Миф об авторском праве

Одна из излюбленных тем, постоянно всплывающая в выпусках новостей — нарушения авторского права. Как правило, имеются в виду нарушения законодательства в виде производства и торговли нелицензионными дисками и кассетами с фильмами, музыкой, компьютерными программами, а также — размещение такой информационной продукции в Интернете.

Тема подается таким образом, как будто «воротилы пи
ратского бизнеса», эдакие Карабасы-Барабасы, обирают бедных, несчастных, но талантливых артистов и других интеллектуалов, вынужденных во имя Святого Искусства сидеть на хлебе и воде.

Давайте попробуем прикинуть, каковы «сверхдоходы» торговцев CD. Впрочем, если Вам не приходилось мерзнуть на толкучке с товаром, «обламываться» день за днем, так почти ничего и не продав, Вам трудно будет сделать правильную оценку таких доходов. Я имею в виду современную молодежь, которая знает о рынках только из фильмов «про лихие 90-е» и из дурацких учебников по экономике, заполненных антинаучной чепухой.

Все же я рекомендую сделать так: встать рядом с киоском, торгующем CD или видеокассетами, и посчитать, сколько штук продается за день. Потом умножить приблизительный доход от продажи 1 шт. на количество и ужаснуться. Но, повторяю, Вы ужаснетесь только в том случае, если у Вас есть какой-то жизненный опыт. Если Ваш папа работал в ВЛКСМ, а Вы после окончания ВУЗа пошли работать в банк, то можете дальше не читать. В противном же случае Вы поймете, что здесь не пахнет не только «сверхдоходами», но и вообще никаким заработком. То же касается и торговлей mp3 в Интернете.

Чего не скажешь об артистах, крепко присосавшихся в последние лет двадцать к кормушке. В основном — к государственной: всякие там, знаете ли, концерты… Ко дню работников налоговой службы, ко дню подводника… Юбилеи всякие там…

Поговорим о том, что такое «авторское право» и каким оно должно быть. Есть такое обществоведческое понятие: «Общественный договор». Общественный договор — это некие общие правила поведения, традиции делового оборота, которые принято соблюдать. Они, эти правила, не всегда четко соответствуют законодательству, на формирование которого влияют устаревшие идеологические стереотипы.

Скажем, Ваш приятель скачал из Сети «пиратский» файл mp3 с музыкой. Будете ли Вы считать его после этого подлецом и вором? Вряд ли. А кто-то другой вытащил у пассажира метро кошелек с 10 рублями. Вот его Вы и будете считать подлецом. Хотя и тот, и другой нарушили закон, но в первом случае Общественный договор не был нарушен, т.к. скачивание файлов — вполне естественное, нормальное, общепринятое занятие. А хорошее законодательство — это такое законодательство, которое не идет в разрез с современным порядком вещей, не прессует народ идеологическими заморочками.

Что же такое нормальное авторское право? Авторское право — это право автора утверждать, что то, что он написал — написал именно он. Скажем, Иванов написал песню, а Петров говорит, что это он ее написал. Вывод: Петров — жулик и должен нести ответственность.

Юридическая схема, позволяющая регистрировать и покупать-продавать интеллектуальную собственность, действительно работала и приносила немалый доход авторам и звукозаписывающим фирмам. Но это было в XX веке; попытки вернуться к этой устаревшей схеме ни к чему положительному уже не приведут. Сейчас данная схема применяется в основном для подавления неугодных. В научно-технической сфере скупка патентов применяется для недопущения внедрения конкурентами тех или иных разработок, то есть для блокирования технического прогресса.

Не смотря на очевидность изменений, наступивших в области права с приходом постиндустриальной эпохи, многие деятели искусства продолжают борьбу за восстановление старого порядка. Причем наибольшую активность проявляют наиболее раскрученные, попросту говоря — богатые деятели.

Именно от них исходила инициатива неоднократных омоновских погромов всевозможных блошиных рынков, на которых бедные парни из необеспеченных семей пытались хоть как-то свести концы с концами. Насмотревшись телевизора, наслушавшись баек о «сверхдоходах», приходили они на рынок, где их щедро отоваривали резиновой дубинкой и отбирали последнее. Нету денег — получи в челюсть!

Впрочем, такое явление, как избиение бедных богатыми, неоднократно наблюдалось в истории человечества. Достаточно вспомнить хотя бы спартанское «избиение илотов».

Что же делать артистам, как им зарабатывать? А очень просто: так, как они зарабатывали всегда, как зарабатывают и сейчас. То есть получать гонорары за участие в концертах и других мероприятиях. А для раскрутки заниматься бесплатным распространением своих произведений, что многие и делают. Записал клип — поместил в Интернет и жди заказов. То же касается и программистов: написал программу — в Интернет — жди заказов на внедрение.

Беда в том, что не у всех это сразу выходит. Но так было всегда: не из каждого выходит Моцарт или Бах. Большинству приходится долго и упорно трудиться, чтобы добиться известности.

Так что пожелаем друг другу творческих успехов, и не надо никого «мочить», ни «пиратов», ни «хакеров».

 Автор: Сергей П. Капица. ( Москва ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *