Между Европой и Китаем

Экономика России вошла в 2013 год зажатой между двумя рынками. От того, как будут развиваться на них события, будет зависеть ситуация в российском национальном хозяйстве. Но чего именно стоит ждать?

По итогам третьего квартала, ООН выделила Россию на общем фоне. Рост промышленного производства в стране на общем фоне оказался совсем не плохим. Оно увеличилось на 3,6% в сравнении с предыдущим кварталом. И хотя этот весьма скромный успех внушает оптимизм решительному неолиберальному кабинету Дмитрия Медведева, ему стоит внимательнее присмотреться к другим данным.
Федеральная налоговая служба России ожидает, что за год количество банкротств физических лиц может дойти до 200 тысяч. Чиновники ожидают, что работы на этом поле будет много. Такова оборотная сторона роста экономики последних лет.

Сокращение склонности россиян к сбережениям и увеличение расходов — зафиксированные в конце 2012 года — можно трактовать как признак оптимистичного настроя. Однако с другой стороны можно взглянуть на значительную задолженность их банкам или рост цен: неурожай 2012 года все больше сказывается на рынке продовольствия. Есть и другой сигнал. Замедление роста экономики. Этот факт может в виде бытового предчувствия подталкивать к расходам. Знаковым здесь является и медленный рост фондового рынка. Поэтому, если у значительной доли россиян и есть оптимистичный настрой, то это оптимизм с тревожным подтекстом. Обоснован ли он? Рост тарифов далеко не у всех соединяется хотя бы с номинальным ростом оплаты труда.

Россия стала во второй половине прошлого года новым председателем «Большой двадцатки». По этому поводу Владимир Путин сделал заявление, где есть важный блок. «Финансирование инвестиций как основа экономического роста и создания рабочих мест» и «модернизация национальных систем государственных заимствований и управления суверенным долгом» должны пониматься как декларации возможных шагов к усилению регулирующей роли государства. Что важно, речь идет не о направлении инвестиционных потоков (откуда им взяться самим по себе в таких условиях?), а об их создании из государственных средств. Вторая часть — выраженная более туманно — касается управления теми средствами, что правительства должны бросать на инвестирование.

При этом Россия, если судить по заявлению Путина, как бы рекомендует Евросоюзу и США хоть немного разобраться с долгами. Однако что  бы новый председатель G20 не советовал Западу, России придется следовать своим рекомендациям самой. Без этого экономический кризис под контролем власти не удержат. А ни какой победы над ним признавать не следует: снятие ряда его признаков в отечественной экономике носило и носит характер временного облегчения, но не устранения причин кризиса. Одно из подтверждений тому лихорадочная борьба правительства за повышение инвестиционной привлекательности национальной экономики.

Делу борьбы за возможные инвестиции вредят конфликты с Западом, хотя российские власти стараются так формулировать свой «асимметричный ответ», чтобы он никого не задел. У правительственного плана повысить формальную инвестиционную привлекательность России есть новая проблема. Один из депутатов Европарламента заявил, активы российских граждан из «списка Магнитского» заморозят в ЕС. При этом в Евросоюзе настроены мягче, чем в США, и ждут, что виновные в смерти адвоката будут наказаны. По сути — это можно понимать как сигнал российским властям: сами разберитесь с проблемой и не нужно никого покрывать или выдавать. Но этот «мостик возможностей» Кремль оставил без внимания.

Разжигание конфликта с Западом правящей отечественной бюрократии ничего не даст, если только не предположить, что оно погонит домой российские капиталы, осевшие за границей. Но гораздо более вероятно, что никакого положительного инвестиционного эффекта для России события иметь не будут, чем еще больше обострят противоречия в верхах. Вся охота правительства за иностранными капиталами выглядит странно на фоне вступления страны в ВТО. Даже борьба за присоединение Украины к Таможенному союзу (далеко не безнадежная) ничего не меняет, пока курс властей остается радикально неолиберальным. Необходимость его коррекции, пусть и скромной, еще далеко не осознана в верхах.

Противоречия внутри правящего класса России станут возрастать по мере того, как в экономике будут накапливаться негативные последствия от новой приватизации, коммерциализации общественной сферы, повышения тарифов и увеличения торговой открытости. Усиление кризиса в Европе далеко не сразу окажет разрушительное влияние на Россию. Но кроме ЕС отечественная экономика ощутит на себе давление Китая. Замедление его роста уже стало фактором развития кризиса на севере еврозоны. Россия фактически зажата между двумя этими зонами. Поднебесная приобретает колоссальное количество сырьевых товаров, но поддерживать рост экономики правительству все сложнее — слишком раздулись в КНР кредитный, жилищный, и индустриальный пузыри.

В 2013 году взаимное влияние Китая, Евросоюза и США будет, вероятно, негативным. Иным было положение в 2010 году, когда правительства всюду рапортовали об «окончательной и бесповоротной» победе над кризисом. Тогда разгон экономики Поднебесной и денежные вливания  в Соединенных Штатах создали обстановку стабилизации, пусть и не всюду. В начавшемся году все грозит оказаться совсем иным.

Автор : Василий Колташов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *