Нотариально заверенный обман

Российские суды захлестнула волна фальшивых договоров о продаже квартир и завещаний

В любые времена недвижимость привлекала внимание мошенников и аферистов. Способов «относительно честного» отъема квартир у населения изобрели уже десятки. Но нет предела изобретательности «черных» риэлторов.
Столичные юристы, в не меньшей мере и в регионах, бьют тревогу: Москву, особенно, захлестнула эпидемия подделок финансовых и правоустанавливающих документов. Как показал анализ судебной практики по имущественно-финансовым вопросам, в каждом четвертом деле экспертиза выявляет фальшивые договоры, завещания, расписки. Мошенники иной раз буквально охотятся за образцом почерка или подписью «клиента».


Как сообщил заместитель генерального директора агентства недвижимости «Триумфальная арка» Леонид Муравин, в группу риска входят, конечно, люди, обремененные вредными привычками – алкоголики и наркоманы, но, как показывает практика, не только они. Причем способы «освобождения» ненужного хозяина от «лишней» квартиры стали менее криминальными, но более изощренными. В отличие от практики девяностых годов, сегодня черные риэлторы редко прибегают к физической силе, угрозам или шантажу.


Уже несколько раз «Триумфальная арка» сталкивалась с новым способом обмана хозяина квартиры с помощью покупки небольшой доли жилплощади, Черные риэлторы поступают так: находят алкоголика, наркомана или просто безработного, нуждающегося, не вписанного в общественную жизнь человека, которому судьба подарила отдельную квартиру. Входят в доверие и уговаривают продать долю жилплощади – «всего лишь несколько метров, мы, разумеется, не будем Вас стеснять и тут жить, нам просто нужна регистрация в Москве». Наивный человек соглашается.


Далее мошенники не только имеют на руках полученные законным способом документы на долю, — они располагают образцом почерка хозяина, образцом подписи. Наше жилищное законодательство предоставляет право преимущественной покупки оставшихся долей в квартире любому владельцу любой доли, пусть даже «хозяин» имеет в своем распоряжении один метр. Как все гениальное, мошенничество совершалось просто: «благодетели» оформляли остаток квартиры на себя методом «липовой» купли-продажи, оформленной у «своего» нотариуса. Затем квартира немедленно продавалась добросовестному покупателю. Жертва обмана узнавала о том, что теперь стала бомжом, по факту появления на пороге нового собственника.


— Одному такому несчастному повезло: он чудом узнал о предстоящей «продаже» его единственной квартиры уже на той стадии, когда документы передавали в Регистрационную палату, и обратился к нам, — рассказывает Леонид Муравин, — Мы подняли все свои связи – и успели «завернуть» сделку в последний момент. Наш клиент не лишился единственной крыши над головой. Надеемся, что история послужила для человека хорошим уроком, и он пересмотрел свою жизнь, отказавшись от спиртного и излишней доверчивости. В противном случае, опасаюсь, потеря квартиры – просто вопрос времени.
А вот в двух других, но аналогичных случаях мы ничего не смогли сделать. Клиенты спохватились слишком поздно: сделка формально уже состоялась, и расторгнуть ее теперь может только суд.


Впрочем, благополучные граждане вполне становятся жертвами квартирных аферистов ничуть не меньше, чем граждане из группы риска. Адвокат Олег Сухов приводит в качестве типичного примера процесс, который недавно завершился в Тушинском районном суде города Москвы. Спор возник вокруг подозрительного завещания на трехкомнатную квартиру, которое было оформлено на сестру покойной хозяйки. Истцом выступала внучка наследодательницы. Адвоката смутила печать на завещании, суд назначил судебно-техническую экспертизу, которая ясно показало – документ поддельный.
— Оттиск печати нотариуса в завещании был выполнен штемпельной краской, содержащей растворитель глицерин, — поясняет технические нюансы Олег Сухов. — Время выполнения оттиска печати эксперты определили по характеру изменения в штрихах относительного содержания глицерина за определенный период. Выявленные нарушения при составлении завещания были признаны существенными. Суд пришел к выводу, что завещание при жизни наследодателя не составлялось и не отражает его волеизъявления, а потому признал документ недействительным.
По наблюдениям специалистов, около 60% «липовых» документов – грубая подделка, которую легко обнаружить опытным глазом. Достаточно придирчиво рассмотреть документ на предмет наличия признаков механического воздействия: смытых или вытравленных с помощью химреагентов записей, стертых либо допечатанных слов и цифр. Подчистки поверхностный слой бумаги, что легко выявляются с помощью лупы либо направленного под острым углом света настольной лампы. Допечатанные буквы, как правило, отличаются от оригинального текста цветом, неравномерным интервалом.


Особое внимание следует уделить подписи: подозрение должно вызвать замедленное, неестественное или разнонаправленное движение руки, утолщенные и сдвоенные штрихи, вдавленность контура подписи на лицевой стороне документа и выпуклость на оборотной, которые возникают, когда оригинал подписи копируют на просвет и обводят.
Основные признаки подделки печатей и штампов — несоответствие шрифта типографскому, различные интервалы между буквами и словами, коррекция отдельных знаков, неравномерное распределение красителя в штрихах, их расплывчатость, наличие в оттиске посторонних штрихов.


Иные 40% фальшивок – профессиональные подделки, которые не всегда может отличить от настоящих документов даже судебно-техническая экспертиза. Участнику сделки лучше еще до покупки выяснить такую несущественную, на первый взгляд, деталь: какой ручкой заполнены документы – гелевой, вечным пером или шариковой?
Если подпись выполнена шариковой ручкой и документу не более 2-3 лет, то установить в лабораторных условиях, в какой последовательности оформлялись бумаги и не проставлена ли подпись «задним числом», не составит труда. Секрет в том, что свойства компонентов красящего вещества шариковой ручки в течение этого времени изменяются.
Намного труднее определить срок изготовления подписи, выполненной гелевой ручкой, поскольку химические изменения красящего состава происходят в течение нескольких месяцев.
Установить возраст подписи, оставленной чернилами на водной основе, экспертиза чаще всего вовсе не в состоянии, так как вода испаряется за несколько минут.
Желательно следить, чтобы все документы были заполнены шариковой ручкой. Во многих агентствах недвижимости это уже давно стало одним из неписаных, но строго соблюдаемых правил.


К сожалению, современное государство с удивительным снисхождением относится к изготовителям фальшивых документов. Если в прежние века изготовителей подделок казнили или отправляли в длительную ссылку, сегодня большинство уголовных дел разваливаются, а обвинительные приговоры чаще всего сводятся к условным срокам.
А граждане несут все риски и, став жертвой мошенников, остаются со своей бедой один на один.

Автор : Надежда Семеновская.

Нотариально заверенный обман: Один комментарий

  1. А про застройщиков — воров в законе вообще говорить не приходится. они совершают кражи на сотни миллионов, рассматриваются следственными органами по статье о растрате, а о мошенничестве следаки, почему-то «забывают», воспринимая заявления потерпевших от мошеннических схем, как заявления о растрате. Ну а суды скашивают срок по статье о давности.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *