«Кто последним будет покидать страну, пусть не забудет выключить свет и газ»

Глубинка пустеет. Процесс начался не вчера, но особенно усилился в последние годы. Чем меньше становится работы, тем больше желание местных жителей уехать. Они тянутся в Москву и Подмосковья, центры нефтедобывающих регионов Сибири, предолимпийский город Сочи.

Поговорка «больше людей — больше возможностей» была верной во все времена. Но особенно оправдывается она сейчас. Жителю мегаполиса доступно то, о чем обитателю глубинки приходится только мечтать. Поэтому и растут города с невиданной прежде скоростью, меняя жизнь вокруг и внутри себя.

Как выяснили доценты Института демографии ВШЭ Лилия Карачурина и Никита Мкртчян желание переехать в большие города становится едва ли не навязчивой идеей для работоспособных жителей глухих углов, сообщает «Финмаркет». И вопрос уже не в том, опустеет ли российская глубинка, а как скоро это случится.

Ученые сравнили результаты переписи населения 1989, 2002 и 2010 гг. по малым территориям, проанализировав данные по 2341 городам и районов. Чечню, Ингушетию, Кабардино-Балкарию и Дагестан пришлось исключить из исследования по причине серьезного искажения первичной информации. Не учитывалась также и Москва.

Всю территорию страны поделили на семь зон, в зависимости от удаленности от ближайшего центра, и сравнивали число их жителей. В результате выяснилось, что чем дальше от регионального центра, тем интенсивнее сокращается население. Больше всего теряют районы, расположенные в 30-50 км и в 250-300 км от ближайшего города, а также совсем отдаленные населенные пункты в 500 км от центра.

Согласно такой схеме происходит перемещение населения всей страны, но особенно наглядно это прослеживается на примере Центрального, Северо-Западного и Сибирского федеральных округов. Из отдаленных углов бегут даже в Южном округе с высокой рождаемостью.

Интересно, что хотя в Приволжском и Уральском округах жители покидают города и уезжают в Москву, из-за чего население последних сокращается, но в райцентрах количество жителей увеличивается. Впрочем, это разные потоки — из городов в столицу и из деревень — в «район».

С Дальнего Востока и европейского Севера наблюдается отток населения в центральные регионы страны. Процесс происходит настолько интенсивно, что отдаленные территории (около 500 км от городов) этих округов потеряли за последние двадцать лет треть своих жителей.

Зато почти все города увеличили собственное население на десятилетнем отрезке времени. В ЦФО прирост составил 4 %, возросло население даже городов Дальнего Востока и Сибири. Больше всего на это повлияла молодежь 15-19 и 20-24 лет, прибывающая на учебу, а затем остающаяся поблизости.

В других работах Наталья Зубаревич проводит анализ крупных российских городов и их привлекательности на основе данных Росстата за 2011 год. Жители страны выбирают для переезда четыре группы городов: центры нефтяных разработок, столицы аграрных республик с сильным естественным приростом, крупнейшие агломерации (Подмосковье), областные центры юга (Краснодар, Сочи, Ставрополь, Белгород). Эти города поневоле работают как пылесосы, опустошая ближние и дальние окрестности.

Большая часть крупных городов похожи друг на друга демографическими характеристиками, уровнем экономического развития и возможностями, которые они могут предоставить внутренним мигрантам, делает вывод Зубаревич.

При этом промышленных центров насчитывается не более четверти от всех крупных городов. Они представляют собой средоточие экспортных отраслей: нефтегазодобывающей (Нижневартовск, Сургут), нефтехимии (Нижнекамск), черной и цветной металлургии (Череповец, Старый Оскол, Магнитогорск, Липецк, Нижний Тагил, Новокузнецк).

Самыми продвинутыми в экономическом отношении являются 18 крупных городах из 94 рассматриваемых — душевой объем инвестиций в них выше среднего по России. А вот в половине городов с населением свыше 200 тысяч человек душевые инвестиции в 2-8 раз ниже средних по стране.

Уровень безработицы в крупных городах также не одинаков. Наибольший отмечен в Грозном — 12%, наименьший — в Махачкале, 0,2%. Соответственно, Грозный получает максимальное удельное количество денег из федерального бюджета на выплату пособий не занятому населению.

Интересно также, что в 60% крупных городов уровень заработной платы недотягивает до среднего по стране (23,4 тыс. рублей в 2011 году), что заставляет усомниться в достоверности росстатовских данных о средней зарплате. Не натянули ли их каким-нибудь хитрым способом?

Зато город Грозный бьет рекорд по обеспеченности своих жителей жильем — 48 кв.м. на человека, опережая среднероссийский показатель более чем в два раза (23 кв.м.). Интересно, кто дает Рамзану Кадырову квадратные метры? Наверное, как и деньги — Аллах (напомним, что когда в 2011 году журналисты спросили главу Чечни об источниках финансирования республики, он им так и ответил: «Аллах дает. Не знаю. Откуда-то берутся деньги»). Второе место по просторности жилья занимает Владикавказ (32 кв.м. на человека).

Таким образом, в не столь уж отдаленном будущем Россия может остаться вовсе без населения в глубинке, когда все трудоспособные оттуда уедут, а нетрудоспособные уйдут по причине естественной убыли. Не так давно, кстати, в Сербии, где наблюдаются те же процессы, только с исходом всего населения в Европу, ходила шутка: «Кто будет последним покидать страну, пусть не забудет выключить свет и газ». Подходит она и для нашей глубинки, если сделать поправку на газ, которого там отродясь не было.

Автор : Александр Романов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *