Монополизация протеста, а точнее – его импотентность

Спорят сейчас, кто слил протест. Конечно, вопросов здесь много, как то: был ли сам протест или пока транслировалась лишь его демо-версия, и если был, то не был ли изначально предсказуемо сливаем в силу своей бесцельности и пустоты? Сам по себе выход на улицу большой массы людей пусть и независимо от воли власти, не является протестом. Что нам предложили понимать под протестом? Несогласие с итогами выборов и, собственно, все…

По мере сжимания этой шагреневой кожи развернулся процесс не привлечения в него новых сил посредством новых идей, а отталкивания. С самого начала пошла ярко выраженная тенденция монополизации протеста, превращения его в клуб избранных с особым фейс-контролем. Клуб этот моментально выродился, оставив своих членов с тавром фриков.

Вначале тех, кто не поддержал хаотические бурления Болотной с ее трафаретно-сказочной сентенцией «иди туда, не зная куда, принеси то, не зная что», назвали темной необразованной массой, в которой сидит вековая забитость, страх и трепет, нелюбовь ко всему передовому, патологическая зависть и мнительность. Далее стали рассуждать, что из ничего это не могло появиться, а раз русская душа – христианка по определению, то моментально наметилось и новое поле, куда можно метать гневно-ироничные дротики. Скоморошьи бубны и рожи появились на амвоне главного храма Третьего Рима, в такт стали подпевать и подплясывать наиболее передовые и креативно-просвещенные силы. Выборы президента прошли, и как их не называй самыми что ни на есть фальсифицированными, но фишка эта быстро тухнет, нужно ждать до следующего выборного сезона, чтобы, сдунув пыль, вновь завести органчик.

Антиклерикальная, антицерковная тема здесь пришлась как нельзя кстати в ситуации крайнего дефицита реальных идей. Еще бы, кого как не русскую Православную Церковь обличать, ведь она, как твердят нам, слилась с государственной машиной, а то и стала ее подменять. От часов и квартиры патриарха до игнорирования книги архимандрита Тихона Шевкунова «Несвятые святые» в финале «Большой книги». От порубания поклонных крестов в реальности до взрыва Храма Христа Спасителя, крушения небольших церквушек в литературных произведениях прошлого года.

Через отрицание народа, веры – естественным образом возникает и базаровский нигилизм по отношению к «этой стране». Но если в девятнадцатом веке в силе еще были наивно-романтические фантазии, что здесь что-то еще возможно изменить и главное полностью расчистить плацдарм, а потом начать с нуля возводить новое. То теперь – полное отрицание какой-либо возможности. «В этой стране уже ничего не будет», – сказал эпизодический, но достаточно важный для понимания произведения 74-летний герой букероносного романа прошлого сезона «Крестьянин и тинэйджер» пера Андрея Дмитриева. Не будет ничего, и люди все рассеются… В этом «послании» и корень импотентности «протеста» в его изначальной пустоте, которая ретушируется повальным отрицанием и полным безверием в возможность что-либо изменить.

Повторюсь, но обескровил этот «протест» и лишил возможности обретения продуктивных сил – акцент на камерности. Он не привлекал, а отталкивал, не собирал, а рассеивал, внушая сомнения, но не более. Можно много говорить об отсутствии лидеров, о том, что был потерян «шанс Площади Революции», о чем постоянно сокрушается Эдуард Лимонов. Но, на мой взгляд, был и еще важный момент: скоморошьи рожи в Храме Христа поставили на «протесте» жирный крест. С истерических нападок на Православие стало понятно, что на том поле уже ничего не вырастет, никакого необходимого и разумного противовеса властной госмонополии не появится вдруг. Не с искусственного и рукотворного зимнего противостояния Болотной и Поклонной, а с глумления над святынями начался массовый отток от «протеста», люди в своем большинстве увидели, к чему весь этот фарс может привести, и ужаснулись. В конце концов, они вдоволь наелись тотальными разоблачениями и обличениями, которыми было нашпиговано общество времен крушения СССР и появления «новых реалий».

К чему может привести осенний пост в «Живом Журнале» под заголовком «Чертовски удобная штука» нашего коммерческого беллетриста, ставшего вдруг властителем протестных дум, Бориса Акунина. Пост этот Акунина растиражировало также сетевое издание «Взгляд».

Адресатом его, видимо, являются почитатели акунинского творчества, которым можно подсунуть любую конспирологическую штуку и выдать ее за реальность. Акунин пишет, что Христианство и Ислам изначально проводили «идею смирения перед земной властью, которая всегда от Бога; контроль над душами подданных через дисциплинированную структуру духовенства – всё это как нельзя лучше подходило для нужд централизованного управления». Эти две мировые религии, по мысли беллетриста, не что иное как «эффективный инструмент» в руках» власть предержащих. Приводит якобы показательные примеры взаимоотношения Православия со Сталиным, Гитлером, говорит, что «часть мусульманского духовенства, прельщенная немецкими посулами, стала молиться за победу германского оружия. Безбожник и гяур Гитлер был провозглашен великим имамом Кавказа».

Ну и заключает Борис Акунин свои размышления следующим: «Черти заводятся под сводами храма всякий раз, когда церковь начинает становиться частью государства и руководствоваться его сиюминутными потребностями». Видимо, более правильные религии, по его мнению, это те, «которые делают упор на индивидуальном развитии»…

По сути, высказывания Акунина можно назвать просвещенной дикостью, варварством. Спорить с этим бесполезно и неприлично. Однако эта «альтернативная» точка зрения транслируется сейчас в переизбытке и даже зачастую является метой «передового», прогрессивно мыслящего человека, которого почему-то очень хочется в лучшем случае назвать полным болваном.

Общество завязло, буксует на разбитой им же дороге. Вместо поиска путей ищет причины бед и конструирует образ врага. Если власть в порыве демагогической риторики, воспринимаемой за особый ритуальный жест, корни всех бед видит в пресловутом Госдепе, в когтистой загребущей заокеанской длани. То ее яростные оппоненты силятся выявить внутренние причины реальных или надуманных бед и пороков.

Вспоминается, как лет десять назад по центральному телевидению причины проигрышей отечественной футбольной сборной мудрый аналитик объяснял Православием, якобы его ориентированностью на проигрыш. Собственно, об этих же футболистах с будто бы рабской психологией и рассуждает Акунин в вышеприведенном примере. И народ у нас неправильный, и вера, и страна в целом. А потом, как всегда получается, что целим в …, а попадаем в Россию.

Это разделение, это отрицание глушит в нашей стране любое начинание, в том числе и протестный энтузиазм. В конце концов, все суета сует, а заботиться следует только о капитализации личного блага, собственного бренда, об «индивидуальном развитии», чтобы вовремя рассеяться, пока все не обвалилось здесь, где никогда и ничего не получится.

Человек замыкается в собственных делах и проблемах, становится крайним индивидуалистом. Главное в жизни – это его малые дела во благо личного комфорта, личного счастья. Вот и разрастается пустыня: одни воспринимают настоящее как ошибку и всё больше взирают в прошлое, ностальгируя о нём, другие смотрят на него как на неизлечимую раковую опухоль и своё будущее не связывают с нахождением здесь.

Получается любопытная ситуация, схожая с той, что была на излёте СССР: поколение людей попросту не знает иной альтернативы, чем та реальность, в которой они живут в настоящем. Вернее, знает и понимает, что она есть, но либо в прошлом в ностальгии по потерянной великой стране, либо за рубежом, куда во что бы то ни стало надо бежать и учить там своих детей.

Это переживание тотального пессимизма можно объяснить во многом тем, что в нашем обществе до сих пор разлиты энергии распада, разложения, смерти. Эти трещины идут с гигантской космической трагедией – распадом СССР, и инерцию эту никто ещё не остановил. Свидетельство этому и техногенные катастрофы, и вымирание нации, и много чего ещё… Убывает пассионарность, человек забивается в индивидуалистическую нору, а вместе с ним страна, свёртываясь до точки: от больших дел до малых и ежеминутных. В тенетах этого пессимизма человек попросту боится заглянуть в будущее.

Автор : Андрей Рудалёв.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *