Новостройки в Москве и Подмосковье: щедрость застройщиков достигла пугающих размеров

Спрос на новостройки в столичном регионе поддерживают льготная ипотека, щедрые скидки от застройщиков и покупатели, мигрировавшие на первичный рынок со вторичного, где запредельные ставки по кредитам и неуступчивость продавцов не располагают к сделкам.

Впрочем, слишком большие скидки на первичном рынке покупателей тоже отпугивают, заставляя сомневаться в качестве предложения и/или надежности проекта.
Покупатели выбивают Москву…
Спрос на новостройки Москвы и Подмосковья, оживившийся в марте-апреле благодаря запуску программы субсидирования ставки, вновь прилично упал в мае, чуть ли не половина которого пришлась на праздники. В этом году традиционное сокращение продаж в связи с длительными каникулами усугубил кризис, из-за которого у многих риелторских компаний показатели снизились не только относительно апреля, но и по сравнению с маем прошлого года.

«Спрос на новостройки в мае находился на стабильном, но более низком уровне по сравнению с маем прошлого года, что было обусловлено длинными праздниками и общим состоянием экономики страны», — говорит Юлиан Гутман, директор департамента новостроек «ИНКОМ Недвижимость».

По данным компании «БЕСТ-Новострой», к июню покупательский интерес снизился примерно на 30% относительно начала года и мая 2014 г. «Несущественное» сокращение спроса из-за длительных каникул зафиксировали и в «МИЭЛЬ-Новостройках» на 18,1% по сравнению с апрелем. Впрочем, в годовом исчислении продажи у компании выросли – аж на 38%. Как это у них получилось, агенство не объясняет.

Est-a-Tet также фиксирует высокий потенциальный спрос на недвижимость в московском регионе. Количество звонков и обращений в компанию в мае увеличилось на 5,9% по сравнению с апрелем и оказалось в 1,3 раза выше, чем в аналогичный период 2014 г.

«Мы отмечаем большой интерес со стороны потенциальных покупателей, однако люди сомневаются в целесообразности покупки в данный период, поэтому реальный спрос непрерывно падает. Некоторые ждут пресловутого «дна» рынка, чтобы купить по минимальным ценам», — комментирует Алексей Оленев, заместитель директора департамента новостроек Est-a-Tet.

Об увеличении срока принятия решения покупателями говорит и гендиректор компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова. По ее словам, сейчас практически не приходят и не заключают сделку сразу – на принятие решения уходит от одного до трех месяцев и в большинстве случаев покупатель так и не решается совершить ее.

Судя по официальной статистике, наибольшим успехом у покупателей на рынке столичного региона пользуются именно московские новостройки. Управление Росреестра по Москве зарегистрировало в мае 1 554 договора долевого участия в строительстве жилья – почти на 25% меньше, чем в апреле, но все же чуть-чуть больше, чем в мае 2014 г., когда дела в экономики обстояли значительно лучше, чем сейчас.

При этом подмосковный рынок чувствует себя далеко не так хорошо. Если, например, количество сделок с новостройками в пределах старой Москвы в компании «Азбука Жилья» увеличилось в мае на 36,4% по сравнению с апрелем, в 1,3 раза – относительно «нулевого» декабря 2014 г. и в 2,7 раза – в годовом исчислении (май 2014 г.) (за этот год жилье подешевело в долларовом эквиваленте почти на 44%),то в границах Московской области продажи, наоборот, упали: на 34,5% по сравнению с апрелем, на 80,2% — по сравнению с декабрем 2014 г. и на 63,1% — относительно мая прошлого года.

По оценке АН «Century 21 Еврогруп Недвижимость», спрос на подмосковные новостройки в мае упал в два раза по сравнению с апрелем.

Риелторы ожидают снижения продаж на первичном рынке жилья вплоть до осени. «Это обусловлено, в первую очередь, большим объемом реализованного спроса в начале и конце прошлого года, спровоцированного девальвацией рубля и ослаблением макроэкономического положения страны в целом, а также ограниченностью платежеспособности потребителей», — поясняет специалист отдела консалтинга и аналитики компании «Азбука Жилья» Екатерина Артемова.

«Даже если не брать в расчет экономическую ситуацию в нашей стране, которая с каждым месяцем все печальней, то во все годы в период отпусков на рынке новостроек наблюдался заметный спад продаж», — добавляет Петр Машаров, генеральный директор АН «Century 21 Еврогруп Недвижимость», партнер КР»Мегаполис-Сервис».
…и недорогое жилье по программе льготной ипотеки
«Наибольший уровень спроса в мае наблюдался в массовом сегменте, как наиболее бюджетном. А вот в высокобюджетных проектах спрос ниже. Особенно это коснулось бизнес-класса. В этом сегменте предложение превышает спрос в два раза, кроме того, в отличие от эконом- и комфорткласса, максимальная сумма льготной ипотеки в 8 млн рублей значительно ограничивает спрос со стороны ипотечных покупателей, часть которых приобрели недвижимость в проектах массового сегмента. Что касается элитной недвижимости, то спрос в данном сегменте всегда был ограничен и не в кризисный период», — говорит Мария Литинецкая, чего же еще ожидать в кризис.

В компании «НДВ-Недвижимость» более 50% в общем объеме обращений приходится на однокомнатные квартиры – так как благодаря меньшей площади они дешевле, а в кризис для покупателя именно цена становится определяющим фактором, объясняет руководитель департамента аналитики и консалтинга компании Елизавета Гудзь.

Роман Попов, директор департамента стратегического консалтинга Kalinka Group, подтверждает данные коллег: «По нашим оценкам, спрос на премиальную жилую недвижимость (на первичном и вторичном рынках – прим. ред.) сократился в мае почти в два раза. По сравнению с предыдущим месяцем сделок по купле-продаже элитных квартир и апартаментов заключено на 45% меньше».

По данным Kalinka Group, продажи элитных новостроек в мае упали на 32,7% по сравнению с апрелем и на 20% в годовом исчислении.

«В этом году на рынке премиального жилья еще не вышли новые крупные проекты, которые могли бы аккумулировать на себе спрос. С начала текущего года на рынок вышел только один элитный проект», — объясняет Попов.

Зато предложение в сегментах относительно доступного жилья продолжает активно пополняться: по данным «ИРН-Консалтинг», в мае на рынок новостроек от Третьего транспортного кольца до МКАД вышел один новый проект и новые корпуса в уже реализуемых жилых комплексах эконом- и комфорткласса. В целом на эконом- и комфорткласс приходится уже примерно 70% первичного рынка Москвы.
Драйверы спроса
Важную роль государственного субсидирования ипотечных ставок в поддержании спроса на новостройки отмечают практически все участники рынка: на программу льготной ипотеки приходится до 90-100% всех ипотечных заявок в проектах массового сегмента.

Дополнительным источником спроса стал вторичный рынок, обеспечивший, по оценкам Юлия Гутмана, 25-27% покупателей.

Как писал ранее IRN.RU, на вторичном рынке нет льготной ипотеки, зато есть множество упрямых продавцов, не желающих снижать цены, в отличие от застройщиков, большинство из которых придерживаются сейчас очень гибкой маркетинговой стратегии. Поэтому многие покупатели, планировавшие приобрести готовое жилье на «вторичке», переориентируются на недавно сданные в эксплуатацию новостройки.

По этой же причине повышенным спросом пользуются квартиры в готовых домах, жилплощадь с отделкой — как в пределах МКАД, так и в Ближнем Подмосковье, отмечает Гутман. Покупателям, пришедшим со вторичного рынка, как правило, нужно побыстрее въехать в квартиру.

«Кроме того, поток инвестиций в недвижимость пришел от так называемых вкладчиков – тех, кто в сентябре прошлого года разместил свои свободные средства в банках с целью их сохранения. Сегодня они получают первые дивиденды от своих вложений и направляют их в приобретение жилья», — комментирует руководитель «ГВСУ-Риэлти» Татьяна Чернышова.
Скидки: слишком много хорошего
В период майских праздников многие девелоперы традиционного предлагали скидки ко Дню Победы. «Как правило, размер дисконта был приурочен к дате и составлял 9% вместо обычных 3-5% в массовом сегменте», — говорит Мария Литинецкая. По наблюдениям «Метриум Групп», число застройщиков, предоставляющих дисконт к майским праздникам, осталось примерно на уровне прошлого года. Однако сам размер скидки увеличился на 2-4%.

По оценкам риелторов и застройщиков, в настоящее время дисконт чаще всего не выходит за рамки 10-12%. Впрочем, размер скидки сильно зависит от ликвидности проекта и конкретных квартир, а также от маркетинговой стратегии девелопера и может составлять от 2-3% до 20-25%.

А вот стадия готовности проекта на уровень дисконта не влияет, по крайней мере в Москве. По словам Ирины Доброхотовой, небольшие скидки предлагаются и в московских новостройках с высокой степенью строительной готовности (2% в ЖК «Белый парк-2», 5% в ЖК «Кристал»), и в тех, где строительство только начато («Город на реке Тушино-2018» — до 3%).

Есть жилые комплексы, где скидки вообще отсутствуют — обычно те, где цена и без того очень привлекательна для покупателей. Впрочем, если прямых скидок нет, девелоперы предлагают клиентам различные инструменты, уменьшающие общую стоимость покупки – аккредитовывают свои ЖК по программам льготной и военной ипотеки в нескольких банках, работают с материнским капиталом и т.п., рассказывает Александр Зубец, генеральный директор ООО «Новые Ватутинки».

Некоторые застройщики вместо скидок дарят покупателю дорогие подарки, например, машино-место или отделку в квартиры, что сопоставимо со скидкой, равной 10% от бюджета квартиры, отмечает Екатерина Фонарева, коммерческий директор корпорации «Баркли». И/или снижают цены на свои сопутствующие услуги либо предоставляют их бесплатно, добавляет руководитель департамента аналитики и консалтинга компании «НДВ-Недвижимость» Елизавета Гудзь.

К проектам со скидками сильно выше среднерыночных риелторы советуют относится с осторожностью.

«В кризисное время застройщик, конечно, хочет стимулировать продажи скидками, но в любом случае на большие скидки надо обращать особое внимание, так как таким образом застройщик может просто пытаться избавиться от неликвидных квартир», — подчеркивает генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Софья Лебедева.

Серьезный демпинг может свидетельствовать о проблемах с проектом, добавляет Фонарева.

По словам Лебедевой, активно предлагаются скидки на квартиры невостребованных этажей (первый и последний), а также на определенный пул квартир, например, с неудачными планировками. С большими скидками могут продаваться менее удачные жилые комплексы, чем у конкурентов, например, дом может быть не очень удачно расположен, находится в экологически неблагоприятном месте. Еще одна причина для значительных дисконтов — непривлекательна схема продаж, например, договор ЖСК вместо ДДУ.

«Если при заключении договора ДДУ покупатель защищен теоритическ, заключении договора ЖСК, он все равно в некоторой степени рискует. Согласно договору ДДУ застройщик платит все налоги, а вот договор ЖСК позволяет эти налоги избежать, а, следовательно, сделать квартиру дешевле для конечного потребителя», — поясняет Лебедева.

Впрочем, значительные скидки могут предлагаться и в проектах без существенных недостатков, если, например, речь идет об очень больших жилых комплексах. Чтобы такие проекты оставались эффективным, застройщику нужно обеспечивать высокие темпы продаж, поясняет руководитель «ИРН-Консалтинг» Татьяна Калюжнова.

То, что невиданная щедрость застройщиков всегда серьезно мотивирована, понимают и сами покупатели. В результате к началу лета обозначилась тенденция, когда слишком высокие скидки и невероятные акции стали отпугивать клиентов, вызывая недоверие, отмечает директор департамента новостроек «ИНКОМ-Недвижимость» Юлиан Гутман. По его словам, наибольшим спросом стали пользоваться проекты, показавшие спокойную ценовую и акционную политику, ориентированную на удобство приобретения за счет нескольких вариантов рассрочки платежа и со стабильной средней скидкой около 3-5%.

Однако сворачивания скидочных акций риелторы в ближайшем будущем не прогнозируют. «С учетом того, что ситуация с объемом продаж не меняется в сторону улучшения, застройщики вынуждены сохранять такую практику (предоставления скидок – прим. ред.), по крайней мере, до традиционного осеннего оживления рынка новостроек. Во всяком случае, считаю, что в летний период скидки останутся и станут весомым аргументом привлечения потенциальных клиентов», — резюмирует генеральный директор АН «Century 21 Еврогруп Недвижимость» Петр Машаров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *