Недвижимость и рабство

Борьба с ростовщичеством велась правительствами ещё в Древнем Риме, хотя и с переменным успехом. Скольких людей долги довели до рабства! Сколько восстаний из-за этого начиналось! Долговая кабала оказывается наиболее чувствительной для населения и эффективной для ростовщиков, когда долг связан с недвижимостью. В прошлые времена в залог отдавали крестьянскую землю, ныне чаще всего — квартиры среднего класса.

Проценты, которые требуют за кредит российские банки, являются типично ростовщическими. Недавно видел в метро рекламу: сто тысяч рублей всего под 3,4% в месяц. Всего! Делаю простейшее вычисление. Перемножим на 12, получим 40.8% годовых! Это же даже не каждый средневековый ростовщик на такое претендовал…
Ипотека

Проблема не в том, что ипотека из-за своей дороговизны становится недоступной части семей, а в том, что даже для тех, кому она доступна, ипотека становится инструментом порабощения, резко снижая мобильность работника на рынке труда. Например, он не может перейти на менее оплачиваемую, но более интересную работу, он становится заложником босса, смертельно боясь увольнения, он не будет конфликтовать с начальством и рисковать. В условиях кризиса, когда угроза увольнения усиливается, положение работника, взявшего кредит, становится просто трагическим. Одновременно между работниками усиливается расслоение: те, кто имеет собственные квартиры, приватизированные в советские времена, находятся в совершенно иных условиях, чем те, кто их не имеет.

Проблема обострилась настолько, что правительство официально ставит перед собой цель снижения  ипотечного процента. Из слов премьера, к сожалению, не совсем понятно, как это будет достигнуто. Пока наиболее реальным вариантом, который вырисовывается из опубликованных отчетов, является административное принуждение госкорпораций к субсидированию ипотеки. Не случайно Дмитрий Медведев обсуждал эту тему с руководителем ОАО РЖД Владимиром Якуниным.

Сценарий на самый надежный. Ту же цель мог бы достичь государственный ипотечный банк, который просто выдавал бы в массовом порядке кредиты на льготных условиях под те самые 5-7%, о которых упомянул премьер. Коммерческие и частные банки вынуждены были бы реагировать на эту конкуренцию снижая собственные ставки. Но пока о столь радикальном решении речь не идет.

Впрочем, даже само признание проблемы и постановка задачи являются уже шагом вперед. Будет ли задача решена нынешним правительством или этим займутся уже другие министры, пришедшие к власти на волне кризиса — вопрос открытый. Но с ростовщичеством надо бороться.

Автор : Борис Кагарлицкий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *