренный договором срок, поскольку ввод дома в эксплуатацию невозможен в связи с нарушениями технических регламентов, проектной документации и т. д.;

5. Застройщики которых утратили право владения и пользования земельным участком или истек срок действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, если данные обстоятельства очевидно свидетельствуют, что квартира не будет готова в оговоренный договором срок;

6. Признанные потерпевшими в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов;

7. Признанные потерпевшими и имеющие вступивший в законную силу приговора суда в отношении лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, являвшейся застройщиком;

8. Ставшие жертвами одной из «серых схем» продажи первичной недвижимости, которая предполагает продажу одной квартиры двум или более лицам (данный факт должен быть установлен в судебном порядке);

9. Являющиеся дольщиками застройщика, в отношении которого начата процедура банкротства или ликвидации.

Соответствие одному из вышеперечисленных критериев дает дольщику право включиться в реестр, образованный в соответствии с Приказом № 403, и претендовать на получение жилого помещения от государства.

Документы и процедуры

Процедура включения предполагает обращение в соответствующий орган исполнительной власти, отвечающий за ведение реестра, с пакетом документов. В него входят:

— копия паспорта;

— копия договора с застройщиком;

— копии платежных документов, которыми можно подтвердить внесение оплаты по договору.

Это общий перечень документов. В случае, если включение в реестр осуществляется в связи с возбуждением уголовного дела, необходимо так же приложить приговор суда, по которому заявитель признан потерпевшим в рамках уголовного дела. Если у дольщика имеется решение суда о признании обоснованным требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований, а застройщик находится в процедуре банкротства или ликвидации, — необходимо приложить такой судебный акт.

В заключение отмечу две очень важные вещи:

1. Безусловно, дольщики, требования которых будут удовлетворены посредством их включения в реестр, сформированный по Приказу № 403, получат не то жилое помещение, на которое первоначально было направлено их волеизъявление. Думаю, ключевое слово в данном случае «получат». Поскольку банкротство застройщика заканчивается непосредственно передачей жилых помещений только в том случае, когда дом готов практически полностью, то возможность реального получения квартиры от государства — хороший способ защиты прав обманутых дольщиков. Но, как показывает практика, добиться его реализации от государства можно только активными действиями самих пострадавших. Стоит отметить, что действительно успешно им пользуются дольщики тех застройщиков, банкротство которых проходит достаточно громко. Например, ряд участников строительства ЗАО «Энергосройкомплект-М» уже получили квартиры от властей Москвы.

2. Применение описанного способа не исключает необходимость участия в деле о банкротстве. Эффективность данного способа значительно повышается, если использовать его в качестве дополнительного. Связано это прежде всего с тем, что по Приказу № 403 невозможно погасить денежные требования к застройщику, которые могут сформировать различные неустойки, штрафы и пени. Поэтому участие дольщика в деле о банкротстве в арбитражном суде обязательно.

Автор: Алексей Кузнцов

Как государство защищает обманутых дольщиков: 2 комментария

  1. Дольщики, в большинстве своем, не только не являются профессиональными или институциональными инвесторами — они даже не частные инвесторы, они не имеют цели вложения капитала для получения прибыли — речь идет об удовлетворении личных первоочередных нужд в жилье и крыше над головой.
    Не думаю, что все дольщики имеют высшее юридическое, экономическое (инвестицонное) образование, могут себе объективно позволить рискнуть квартирой или нанять действительно профессионального консультанта. А про толчки к сознательности, смекалке и сноровке нашим бабушкам в начале 1990-х говорили апологеты абсолютного и нергеулируемого рынка, усмехаясь, что те не приспособлены к «новой» жизни, и поэтому им не место в наступившей реальности, с кидками госбанка и обманом на каждом шагу. Но все было банально и просто — в пылу реформ забыли (или не думали) о реальной государственной защите слабых.
    В то же время, если посмотреть на любимую многими американскую модель защиты инвесторов (даже инвесторов, не говоря уже о потребителях), то нашему законодательству о защите прав дольщиков есть о чем подумать.

    Касаемо 403 приказа — вообще в нем смысла не вижу. Откровенно, думаю, Минстрою больше заняться было нечем.
    Есть реестры требований участников строительства в делах о банкротстве застройщиков, в формировании которых практика наработана.
    Практика применения 403 приказа — это практика желания чиновника (например, несколько тысяч пострадавших от су-155 в реестры не включили, хотя им помогают, в отличие от десятков тысяч включенных).
    Получается, в банкротсве застройщика дольщик признается участником строительства, его требования включаются в реестр о передаче жилых помещений, в уголовном деле — признается потерпевшим, а в региональном минстрое — нет, потому что властям надо держать рамки и не выходить за пределы максимальной цифры обманутых дольщиков в регионе.
    Считаю, что преференции дольщикам необходимо раздавать на базе банкротных реестров требований, которые можно публиковать на федресурсе без персональных данных. Это упростит и процесс для региональных органов власти, и для дольщиков — считай на шаг ближе к «одному окну».

    Ответить
  2. Раньше было социально: дольщики признавали право на объект незавершенного строительства, потом государство достраивало его или меняло на другие квартиры.

    Сейчас все по рыночному: либо дольщики скидываются, либо нет.

    Вот такие конкретные механизмы. Ну и надо понимать, что обманутые дольщики это определенный контингент (кто попадает в такие ситуации) — они вряд ли могут что-то доплачивать. Поэтому проблема опять же не решается. Система страхования в долевке не работает и никогда не работала. Это константа.
    Не было ни одной выплаты.
    Как страховаться у «горящих» страховых компаний за мизерный процент, думаю, коллегам, не стоит объяснять. Достаточно взять газету в метро и посмотреть на последней странице — там не менее 10 реклам пирамид, которые каждый день привлекают вклады под 10% в месяц. Все они застрахованы в «горящих» страховых (до отзыва лицензии уходящие с рынка страховые «пылают» от полугода до пяти лет, ничего не выплачивая, но торгуя не обеспеченными полисами для застройщиков, СРО и других желающих получить полис, но не желающих реально страховаться).
    Также не работает схема с банковскими гарантиями — банки просто их не дают, понимая, чем это может обернуться.
    Схема с обществом взаимного страхования опасна — при банкротстве одного из локомотивов весь поезд уйдет под откос.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *