Как власти манипулируют цифрами проблемных объектов уже при сообщении итогов 2012 года.

Тема эта достаточно серьёзна и требует тщательного разбора. Тут есть несколько аспектов — разберём тему в нескольких постах и постараемся сделать выводы. По итогам разбора должно быть ясно, что делать инициативным группам дольщиков дальше.
 1. Основания для манипуляций
 Для начала — попробуйте сами ответить на вопрос — где проблемне объекты от которых избавились регионы  в 2012 году ?  Дольщики квартир не получили, а объекты исчезли — куда?
  А ответ заключён в самом первом пункте Постановления, читаем:


1.1. Порядок устанавливает процедуру организации и проведения конкурса по отбору организаций в целях:
— 
завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством данной области (далее – проблемный объект); 

— удовлетворения прав требований участников долевого строительства проблемных объектов иным способом в соответствии с требованиями действующего законодательства, включая заключение договоров участия в долевом строительстве, купли-продажи, дарения и иных;
— удовлетворения прав требований участников долевого строительства, включенных в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории  области или края, включая заключение договоров участия в долевом строительстве, купли-продажи, дарения и иных (далее – конкурс).

Таким образом, если ваша стройка остановлена 7 лет назад, а теперь, спустя столько лет, с вами заключат договор долевого участия, то будет считаться, что проблема решена. Власть с этим согласна, а дольщики?  
 Где гарантия того, что этот договор будет исполнен? Есть же проблемные объекты, где дольщики имеют договоры долевого участия, и находятся в таком же состоянии, что и дольщики с другими видами договоров. Считать, что заключение договора в соответствии с 214-ФЗ гарантирует получение квартиры, мягко говоря, лукавство. Этот закон защищает только от двойных продаж.
  Это лукавство опять основывается на том, что нет понятия «обманутый дольщик» и нет понятия «проблемный объект». Как хочу, так и буду считать.
Если вспомнить расхожую шутку — «в СССР секса не было, а дети рождались», то это примерно тоже самое. Квартир нет, но и обманутых дольщиков тоже нет — у них договоры долевого участия.

 Однако, именно это Постановление, его положения, даже ещё до их опубликования, позволили администрации манипулировать цифрами проблемных объектов уже при сообщении итогов 2012 года.

Тема эта достаточно серьёзна и требует тщательного разбора.

2.Равноправие граждан

Начну с общего места – Конституция РФ гарантирует равенство граждан перед законом, а именно статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Не будем обсуждать общие отвлеченные случаи, обратим свой внимание на ситуацию с дольщиками именно в Самарской области.

Примерно такая же ситуация сложилась и в остальных российских регионах и всё отличие состоит только в степени интенсивности строительства.

Известно, что Самарская область – одна из самых проблемных в Российской Федерации. Эта ситуация сложилась уже достаточно давно и уже не первый год дольщики требуют защитить свои права. В Самарской области 6 марта 2007 года принят Закон Самарской области №13-ГД «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области» ( действующая редакция с изм. Закона Самарской области от 04.12.2009 N 135-ГД)

Посмотрим на первое положение этого закона

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон направлен на защиту прав лиц — участников долевого строительства многоквартирных домов (далее — объекты долевого строительства), пострадавших от действий застройщиков, в результате чего строительство остановлено и (или) участники долевого строительства не могут оформить права на данные объекты, и внесенных уполномоченным органом государственной власти Самарской области в сфере защиты прав обманутых дольщиков в соответствующий реестр (далее — обманутые дольщики).

Положения настоящего Закона в части, регулирующей отношения по обеспечению строительства многоквартирных домов за счет средств областного бюджета, распространяются исключительно на отношения с участием физических лиц в долевом строительстве жилых помещений в многоквартирных домах.

Настоящий Закон не распространяется на отношения с участием обманутых дольщиков, заключивших и реализующих на момент вступления в силу настоящего Закона соглашения с органами государственной власти Самарской области, специализированной областной ипотечной организацией и (или) соглашения с организациями, осуществляющими строительство соответствующих объектов долевого строительства.

На основании этого положения дольщиков разделили – на «беленьких» и «черненьких». Закрепили это разделение в 2009 году, изменив положения закона 2007 года.

По отношению к первым – ведется пофамильный реестр дольщиков. В некоторых регионах даже  на такой по сути, ничего в реальности не гарантирующий реестр, чиновники не тратят своих усилий.

Что гарантируется этим дольщикам

Статья 3

1. На территории Самарской области реализуются меры государственной поддержки в отношении обманутых дольщиков, права которых на объекты долевого строительства не зарегистрированы в установленном порядке и (или) застройщиком фактически не начато освоение земельного участка, предоставленного под возведение объекта долевого строительства, либо освоение земельного участка приостановлено.

2. В случае, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, министерство принимает меры в установленном действующим законодательством порядке к прекращению прав застройщиков на земельный участок и выступает заказчиком строительства многоквартирного дома. При этом министерство заключает с обманутыми дольщиками договоры, в рамках которых принимает обязательства по обеспечению строительства многоквартирного дома и безвозмездной передаче жилых помещений в нем в собственность обманутым дольщикам после завершения строительства. Соответствующие договоры заключаются министерством с обманутыми дольщиками, оплатившими полную стоимость жилого помещения, определенную договором участия в долевом строительстве, а также с обманутыми дольщиками, оплатившими неполную стоимость жилого помещения по договору участия в долевом строительстве, в случаях, предусмотренных абзацем первым части 3 настоящей статьи.

То есть, областной бюджет гарантирует каждому дольщику, включенному в этот реестр, получение жилого помещения.

А что же с другими?

А с другими  — другая песня.

Никаких официальных реестров дольщиков, ведущимся каким-либо уполномоченным органом, не существует. Более того, не существует какого-то реестра проблемных объектов, точнее, мы убедились в том, что идут постоянные манипуляции с этим реестром МинСтроя. Правда, существовало ещё постановление Правительства Самарской области от 13.07.2011 №329, где был закреплён «Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области». Он состоял из объектов, застройщики которых в тот момент находились в состоянии банкротства. Правда, больше по нему никаких движений по документам не было, закрепили и закрепили.   Правда есть ещё реестры дольщиков, закреплённые Арбитражным судом в рамках закона 210-ФЗ об особом порядке банкротства застройщиков. Но эти списки так и остаются списками, которые никого ни к чему не обязывают.

Существуют также списки потерпевших дольщиков в рамках уголовных дел по застройщикам, но они тоже не решают проблемы. Уже не раз отмечали, в том числе и на прошедшем 26 февраля 2013 года митинге дольщиков, темой которого была работа правоохранительных органов, что государство не работает – судебные разбирательства оканчиваются условными сроками застройщикам, никаких мер по возврату выведенных денег не видно. Пока у предпринимателей есть выбор — делать по закону или нет — то так всё и будет продолжаться. И пока «царь» не обратит внимания — никто внимания не обращает. Не должно быть выбора — только по закону. Основная вина вина гос. органов в том, что у бизнесменов есть выбор: «делать по закону» или «делиться наворованным».

Не буду говорить, что Правительством Самарской области никаких мер не предпринимается – это будет неправдой.

Министерством строительства проделана большая работа по поиску инвесторов, такие инвесторы есть для многих площадок. Именно Постановление №54 запускает правовой механизм передачи площадок. Думаю, что сейчас, на основании проведения конкурсов, и начнется массовая передача площадок инвесторам.

Хочу отметить, что никакой законодательный акт не обязывает МинСтрой заниматься поисками инвесторов, в том числе и 210-ФЗ. Это политическое решение, реализуемое Правительством Самарской области.

 Решение политическое, но для инвестора это не является аргументом. Чтобы привлечь инвесторов, нужна экономическая привлекательность захода инвестора на проблемную площадку.

В качестве компенсационных мер предусмотрена передача инвесторам дополнительных земельных площадок под строительство, возможно получение субсидий на создание инженерных сетей.  Существуют также отлагательные условия по уплате арендной платы за строительные участки.

Если кто не понимает – это тоже неполученные доходы бюджета, то есть, в конечном итоге, это тоже деньги регионального бюджета.

Однакоь, если для дольщиков из реестра 13-ГДсредства на строительство закладываются в бюджет Самарской области, который является региональным законом и его выполнение контролируется, то для другой части дольщиков никаких гарантий нет.

А это положение и не устраивает тех, кто не попал в реестр 13-ГД, хотя они ничем не отличаются от граждан, внесенных в этот реестр – они такие же граждане Российской Федерации, живут на территории Самарской области, строительство их объектов давно остановлено застройщиками, на многих отсутствует документация на объекты, которые, по существу, являются незаконными постройками и должны быть снесены.

 

Собственно, вопрос к Прокуратуре – нет ли здесь нарушения Конституции РФ?

Автор : Александр Евдокимов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *