«Не нужно предаваться иллюзиям…»

…Дмитрий Медведев заявил на совещании с вице-премьерами 9 ноября, что полеты из России в Египет в ближайшее время не возобновятся. «Не нужно предаваться иллюзиям, это не будет короткий период и, по всей вероятности, помимо возвращения наших граждан, для того чтобы обеспечить безопасность для отдыха в Египте, потребуется время…»

Говоря иначе — эвакуация граждан России предпринята не только потому, что получена какая-то неприятная информация о текущих событиях. Речь может идти о решениях, которые делают невозможной «обычную» прежнюю жизнь уже не в краткосрочной, а как минимум в среднесрочной перспективе.

Великобритания передала, и пресс-секретарь Путина Песков подтвердил, что в России получены материалы разведывательного характера, в которых изложена английская версия произошедшего. Американцы уточнили — теракт был произведен синайскими боевиками без согласования с центральными структурами Исламского государства. Для чего уточнение — понятно. Нам предлагают немножко повоевать, но чтобы сразу не испугались — повоевать не со всем ИГИЛ, а лишь с его автономным отделением на Синае.

Нас мягко подталкивают к операции возмездия — но ограниченной. Вместе с Египтом, который выглядит наиболее заинтересованным в том, чтобы урегулировать обстановку. Учитывая, что Запад более чем вероятно дирижировал действиями террористов (если вообще не был в числе главных заказчиков), то никакой имитации возмездия провести не получится — пока Россия и Египет по-полной программе не впишутся в войну на Синае, теракты могут продолжаться и далее.

То, что российское руководство не желает вписываться в предписанный ей сценарий, понятно. Видимо, поэтому и берется тайм-аут: ничего не предпринимаем, пока не эвакуируем. Нынешними темпами провести эвакуацию возможно недели за две. В этот период и придется принимать решение: действовать в качестве западных (и что особенно обидно, катарских) марионеток или потрепыхаться.

Ростуризм сообщает, что в Египте находится порядка 80 тысяч граждан России, которых эвакуируют в течение примерно месяца. Сам факт того, что объявлена эвакуация, говорит о том, что версия теракта хоть и непублично, но признается основной, однако вероятность повторения теракта в ближайшие дни оценивается не слишком высоко — поэтому и столь неспешная эвакуация. Плюс, видимо, есть и экономические соображения: турфирмы (особенно мелкие, специализирующиеся на перепродажах туров) и без того оказываются на грани банкротства, так как им придется возвращать деньги почти 200 тысячам купившим путевки, да и у авиаперевозчиков теперь образуется гигантская дыра — и все это в разгар идущего кризиса.

Однако все это не идет ни в какое сравнение с катастрофой, которую получил Египет. Туротрасль после революции 11 года и без того еле жива, сейчас она обрушится совсем. Синай, который и без того выглядит серой зоной, после краха южного побережья может окончательно превратиться в клоаку терроризма. Удар по Египту нанесен исключительно серьезный — настолько, что возникает вопрос: кого больше хотели наказать: Россию или Аль-Сиси?

Раз так, неизбежно возникает вопрос «кви продест». Будь речь только о России, желающих сделать заказ на теракт против именно российского самолета хоть отбавляй, да и причин предостаточно, хотя операция в Сирии выглядит наиболее логичной в качестве таковой. Но есть еще и Египет, и здесь количество заказчиков в этой системе уравнений существенно меньше.

Арабская весна выдвинула на первые роли в региональной политике Катар, который взял под свое крыло загнанную в подполье секту «братьев-мусульман». Именно они стали основной ударной силой в Египте, Ливии, Тунисе, да и в Сирии первые исламистские группировки первой фазы конфликта тоже густо были представлены именно «братьями-мусульманами». Крупнейшей группировкой военного крыла «братьев» была и остается «Лива аль-Таухид».

«Братья» стали инструментом Катара, а Катар стал инструментом Хиллари Клинтон, которая и является одним из творцов идеи переформатирования Ближнего Востока, используя «умеренных» исламистов, которые должны снести светские политические режимы, ориентированные на политических противников части политического истэблишмента США — противников курса Обамы-Клинтон времен первого срока нынешнего президента. Клинтон и ее команда не удержали под контролем обстановку, в противоход «братьям» в дело были введены радикальные салафитские и ваххабитские движения и группировки, которые и снесли «братьев» практически повсюду. В Египте салафиты блокировались с военными и фелюлями, и этот «нерушимый» блок совершил переворот в 13 году, в Сирии позиции «умеренных» серьезно потеснены боевиками Аль-Кайеды, представленными Джебхат ан-Нусрой, и Исламским государством. Катар, а вместе с ним и Клинтон, проиграли этот этап.

Однако это совершенно не означает, что история на этом заканчивается. Скорее, наоборот. Катарская знать, вышвырнув (правда, соблюдая минимальный набор приличий) прежнего эмира и поставив на царство его сына (сущую марионетку), сделала ставку на ИГИЛ — правда, с этой силой прямого контроля нет и быть не может. Слишком самостоятельная и серьезная организация саддамовской номенклатуры и прямых врагов Катара не может управляться им так, как управлялись маргинальные «братья», которые были бесконечно благодарны эмиру Аль-Тани и стоящему за его спиной клану Аль-Аттыйя. Если «Братья» были шестерками Катара, то Исламское государство — это в лучшем случае партнер, причем партнер во многих случаях старший. И поэтому Катар «зашел сбоку».

Группировка «Ансар Бейт аль-Макдис», действующая на Синае, является боевым крылом наиболее радикальной части египетских «братьев-мусульман». Убедившись, что ее будущее в Египте под руководством Сиси выглядит крайне бледно, руководители «аль-Макдис» и стоящий за ней Катар совершили умный ход — боевики год назад принесли присягу Исламскому государству, которое крайне заинтересовано в удаленных буферных территориях в ключевых точках региона. Синай и есть такая точка — один Суэцкий канал чего стоит. При этом «Бейт аль-Макдис» осталась практически самостоятельной в вопросах текущей тактики.

Удар по Египту — это удар в первую очередь по Саудовской Аравии, которая с трудом смогла выбить из него Катар и выиграть предыдущий раунд борьбы со своим конкурентом. Более, чем Катар, никто не может быть заинтересован в подрыве экономики Египта, которую теперь предстоит спасать саудитам, у которых и без того существенные бюджетные проблемы. Вот только сложность заключается в том, что за Катаром как стоял, так и стоит клан Клинтон и его союзников, а Клинтон — одна из наиболее вероятных претендентов на следующий президентский срок. И без того тяжелые отношения с США для Саудовской Аравии станут еще тяжелее, если саудиты рискнут впрямую ответить зарвавшемуся соседу.

Россия, как ни горько это будет сознавать нам, которые камлают на наше вставание с колен и могучесть, выразившиеся в заходе в регион Ближнего Востока неисчислимой звездной армадой числом в 50 летательных аппаратов, здесь сыграла роль собачки, которую просто пнули, чтобы создать проблемы совсем другого уровня для совсем других игроков. 200 погибших россиян стали лишь фоном, который заслоняет совсем другую историю с гораздо большими ставками.

Другой вопрос, что помимо колоссальных проблем для Египта в качестве побочного приза созданы неприятности и для Путина, которому теперь нужно как-то отмывать свой героический имидж борца с терроризмом, но при этом совершенно не способного защитить простых людей от терактов. Но Путин здесь — побочный, хотя и приятный эффект для заказчиков теракта. Это только в телевизоре Россия твердой поступью вломилась на Ближний Восток, в реальности она пока мало интересует региональных и мировых игроков — слишком незначительные возмущения производят ее галактические армады на происходящее в регионе.

Англичане торопят события. Назван наиболее вероятный организатор теракта с российским самолетом в Египте — лидер Ансар Бейт аль-Макдис Абу Усама аль-Масри. Правда, почему назван именно Абу Усама, если учесть, что реальным главарем бедуинской группировки является выходец из бедуинского синайского племени саварка Шади аль-Минеи, неизвестно, но пусть даже так.

Тактика Запада очевидна — раз Россия упорно не желает воевать с ИГИЛ, значит, нужно сделать так, чтобы не воевать с ИГИЛ было бы невозможно. Синайский вилайет Исламского государства, который убил две сотни российских граждан, нарушает все предыдущие стройные планы: придем в Сирию, по-быстренькому побомбим, посадим всех за переговоры, организуем на раз-два какой-нибудь новый Минск — и в дамки. Теперь по-быстренькому не получается — придется отвечать на удар. А про переговоры забывать.

Только вот не все так просто. Воевать на два фронта — ума много не надо, да его отродясь в современном Кремле и не было. Второй фронт никуда не делся, а наоборот — продолжает существовать. Сегодня весь день по «линии соприкосновения» от Старомихайловки до Горловки идут стрелковые бои. И пусть в телевизоре об этом ни слова, люди погибают уже третий день. Пока это не наступление ВСУ — да и будет ли оно — вопрос. Но угроза очевидна. Если еще вчера шла речь про то, что в результате ротации на передовой оказались не очень подконтрольные Порошенко боевики добробатов, то теперь, когда стрельба идет по всей линии фронта, говорить про неподконтрольных не получается.

Партнеры демонстрируют Путину: крючок — вот он. Либо будешь делать, что говорим — либо… В таких условиях самое мудрое, что может сделать Кремль — это начать еще одну войну. Третью. Чтобы уж наверняка. Скажем, с Талибаном в Средней Азии. А чего — с Каспия еще десять ракет запустим — и всех победим. Ага.

Ну, а пока в Москве соображают, что делать, а потому не предпринимают вообще ничего. По своей привычке — а вдруг все само собой уладится.

Великобритания готова объявить Россию в числе своих главных угроз. Это сделает премьер Кэмэрон 24 ноября, озвучивая угрозы безопасности стране, которые обновляются каждые пять лет.

При этом та же самая Великобритания готова оказать России помощь в поимке или ликвидации Абу Усамы аль-Масри, которого она же подозревает в совершении теракта против российского самолета.

Взаимоисключающими эти действия могут казаться лишь для нормального человека. Для англичан здесь все в полном порядке — именно так они всегда боролись со своими противниками — провоцируя и стравливая их. Даже если синайские бедуины-исламисты и стоят за терактом, то он очень удачно совпал с интересами и аравийских монархий, и наших западных партнеров.

Автор : Анатолий Несмиян 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *