«Мы не узнаем Россию – с такой скоростью она может преобразиться!»

Людям уже мало хлеба и зрелищ

Сегодня у большинства граждан России интуитивно складывается ощущение, что в стране закончилась одна и началась другая историческая эпоха. Зримым водоразделом в этом смысле стали масштабные социальные протесты, стартовавшие в декабре после думских выборов. Так чем же вызвано наступление этой «эпохи перемен»?

Прежде всего кардинально изменилась социальная структура нашего общества, что проявилось в виде зарождения нового социального большинства. Если в 1990-е годы это большинство образовывали те, кому доходов не хватало даже на еду, а в 2000-е – люди, которым уже хватало на еду, но не хватало на хорошую одежду, то теперь социальное большинство создают россияне, которым пусть еще и не хватает на бытовую технику, но уже хватает и на еду, и на одежду. И должен признать: социальная политика нашего государства, которая мне не нравится своей ограниченностью, во время кризиса 2008–2009 годов способствовала их появлению.

Представители нового социального большинства – это люди, которые впервые за два десятилетия реформ вышли из парадигмы выживания. У них наконец-то появилось время задуматься о том, как устроен мир. И поскольку они больше не заняты вопросами физического выживания, то начинают предъявлять качественно новые запросы к государству, требуя, чтобы им объяснили суть происходящего. Эту суть им могут объяснить по-разному: могут – как Борис Немцов, а могут – как Михаил Леонтьев. Но людям жизненно необходима непротиворечивая картина мира, в которой государство не является их врагом. Им уже мало «хлеба и зрелищ» – им нужна справедливость.

К сожалению, наше государство, в котором за последние двадцать лет сменилось четыре поколения чиновников, как мне кажется, просто не поняло, о чем идет речь. Российские власти напоминают советскую номенклатуру образца конца 1980-х, которая говорила людям: «Ребята, войны нет, еда и одежда есть. И зачем вам кроссовки? Хватит с вас и кед!» И партийные боссы, пережившие Великую Отечественную войну, по ее критериям были правы. Но общество изменилось необратимо, а тогдашняя номенклатура умудрилась этого не заметить.

Аналогичная картина наблюдается и сегодня – фильмы о том, какого потребительского изобилия мы достигли, больше не оказывают магического воздействия на умы россиян. Ведь «образ будущего» всегда побеждает «образ прошлого», и если власть говорит: «Смотрите, как много я для вас сделала», то она уже терпит поражение.

Однако представители нового социального большинства ощутили себя гражданами совсем недавно – в 2010–2011 годах. Для них минувшие думские выборы были, на мой взгляд, первыми осознанными выборами в жизни, даже если они и до того бросали в урны бюллетени. В декабре 2011-го новое социальное большинство впервые осознанно пришло на избирательные участки исполнить свой гражданский долг – и тут его постигло удивление и разочарование… Разумеется, поначалу протестные манифестации «оседлали» либералы. Но к марту первая волна протестов пошла на спад, и следующая крупная демонстрация – майская – прошла уже под левыми лозунгами. Было забавно наблюдать, как Чирикова, Касьянов, Яшин и Немцов фотографировались под красными знаменами просто потому, что других на Якиманке больше не наблюдалось…

«Бобик» российской экономики сдох

Но перейдем от политики к экономике. В чем особенность нашей экономической модели? Вовсе не в том, что мы сосем нефть и безудержно ее продаем. Ничего подобного! Наша «особенная стать» заключается в том, что правящая тусовка уже много лет разворовывает советское наследство и легализует его как частную собственность на Западе. Пожалуй, в этом и состоит главное содержание последних 25 лет российской истории. Отсюда и проистекают такие «прелести», как незащищенность собственности, бегство капитала, отказ от модернизации, произвол монополий, кричащее имущественное неравенство, вымирание населения…

И вот в 2011 году коррупционная модель России дала очень серьезную трещину – экономика перестала реагировать на удорожание нефти.

Казалось бы, все прекрасно: бюджет захлебывается от денег – в нем без движения валяются 5,4 триллиона рублей, и это почти половина годовых доходов казны. Даже средние менеджеры в корпорациях получают бонусы, в которых стыдятся признаваться, а дети олигархов и члены семей чиновников, цитируя Гребенщикова, «сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть». В общем, выражаясь языком правящей тусовки, «всё в шоколаде».

Однако в 2011-м, впервые в новейшей истории России, резкое (почти на 40 процентов) повышение мировых цен на нефть не привело к ускорению экономического роста. Он как был в 2010-м, так и остался на уровне 4,3 процента. Это говорит о том, что наша экономическая модель выработала свой ресурс, и придворному ветеринару приходится с прискорбием констатировать: «Бобик нефтяной экономики сдох». «Бобик» этой рублевско-куршевельской экономики, который 25 лет бодро вилял хвостом, лаял на всех вокруг и тянул хозяина по всем заманчивым кустам, больше никогда не поднимется. И это ощущают все: и бизнесмены, и правящая тусовка, и нормальные люди.

Что же мы наблюдаем в реальности, данной нам в ощущениях? Несмотря на безумный приток денег в Россию, реальные доходы населения в 2011 году снизились. Нет, формально они выросли (на 0,8 процента), но если вычесть «золотую сотню» Forbes, то окажется, что все остальные россияне стали жить куда скромнее. То есть не успело новое социальное большинство привыкнуть к определенному уровню жизни, как снова приходит время затягивать пояса.

Стоит отметить, что минимальный экономический рост, позволяющий поддерживать социально-политическую стабильность в России, составляет 5,5 процента. Но в 2012 году, да и в последующие годы о таком показателе, судя по всему, останется только мечтать. Это значит, что серьезным «группам влияния» скоро просто не хватит денег и они передерутся друг с другом, дестабилизируя тем самым все общество.

При этом существенно, что «правящая тусовка» пытается сохранить доходы прежде всего за счет сворачивания ошметков социального государства. Не будет же она посягать на святое – коррупционные издержки!

Так что при сохранении нынешней государственной политики Россию, насколько можно судить, неминуемо ждет новая смута с утратой контроля государства над всеми важнейшими сферами жизни.

В сложившейся ситуации главе государства придется как минимум объявить политическую войну всем, кто не захочет или не сможет заниматься развитием страны. А это значит – президенту предстоит зачищать практически весь правящий класс и кардинально менять всю политическую систему. Но что же конкретно предстоит сделать российскому правителю, который твердо решит заняться развитием страны?

Первая мера – беспощадная война с коррупцией

Прежде всего необходимо искоренение системной коррупции. А для этого нужно сделать буквально несколько шагов, о которых – отдельно (см. «Пять шагов на пути к искоренению коррупции». – Прим. «НВ»).

Второе – это ограничение произвола монополий. Антимонопольная служба (ФАС) должна превратиться в «экономическое КГБ», которое может спросить у любой коммерческой структуры, из чего складывается цена ее продукции. По опыту Германии ФАС должна получить право при резком колебании цены сначала возвращать цену на прежний уровень и лишь потом расследовать причины ее изменения.

Третья необходимая мера – разумный, на уровне Евросоюза, протекционизм. Если почти все, что мы делаем руками, дороже, чем у китайцев, а половина из этого еще и хуже, чем у китайцев, то развитие страны невозможно при нынешней политике «дверей нараспашку». При этом, поскольку рыночные стимулы, в том числе к техническому прогрессу, у нас слабы, то нам придется эти стимулы поддерживать мерами постепенного повышения технологических стандартов.

Четвертая проблема, которую нужно решить, – проблема прожиточного минимума. Если в Конституции РФ написано, что государство гарантирует гражданам право на жизнь, то почему оно не гарантирует гражданам экономического выражения этого права? Причем для бюджета это обойдется не так и дорого – примерно 10 процентов от тех средств, которые сегодня валяются без движения.

Далее. Необходима нормализация налоговой системы – с тем, чтобы люди могли с чистой совестью платить налоги. Россия превращена либералами в офшорный рай для богатых, в то время как у бедняков и среднего класса налоговая нагрузка на фонд оплаты труда превышает 39 процентов. Введение прогрессивного налогообложения не просто назрело, а давно перезрело. При этом малый производящий бизнес можно вообще освободить от налогов, а обязательные социальные выплаты снизить до 15 процентов.

После того как все указанные шаги сделаны, можно будет приступить к модернизации инфраструктуры. Сейчас у нас в лучшем случае задействованы технологии 1960–1970-х годов, но если их заменить хотя бы технологиями 2000-х, то помимо колоссальной экономии мы очень быстро получим качественно новую страну.

С нашим народом любая вменяемая власть, если захочет, может в сжатые сроки решить все поставленные задачи и совершить подлинный «прорыв в будущее». Наше общество объединено здравым смыслом, то есть представлением о том, что нормально, а что нет, и это делает его сверхэффективным. Как только государство перейдет к работе над развитием этого общества, мы не узнаем Россию – с такой скоростью она преобразится!

по пунктам

Пять шагов на пути к искоренению коррупции (метод Михаила Делягина)

1. Воспользовавшись опытом Италии, надо полностью освободить взяткодателя, сотрудничающего со следствием, от уголовной ответственности. Этот шаг разрывает круговую поруку между жертвой коррупции и ее реальным организатором – чиновником.

2. По опыту США необходимо конфисковывать у семьи не сотрудничающего со следствием представителя организованной преступности (а коррупция во власти – это всегда мафия) все активы, включая добросовестно приобретенные, оставляя, грубо говоря, социальный минимум, достаточный лишь для очень скромной жизни.

3. Необходим перевод всей системы принятия решений в государстве, госкомпаниях и сотрудничающих с ними организациях на электронную систему принятия решений, которая качественно ускоряет управленческие процессы, а главное – позволяет контролировать чиновника незаметно для него.

4. Для освобождения из плена коррупции надо ввести принцип «презумпции виновности» при несовпадении официальных доходов и расходов в семьях чиновников и отменить срок давности для коррупционных преступлений.

5. Следует также установить, что осужденный за коррупционное преступление пожизненно лишается права занимать государственные должности, заниматься юридической деятельностью и избираться на выборные должности всех уровней.

 

Автор : Михаил Делягин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *