ЛЕГАЛИЗАЦИЯ РЭКЕТА?!

Успешные государства везде и всегда помогали своему внутреннему производителю, не препятствуя его полезной и законопослушной деятельности. Естественно, если государство начнет выколачивать деньги за инфраструктуру, жизнеобеспечивающую среду (начиная, например, с платы за воздух), то оно раздавит частный бизнес. У последнего нет никаких шансов – как у мыши против кошки…

Главное правило таково: государство должно помогать своему бизнесу зарабатывать, а не конкурировать с ним за деньги своих граждан.Государство создает ПОЛЕ, на котором протекают все конкурентные отношения бизнес-структур. И дороги – важнейшая часть этого конкурентного поля.

Поэтому важной частью экономической политики царской России была окончательная ликвидация уже в 1754 г. всех внутренних таможен. Да и повсюду в Европе внутренние таможни считались одним из главных экономических зол старой эпохи. Они сдерживали перевозки, а значит, производство.

В ХIХ веке Германский союз номинально являлся крупнейшим государственным образованием Западной Европы. Однако межгосударственные таможни катастрофически сдерживали развитие внутренней торговли. Поэтому таможенное объединение германских земель стало первоочередной задачей. Прусский таможенный закон 1818 г. уничтожил внутренние границы и таможни между отдельными провинциями Пруссии, входившими в ее состав, отменил всякие поборы на дорогах. Закон впервые создал в Германии крупную хозяйственную область, занимавшую площадь в 5 тысяч кв. км с населением 10,5 млн. человек. Только к 1871 году все внутригерманские таможни были отменены.

Мучилась когда-то с ПОБОРАМИ НА ДОРОГАХ и Франция.: Развитию торговли мешали внутренние таможни и отсутствие единой системы мер и весов.

Сегодня происходит пугающий откат в далекую архаику: возрождаются внутренние таможни, словно в каком-то средневековье! Государство, купавшееся в нефтедолларах и набивавшее за рубежом счета олигархов, финансировало дорожное хозяйство по остаточному принципу. Скажем, в ФЦП модернизации транспортной системы РФ на 2004-й устанавливался объем финансирования дорожного хозяйства из федерального бюджета в сумме 122,5 млрд. руб., на 2005-й – 162,3 млрд. Фактически же, выделили 87,4 и 111,4 млрд. соответственно. То есть 71 и 69 процентов сооответственно от запланированного. И общие ежегодные расходы консолидированного бюджета на дорожное хозяйство за эти 10 лет были ниже, чем в 2000 году, хотя доходная часть казны постоянно росла, равно как и количество автотранспорта на магистралях. Это привело к деградации дорожной сети. По данным прошлого года, 61,1% общей протяженности федеральных трасс не соответствует нормативным требованиям, 26,6% работает с загрузкой, превышающей допустимую (в том числе на 8000 км нагрузка оказалась в полтора раза больше нормы), 11,7% мостов находятся в удручающем состоянии.

И тогда государство решило возложить созданные своей финансовой политикой проблемы на плечи простых граждан. Началась компания за введение в России платных автодорог.  Одна из них появилась в Северной столице – с 14 мая там берут деньги за проезд по участку так называемого Западного скоростного диаметра (ЗСД), который вскоре должен связать юго-западные и северо-западные районы Петербурга.

У пунктов оплаты немедленно образовались пробки – петербургские водители явно не были готовы к нововведению. Кто-то слишком долго искал мелочь, кто-то не мог разобраться, как заплатить за проезд при помощи бесконтактной смарт-карты, а один из грузовиков и вовсе от удивления снес шлагбаум. Многие водители, естественно, посчитали для себя более выгодным движение по «бесплатным» улицам близ «скоростного диаметра», что привело к образованию еще более внушительных заторов.

Северная столица стала первым в стране городом, власти которого ввели плату за проезд по дороге, расположенной внутри мегаполиса. Что же касается федеральных трасс, то в декабре прошлого года в Липецкой области заново открылся «коммерческий» участок магистрали М-4 «Дон» протяженностью 50 километров.

Планируется, что в 2014 году общая протяженность платных участков «Дона» будет равна 766 километрам. Или выплачивай дорожные поборы, или езжай объездными путями, равными по километражу, но проходящими через населенные пункты…

«…Но, согласитесь, за рубежом принцип «пользователь платит» (Higway users pay their way) любой гражданин впитывает с молоком матери. Мы же ждем, что нам хорошие дороги государство преподнесет на блюдечке с голубой каемочкой» – обиженно пишет правительственная «Российская Газета». Лучше бы ей молчать про «зарубеж»: если даже там человек и платит, ТО ВЕДЬ И ЕМУ ПЛАТЯТ, а у нас-то предполагается одностороннее «жертвование»…

Недавно «Вести ФМ» рассказали в эфире о безобразиях на первом платном участке в Подмосковье (а это, напомним, 22 километра трассы М4 «Дон» в Домодедовском районе). Её закрыли для поборов с водителей и теперь не пускают тысячи местных жителей. Отрезанными от обновленной дороги оказались поселки Барыбино, Гальчино, Кузьминское, Южное и другие, которые расположены восточнее трассы. Въезд на участок перегородили плитой, а над ней повесили кирпич.

Старые въезды на будущий платный участок трассы «Дон» перекрыли, и теперь местным жителям остается либо ехать на альтернативное Старокаширское шоссе, а это гиблые заторы, либо делать десятикилометровый крюк к терминалам оплаты. Жителям окрестных поселков и дачных товариществ тоже не позавидуешь.

Но формально соблюдено наличие альтернативной дороги, это Старокаширское шоссе и даже судиться бесполезно. Кассовыми терминалами оборудованы не все въезды, а только два основных — в Москву и из Москвы. Промежуточных нет. Да и почему местные автомобилисты должны платить, если раньше не платили?

Конституция России запрещает принимать законы, ухудшающие положение граждан (ст. 54 и 57). И если сегодня начинают взимать плату за то, что раньше было бесплатным, без компенсации пострадавшим, то это – антиконституционные действия. Но, судя по информационным сообщениям «Автодора», строительство промежуточных терминалов оплаты на второстепенных развязках не предусмотрено.

Вся вина за антиконституционное издевательство над людьми, которым без всяких доплат к их доходам подсунули платную дорогу вместо бесплатной, лежит на законодателях России, которые стали в последние годы совсем одиозными и оголтелыми в своей оторванности от жизни.

Возьмем недавно принятый федеральный закон о платных дорогах. Согласно этому документу, власти любого уровня (от федерального до местного) имеют право превращать бесплатные трассы в платные как целиком, так и по частям. Что касается цен, то и их региональные чиновники могут устанавливать по своему хотению и разумению. Порядка десяти лет назад власти Псковской области сделали ход конем и… обязали автомобилистов платить за ямы и разбитый асфальт сразу на четырех дорогах. Причем, водители узнавали о том, что эти «направления» платные, лишь полностью их преодолев. Хотите, не хотите – извольте раскошелиться. Или ехать обратно. Например, в Латвию, к границе с которой выводит один из таких «автобанов»…

Александр Кузьмин на autonews.ru подсчитал, что уже сейчас «наши платные дороги обходятся водителю намного дороже, чем европейцам тамошние автобаны». А что будет завтра?!

Автор: Николай Выхин,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *