Началось??

Это сообщение, на самом деле — возможно, предвестник самого страшного, что у нас может быть в ближайшее время:

«В Калининграде произошел взрыв на ТЭЦ-1 — главном энергетическом предприятии города. Без тепла остались 25 тысяч человек. Сейчас следователи устанавливают причины аварии, унесшей жизнь работницы ТЭЦ»
http://www.gazeta.ru/social/2012/11/27/4869569.shtml

Есть такая вещь, как «инфраструктурный коллапс». Нас им пугают все последние лет 10. Суть проста: ни для кого не секрет, что большинство объектов гражданской инфраструктуры, те же ТЭЦ — у нас еще советского в основном производства, и большинство из них страшно изношены. Три года назад, помнится, называли цифру износа основных фондов в 83%. Сейчас уже, очевидно, много больше. Так вот: если какие-то узлы и механизмы давно уже прошли и два, и три гарантийных срока работы — когда-то они должны выйти из строя. Не могут не выйти — ведь ничто не в состоянии работать вечно, не так ли? 

Я-то знаю все эти вещи не просто как зевака, а как промышленный социолог. Пару лет назад я имел длительные структурированные беседы с сотнями — буквально — работников нескольких десятков ТЭЦ в крупных городах страны. Положение с износом везде (!) аховое. И, что я усвоил из бесед со специалистами — оборудование ТЭЦ будет не просто тихо и интеллигентно останавливаться; оно, скорее всего, будет взрываться.

Я все время допытывался у персонала — сколько они могут дать сроку более-менее безаварийной работы своим агрегатам, «если все будет идти так же, как сейчас»: год? два года? Может быть, 5 лет?» Люди улыбались (народ у нас добродушный) и отвечали неопределенно: «Да кто ж его знает! Может, и еще 5 лет продержится. А может, завтра рванет».

Знаю, что принципиально в обслуживании и в обновлении инфраструктурных объектов у нас ничего особо не изменилось. Оно просто и не может измениться «незаметно», так как для того, чтобы хотя бы просто заменить всё, что давно уже выработало все сроки, нужны инвестиции в сотни миллиардов долларов. Надо 20 трлн. не на оружие тратить, а на котлы с турбинами. А то воевать будет некому тем оружием — города в суровую зиму просто вымерзнут к чертовой матери.

И вот ТЭЦ в Калининграде рванула… Хорошо, если этим всё ограничится. 

«…в паровом котле резко увеличилось давление, а затем произошел гидроудар. Елена Соловьева погибла от ожогов паром высокой температуры». Температура пара при разрыве трубопровода или взрыве котла (а они, как правило, латаны-перелатаны) может достигать 600 градусов, давление пара достигает 500 атмосфер… Такие выбросы уже бывали на других станциях, но, по счастью, обходилось без жертв. На одной станции пар полностью снес две кирпичных стены, почти что пробив себе «дорогу» на улицу — такова сила удара.
Именно о перспективе попасть под такой «удар паром» мне рассказывали на многих станциях, как о самом своем тяжелом кошмаре. Поистине страшная смерть.

Автор : Алексей Рощин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *