Новосибирск. Обманутые дольщики — «вечная» проблема

Первая волна обманутых соинвесторов строительства жилья прокатилась по России в 2003—2005 годах, хотя появляться они начали еще на заре свободного рынка начала девяностых. С тех бурных и буйных лет проблема только увеличивалась и набирала обороты, приобретя на сегодняшний момент масштабность общероссийской катастрофы. 

Обманутые дольщики долгостроев с 20-летней историей рассказали, как от отчаяния живут на стройке без тепла и канализации и готовы начать голодовку.

Минстрой области пообещал к концу года сдать долгострой, первый этаж которого был построен еще в 1990-х — его строительство продолжилось уже в новом веке, но люди так и не получили свои квартиры. Трое обманутых дольщиков в Новосибирске рассказали корреспонденту нашего издания, по чьей вине не строятся их дома и с чем им пришлось столкнуться, годами ожидая их сдачи.

Справка: По официальным данным, сейчас в Новосибирской области 52 долгостроя, по неофициальным их число на порядок больше. Самый масштабный долгострой — проект «Закаменский» (5 домов, около 1,5 тыс. дольщиков), самый старый — дом на ул. Ивлева, 160 (строительство с начала 1990-х). До конца года должны сдать 22 дома.

Артем, 26 лет, ЖК «Альпийский домик», ждет 2 года: «Говорить, что он (наш дом.) — 20-летний долгострой, некорректно. Дом был в проекте у одной из госорганизаций. Не стало этой организации — и дом просто бросили. Потом каким-то способом Начаров (Павел Начаров, директор застройщика, ЗАО «ИСК».) получил этот объект и начал строить. Как таковой дом строится 3 года.

Я стал инвестором в 2013 году. Рекламная кампания была мощнейшая плюс гарантия от риэлторской компании у меня была. Сдача должна была быть осенью 2013 года. Когда подходил срок сдачи, все еще было нормально, а как наступила зима, все остановилось. В том состоянии, в каком дом сейчас, он стоял 2 года. Застройщик говорил, что он достроен, — по факту он реально был достроен, но у застройщика появились проблемы с Госстройнадзором. В недоделки включались пол и потолок, отделка. Застройщик комментировал это так: пока Стройнадзор нам не подпишет, мы доделывать не будем, потому что в случае экспертизы пол и потолок придется вскрывать — зачем два раза одну работу делать? Потом стало известно, что у него нет денег, потому что он вывел порядка 40 млн руб — причина, как всегда банальна. Сказать прямо, что деньги украдены — это считается по нынешним продажным и беспринципным временам, некорректно. Вместо этого вам скажут: «Он испытывает финансовые трудности — соответственно доделать не на что».

Сейчас застройщик говорит, что мы еще 3 года не получим квартиры. У него, грубо говоря, свой взгляд на это, по другому он бы не был бизнесменом, а был бы таким же потерпевшим, как и мы: для него нет обманутых дольщиков, нет семей, которые живут на дачах. Плевал он на нас и на все наши проблемы. Ведь именно благодаря тому, что мы бомжи и отдали ему за его обещания все свои деньги, он так хорошо и живет. У меня был кредит, он погашен, но у 90 % дольщиков — ипотеки и маткапиталы.

То, что сейчас говорят представители власти, — что сейчас вот дом по суду введем и все будет окей, — то же самое можно было 2 года назад сделать, что ж вы терпели? Почему правоохранительные органы вроде завели уголовное дело, нам говорят, что состав преступления вроде бы имеется, но результата нет?

Подобные обещания мы слышим каждые 3–4 месяца. Он до конца года не введется. Хорошо, если бы к лету [это произошло]. Еще пара судов, митингов и, конечно же, голодовка — будет 100 %. Если бы еще обещание было четкое, но то, что сейчас происходит, — это пиар власти, это губернатор наш набирает очки».

Врут все поголовно, начиная от простого чиновника и заканчивая самим губернатором. При этом никто ни за что не отвечает. Откуда в такой ситуации появится конкретный результат. Государству до своих граждан нет никакого дела. Они для него лишние и интересны для него только тогда, когда с людей можно что-то получить. Взаимностью тут и не пахнет. Тебя государство желает ободрать, как липку, не предоставляя тебе ничего реального взамен: ни правовой защиты, ни социальных гарантий, ничего, что прописано в нашей Конституции, зато не скупится на обещания, которые никто не собирается выполнять.

Галина, 43 года, дом на Связистов, 154 (МЖСК «У озера»), ждет 9 лет: «Я купила квартиру в 2006 году. Была красивая очень реклама, квартира под ключ. Я из Бурятии приехала, и меня очень интересовал вопрос именно квартиры под ключ — на тот момент было мало таких объектов. Очень красивый был проект, и я на него, так сказать, повелась. У меня была сдача — III квартал 2007 года.

Никаких дополнительных соглашений не было, сроки переносили, но было какое-то движение на стройке, и было еще терпимо, пока мне не стало где жить. И я переехала сюда, на стройку.

В 2010 году Бобров (Александр Бобров, председатель кооператива.), тот, у кого я покупала квартиру, звонил всем, уведомлял, что приезжайте, оформляйте через суд незавершенное строительство. Это в то время очень пугало: как это, я покупала квартиру, а сейчас оформлю незавершенное строительство, вдруг мне потом никто ничего не достроит? Я приехала сюда с двумя детьми, никакой поддержки нет, финансов особых нет, делай что хочешь. Обращалась с жалобой в прокуратуру, в прокуратуре мне ответили: вы сами дураки, решайте проблемы свои сами, помощи никакой не будет. Вот такая вот у нас защита и помощь со стороны государства. За что же такому государству наши дети должны отдавать еще и долг, идя на службу в армию. Государство нам постоянно показывает на практике, что оно простым гражданам ничего не должно, а из нас делает постоянных должников у которых еще и долги с каждым годом растут все больше и больше. Скоро за воздух с нас брать станут. Газпром, говорят — народное достояние, а мечты почему-то сбываются только у его руководства.

Дом сдали 31 декабря прошлого года. Сегодня 12 ноября — никому квартиры не передали, так как Рощупкин (Андрей Рощупкин, директор застройщика, ООО «НСК «Авантаж»». ) не сделал документы в БТИ, не оформил кадастровый паспорт, не передает акты приема-передачи, тем более что у всех, конечно, претензии по квартирам.

До сих пор не работает канализация, нет постоянного электроснабжения, отвратительная протекающая кровля, не сделаны лоджии, нет горячей воды, территория не благоустроена.

Юристы подсказали подать иск об отмене ввода здания в эксплуатацию, потому что очень много недоделок. Этот иск подается в течение 3 месяцев со сдачи дома, но о том, что дом сдан, мы узнали в марте из письма президента — застройщик это утаивал. Следующее заседание у нас 5 ноября, но я уже боюсь отменять ввод в эксплуатацию, потому что дом никто не будет достраивать. Но если мы сейчас откажемся от этого иска, мы уже не сможем предъявить права мэрии и Рощупкину.

Я так думаю, был какой-то рейдерский захват. После того как сменился застройщик, у нас еще был живой кооператив. Поживя на стройке, я понимаю, что Рощупкин сделал все, чтобы обанкротить его. У нас с помощью Боброва были образованы ТСЖ, которые могли контролировать [стройку], принять дом и, например, настоять на том, чтобы застройщик устранил недостатки. Обанкротился кооператив — мы остались без прав. Сейчас у нас на территории на наших коммуникациях выстроен 10-этажный панельный дом — на этом месте по генплану должен быть клуб кооперативный, двухэтажное здание. Рощупкин врал, что он построит этот дом, а за счет продажи этого дома достроит нас. Когда я в марте проводила собрание, из 60 квартир [в нем] 54 или 56 принадлежали одному человеку, а мы остались недостроенными.

Я сомневаюсь, что нас кто-то достроит. Нас просто обворовали дважды. Только объединять людей, но люди просто устали».

Алексей, 56 лет, дом на Бориса Богаткова, 165/4, ждет 11 лет: «Строительство дома началось в 1998 году, первая очередь панельная, вторая — кирпичная. Основная масса квартир кирпичной секции была продана в период с 2001 по 2004 год. Инвестиционный договор мы заключили в феврале 2004 года. Выбирали квартиру по местоположению, кроме того, так как дом строили для военных, посчитали, что это будет надежное вложение и дом точно достроится. Мы тогда, даже поверить не могли, что нашему государству плевать даже на тех кто его защищает.

Изначально срок сдачи по договору был 2006 год. К концу 2006 года стало понятно, что вовремя дом не сдадут. Застройщик кормил обещаниями, с дольщиками были подписаны дополнительные соглашения о переносе срока сдачи дома на 2008 год.

В 2008 году застройщик сперва снял людей со второй секции, мотивировав это тем, что сначала необходимо достроить первую секцию, а потом уже вторую. А позже вообще вывезли кран, сославшись на то, что этот не подходит и нужен другой. В это же время началась процедура банкротства. Виноват, на наш взгляд, застройщик в лице руководителя Бориса Шапиркина: у этого человека как минимум 3 подобных объекта по городу. Но сам по себе он бы ничего этого сделать не смог, если бы не был уверен в своей безнаказанности, а за это уже отвечают государственные контролирующие органы.

Самое сложное — то, что нет никакой уверенности! Лишения в основном, конечно, финансовые: чтобы купить эту квартиру, продали старую. На время строительства надо было где-то жить, приходилось арендовать квартиру. Сейчас мы оформили ипотеку на новую квартиру.

В настоящее время по этому дому не решен вопрос с земельным участком. После регистрации объекта незавершенного строительства часть земельного участка была оформлена в собственность дольщиков. Другая часть осталась за РФ. Мы уже больше года не можем добиться от Росимущества подписания договора аренды или соглашения о порядке использования земельного участка, чтобы получить разрешение на строительство — без этого ни один подрядчик не хочет достраивать. В конце ноября очередное судебное слушание по этому вопросу. Если решится вопрос с землей — то надежда будет».

Автор : Лиза Пичугина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *