Москва. Обманутые дольщики — заложники у чинуш

БАНКРОТЯТ НЕ ТЕХ, КТО УПАЛ, А У КОГО ЕЩЕ МОЖНО ЧТО-ТО ОТОБРАТЬ, И ОТОБРАТЬ ПО ЗАКОНУ.

На сегодняшний день в России насчитывается не одна тысяча недостроенных домов, в которых должны жить сотни тысяч семей. По самым скромным подсчетам, сумма средств дольщиков, растраченных застройщиками неизвестно куда, равняется двадцати миллиардам долларов.

На самом деле, направление в котором исчезли деньги понятно всем, кто вложив деньги в долевое строительство, в итоге не получив ничего. Вот только для суда нужны не догадки, а конкретные доказательства, подтвержденные прямыми или косвенными уликами. А это уже дело органов, которые государство не так давно реформировало, как подразумевалось — для улучшения работы. Но, то ли сотрудники еще не втянулись, то ли реформа совсем другие цели преследовала. В итоге, конкретных и полезных для простых граждан изменений не произошло. Про исчезнувшие деньги обманутых дольщиков, правоохранители скромно молчали и до реформы, а уж после нее даже лицо удивленное делают. Мол, твоя моя не понимает.

Возможно для кого-то реформа и переименование милиции в полицию и пошли на пользу. Для чего-то же это делалось и если народ этого не понял, это не значит, что кто-то, где-то, у нас порой… Вот только обманутые и бездомные так и не поняли зачем оно было и для чего. Ведь для них все за гранью так и осталось.

Каково жить за гранью отчаяния, хорошо известно дольщикам 11-го микрорайона Южного Тушина. «Самый тяжелый долгострой Москвы» давно уже сменил ярлык на «самую грандиозную аферу десятилетия». 

Новый современный микрорайон под номером 11 существует лишь на бумаге, в реальности его нет. Там, где должны быть построены девять высоток, по-прежнему стоят старые дома. Сдана и заселена только одна новая высотка, еще один дом стоит без коммуникаций, третий — на начальной стадии строительства. Возведение остальных шести домов под жирным знаком вопроса.

В несуществующих непостроенных домах есть более чем реальные жильцы, те, кто купил там квартиры. Заплатили за воздух, инвестировали в мечту. Короче, вляпались. Уже девять лет более пяти тысяч человек надеются и верят, впадают в отчаяние и злятся, борются и страдают. Слабые телом — умирают, слабые духом — спиваются. Жить в несуществующем микрорайоне могут только несгибаемые люди, дашь слабину — закатает в бетон бесконечной стройки.

КАРТОННЫЕ КОРОБКИ ВМЕСТО КВАРТИР 

— Начиналось все очень хорошо, — рассказывает руководитель инициативной группы обманутых дольщиков Южного Тушина Светлана Липская, — строительство жилых домов в 11-м микрорайоне было предусмотрено постановлением Правительства Москвы от 13 августа 2002 года №640-ПП «О застройке микрорайона 11 Южное Тушино СЗАО» за счет средств ОАО “ХК «Главмосстрой». Московские власти отказались от точечной застройки и решили реконструировать микрорайон комплексно, жильцов из старых домов переселить в новые, ветхое жилье снести, а на их месте построить современные многоэтажные дома. Одно только упоминание Главмосстроя внушало доверие, — признается Светлана, — я продала свою квартиру в Подмосковье, вложила деньги в «однушку» в 4-м корпусе, а сама временно переехала в съемную квартиру. Мой дом должны были построить в 2006 году. А в декабре 2005-го Главмосстрой передал все права на строительство компании ЗАО «Энергостройкомплект-М», директором которой является бывший зам руководителя Главмосстроя Андрей Кручинин.

Прошло девять лет. На месте нового дома Светланы до сих пор стоит старый под снос, и в нем живут люди.

Инициативная группа дольщиков, которую возглавляет Светлана Липская, уже третья по счету. Первая организовалась еще в 2005 году. Трое дольщиков пришли в «Энергостройкомплект-М» (“ЭСК-М”) и стукнули кулаком по столу. Им дали квартиры в единственном строящемся 2-м корпусе.

Вторая инициативная группа образовалась годом позже и настроена была по-боевому, но движение обезглавили самым банальным образом: руководителю группы также дали квартиру во 2-м корпусе вместо прежней в еще не построенном, и тон выступления группы резко сменился.

Третья, нынешняя группа объединилась в 2008 году. К этому времени даже самые оптимистичные дольщики поняли: объект гиблый. И вышли на митинги. Весной 2011 года написали на картонных коробках: «Это мой дом» и стали «жить» под окнами мэрии, в другой раз приковали себя наручниками к заборчику перед Тверской, 13.

— Вышли милиционеры, откусили наручники кусачками, мужчин увезли в отделение, — вспоминает Светлана.

«Я ПРОСТО ХОТЕЛ ЖИТЬ СО СВОЕЙ СЕМЬЕЙ В СВОЕМ ДОМЕ…»

— Составили протокол, дело передали мировому судье, — продолжает митингующий дольщик Денис Миронов, — а судья только спросила: «Вы женаты, работаете?» Я ответил: «У меня теперь нет ни семьи, ни работы, ни квартиры». «Делать вам нечего, вот и хулиганите», — определилась судья и присудила штраф в две тысячи рублей.

Вообще-то, когда Денис покупал квартиру, семья у него была. С женой и двумя дочками он жил в квартире бабушки, а после ее смерти родственники затребовали свою долю. Денис обратился в «Инком-недвижимость», с тем чтобы агентство помогло продать ему старую квартиру и подыскать новую. Так и возник вариант с вложением денег в «двушку» в Южном Тушине. На время строительства дома Денис с семьей переехал к родителям жены, в квартиру, где жили еще три взрослые сестры супруги. А дом все не строился, атмосфера в семье накалялась. В марте этого года Денис развелся с женой. Сейчас снимает комнату.

— Я купил квартиру в 5-м корпусе, сейчас на месте будущего дома — пять старых жилых четырехэтажек, — рассказывает Денис, — а людей просто некуда расселять. Мы подсчитали, сколько квадратных метров нужно на расселение. Это достаточно просто сделать: стандартную площадь старого дома умножить на официальный московский коэффициент расселения 1,56 (людей чаще всего расселяют с увеличением площади). Получилось: дефицит площадей для расселения — 50 тысяч квадратов. А где город возьмет эти метры? Нас не признают обманутыми дольщиками, уверяя, что строительство ведется. А уж какими темпами — не важно. Пока хоть один рабочий будет колотить молотком — стройка движется. Так что официально мы обманутыми дольщиками не являемся. Мы, оказывается, соинвесторы, разделившие риск инвестора. Я все больше убеждаюсь, что правды добиться невозможно, реконструкция 11-го микрорайона — грандиозная афера. Семь лет назад мы подняли на смех Дмитрия, который первым начал говорить о мошенничестве. А сейчас уже не смешно.

«Я просто хотел жить со своей семьей в своем доме», — как мантру, повторяет Денис.

От этой простой фразы разрывается сердце. Человеческое. У чиновников — сердца железные. Москва слезам не верит.

КРУЧУ, ВЕРЧУ, ДВА РАЗА ПРОДАТЬ ХОЧУ 

Дольщик Дмитрий за девять лет стал юристом, криминалистом, следователем — в общем, освоил массу ненужных раньше навыков. Он так же, как и все дольщики, сыплет номерами статей закона, цитирует на память распоряжения и постановления. Дело Южного Тушина — дело его жизни. Законы он изучает на даче в ожидании постройки 1-го корпуса 11-го микрорайона.

— По факту обращения 330 дольщиков возбуждено уголовное дело № 89004, и сейчас расследованием занимается Главное следственное управление, — рассказывает Дмитрий, — нас официально признали потерпевшими. В наших обращениях говорится о том, что «ЭСК-М», возможно, не собирался строить дома, а сознательно вывел деньги дольщиков из производственной деятельности.

На общем собрании соинвесторов в декабре 2007-го, которое проходило в ДК «Салют», бывший префект В.А. Козлов и директор «ЭСК-М» Кручинин заявили, что 3-й корпус предназначен для переселенцев из старых домов микрорайона, а на сегодняшний день 90 процентов этих квартир уже продано.

И продажи продолжаются до сих пор. В фирме «ДВ-инвест» агент сообщил мне, что в продаже имеются квартиры в 3-м корпусе, «однушки» идут от 3 млн, цена для московской квартиры скромная. И легко догадаться почему.

— Если квартиры действительно предназначены для переселенцев, а людей селить куда-то необходимо, чтобы сносить дома и строить новые, то те, кто купил квартиры в 3-м корпусе, могут не получить ничего, — продолжает Дмитрий.

Продаются квартиры и в 6-м построенном корпусе, но «двушка» стоит уже от 9 миллионов рублей.

— Когда я стал просить людей заявлять о своих договорах, мы быстро выяснили, что часть квартир продана два раза. Уголовное дело по факту двойных продаж возбуждено Следственной частью при УВД по ЦАО г. Москвы, — рассказывает Дмитрий.

Один из пострадавших, Сергей Макаров, решил вложить деньги в трехкомнатную квартиру в декабре 2005-го, когда его дочке исполнился год. Сколько можно жить в съемной? Через три года Сергей осознал, что 1-й корпус, в котором он купил квартиру, не будет построен в ближайшее время, и кинулся к инвестору с просьбой поменять купленную квартиру на другую в строящемся 2-м корпусе, пусть и с доплатой. Но оказалось, что свободных квартир во 2-м корпусе уже нет, и ему предложили купить «последнюю», большую по площади, в 6-м корпусе, который вот-вот начнет строиться. Сергей взял кредит (два миллиона) и переоформил договор. И вот радость — 6-й корпус стал подрастать этажами. А потом произошло действительно страшное: выяснилось, что на его квартиру претендует некая фирма, которая выкупила квартиры с 21-го по 23-й этаж у «ЭСК-М» с целью продажи другим физическим лицам.

Сейчас Сергей снимает квартиру и выплачивает кредиты. Его дочери уже десять лет. А в его ближайших планах — бесконечные суды.

— Самое интересное, что фирма не рассчитывалась с «ЭСК-М» реальными деньгами, а предъявляла векселя ровно на ту сумму, за которую квартира была продана другому покупателю, — рассказывает Сергей, — я уверен, что инвестор и фирма связаны между собой.

Сергей не единственный пострадавший от двойных продаж. Другой дольщик решил продать квартиру, когда понял, что дело — труба. Как же удивился еще один несчастный соинвестор, увидев в объявлении, что продается его квартира! Первый купил квартиру напрямую у инвестора, а второй — у той самой фирмы, которая претендует на квартиру Сергея Макарова.

ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ В НИКУДА

Дольщик Дмитрий не верит, что его 1-й корпус будет построен, потому что, как следует из ответа на письмо дольщиков бывшего и.о. мэра Москвы В.И. Ресина от 19.08.09 г.: «С площадки строительства не выведены три здания, находящиеся в частной собственности».

Такой вот мелкий фактик, обнаружившийся лишь в 2009 году…

Дом № 10 по Сходненской улице был продан с аукциона уже после того, как было принято решение о реконструкции микрорайона, — возмущается Дмитрий.

А между тем заместитель префекта СЗАО в своем официальном ответе дольщикам от 21.05.2007 пишет: «Предполагаемый срок ввода 1-го корпуса I квартал 2008 года».

В том же письме говорится о том, что уже отселены жильцы дома 14 по улице Сходненской, так как их дом попадает в пятно застройки. Жителей действительно отселили.

— Наше отселение в нарушение всех законов возложили на инвестора, — рассказывает Любовь Бурмистрова, — мы выезжали из старых квартир без заключения договоров социального найма, потому что нам отключили свет и воду, а под домом стали рыть котлован, мы боялись, что дом рухнет. Угрожали, что отправят нас в Кожухово. Кнутом и пряником выманили из старого дома. Нам с мужем дали однокомнатную квартиру на Митинской улице, 26. Каким-то чудом мне удалось прописать в новую квартиру мужа и дочь, сама я прописана по старому адресу, как и еще 30 семей. Через год мы узнали, что наша квартира (и квартиры других переселенцев) арестована банком «София», так как собственником квартиры является расселивший нас инвестор «ЭСК-М», срок залога закончился в 2008 году. Мы сидим на чемоданах уже шесть лет и ждем, что в любую минуту нас могут выгнать на улицу. В такой же ситуации оказались люди, отправленные в квартиры на улице Вилиса Лациса. Наше положение ужасно. У переселенцев рождаются дети, их не прописывают ни по старому адресу — ведь дом снесен, ни по новому — ведь квартиры под арестом. Мы пытались судиться, но каждый раз оказывается, что мы слишком слабо разбираемся в юридических тонкостях. То не так заявление составим, то не на того в суд подадим. Мы-то считали виновным компанию «ЭСК-М», а оказалось, что судиться надо с префектурой СЗАО, потому что именно по распоряжению бывшего префекта СЗАО № 873рп от 10.03.05 г. наше переселение было возложено на инвестора. Что нам делать? — спрашивает напоследок Любовь Юрьевна.

Она написала письмо Путину и приложила 14 ответов из разных московских структур, так и не решивших вопрос с несчастными переселенцами. 

Но возложить надежду на премьера — это еще не последняя стадия отчаяния. Сергей Макаров, пострадавший от двойной продажи, признался мне, что помочь ему может только Бог. Или чудо.

В несуществующем новом микрорайоне 11 становится все многолюднее, и наваливается какая-то тяжелая, давящая тоска. Словно это действительно какой-то параллельно существующий мир, в котором все события развиваются по законам психологического триллера.

ГОРЬКАЯ ДОЛЯ 

— Южное Тушино — как чистилище, — осторожно произносит Елена Ахметова, боясь, что ее, ракетного конструктора, человека науки, упрекнут в мистицизме, — на эту мысль меня навела повторяемость судеб дольщиков 11-го микрорайона. Какую историю ни возьмите — это история потерь.

Абсолютно счастлива Елена Ахметова была восемь лет и десять месяцев назад, когда в 39 лет родила своего единственного сына.

— Десятка по школе Апгар (быстрая система оценки состояния новорожденных. — Авт.), — говорит Елена. — Мне врачи запретили рожать, посоветовали разводить кошек.

Елена развела двух. А потом плюнула на запреты и родила.

Через полтора месяца выяснилось, что у ребенка редкое тяжелое заболевание — хроническая гранулематозная болезнь, при которой не вырабатываются иммунные клетки, и 80 процентов таких детей не доживают до года.

— Врач отказалась выписывать мне лекарства, сказала, что мой ребенок некурабельный.

— Неку… что?

— Ну, без шансов на выздоровление, не жилец, а лекарство, мол, нужно другим детям, у которых шансов выжить больше.

Но Елена решила, что рецепты на шансы выписывают в другом месте. Совсем скоро ее сыну будет десять.

Когда ребенку исполнилось два года, мужу Елены в наследство досталась малогабаритная квартира без балкона. Вот уж радость так радость и веселые размышления, что теперь делать: продать ее и имеющуюся однокомнатную и купить «двушку» или остаться в однокомнатной, а деньги вложить в «двушку» в новостройке в десяти минутах от метро? Да. Так и стали виртуальными жильцами 11-го микрорайона.

Осознав, что вместо квартиры они с мужем купили проблему, Елена на общественных началах стала координатором рабочей группы по вопросам обманутых дольщиков при фракции КПРФ Мосгордумы, потом помощником депутата (тоже на общественных началах, денег за это не платят). А теперь все силы бросила на создание общественных движений «Дольщики Москвы» и «Дольщики России». Елена подготовила аналитическую справку бывшему в то время председателем правительства РФ В.В. Путину, в которой со всей прямотой изложила, что только с ее рабочей группой сотрудничают представители инициативных групп 67 проблемных объектов Москвы, 32 объектов Подмосковья и еще 11 регионов России, имеющих те же трудности.

Рассказывая, Елена, что называется, травит анекдоты, и мы хохочем. Неунывающие люди — эти дольщики! Честное слово…

МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ БОЛЬШОЙ СТРОЙКИ

Пенсионер Семенов Юрий Михайлович, 1933 года рождения, больше известный среди дольщиков как «дедушка, живущий в гараже», продал свою прекрасную однокомнатную квартиру в Митине, чтобы помочь дочке. Схема покупателей была проста в отличие от схем продавцов. Вырученные деньги вкладывают в строящуюся двухкомнатную. Потом дочка с мужем и ребенком переезжают в «двушку», а дедушка — в их однокомнатную. И всем счастье. Во время строительства Юрий Михайлович жил на арендованной даче, а потом хозяин дачи задумал ремонт, и оказался Юрий Михайлович в кооперативном гараже. Где и живет по сей день вот уже девять лет.

— Гараж отапливается, но по нормам нежилого помещения. Так что зимой здесь +10, — рассказывает Юрий Михайлович, не причитает и не плачет, просто неохотно делится. — Гараж у меня на 6-м этаже, на первом — туалет и кран, а готовлю на электроплитке.

А когда-то Юрий Михайлович работал с первыми космонавтами, как инженер обслуживал оборудование для испытаний. И Гагарина видел, и Титова.

На старости лет и сам прославился. Стал героем телесюжета. Очень верил, что если покажут его по телевизору, то московские власти придут и дадут квартиру. Но никто не пришел пить чай, подогретый на плитке в гараже. 

Маленькие трагедии большой стройки сыплются и сыплются на меня, как из бездонного мешка.

Причем про каждую семью можно написать отдельную статью, выбивающую слезу почище, чем мексиканские сериалы. 

Наталья Мишукова жила с мужем и сыном в однокомнатной квартире в Тушине, потом решили не ждать милости от государства, а изыскать возможность доплаты, продать тесную «однушку» и вложиться в двухкомнатную квартиру в 4-м корпусе 11-го микрорайона. А сами временно переехали к маме Натальи в коммуналку. И живут там уже десятый год. Несмотря на все трудности, семья решилась на второго ребенка, девочке уже четыре с половиной года, сыну — 14 лет. А дома все нет.

— Надежды умирают, — говорит Наталья.

А сроки все переносятся. Постановлением Правительства Москвы от 15.09.2009 № 998-ПП «О дальнейшей реализации инвестиционного проекта застройки микрорайона 11 района Южное Тушино» был определен срок реализации инвестиционного проекта до 31.12.2012. Потом до 2014, .. до 31.12. 2015 года.

— Чтобы построить до конца 2015 года, надо вызывать старика Хоттабыча, — прямо сказал мне представитель нового технического заказчика злополучной стройки ГУП «Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов», попросив не называть имен, — через пять-шесть лет построим. Сейчас Правительство Москвы разрабатывает новую финансовую схему, чтобы изыскать деньги на строительство. Поступило ли нам финансирование, я сказать не могу, сейчас решается, какой корпус будет следующим. Может быть, 1-й, а может, 4-й.

Некоторые дольщики, устав слушать про все новые сроки строительства их квартир, обратились к экстрасенсам. И что тут удивительного? И к черту лысому пойдешь в такой ситуации. Обе ясновидящие объявили, что зрят только три дома (2-й построенный, 6-й недоделанный и 3-й начатый корпуса), а дальше — туман…

Автор : Илья Вильнов, специально для «Сила в Движении»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *