Обманутые дольщики… И государство

Еще раз о компенсационном фонде или, как лечить болезнь одними разговорами

После того, как в майские праздники обманутые дольщики по всей стране вышли на митинги, стало понятно, что они могут сильно осложнить политическую жизнь в предвыборный год. Готовность попиарится на протестных настроениях возмущенных дольщиков, выступив их «защитниками», выразили и Навальный, и КПРФ. И государство теперь как будто спешит обогнать оппозицию: Госдума в первом чтении приняла законопроект с правками к 214 Федеральному закону. Формально их принятие оправдывается интересами обманутых дольщиков. Однако уже обманутым закон не даст ничего, несмотря на обещания президента. Да и вообще складывается впечатление, что у авторов законопроекта совсем иные интересы.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что обманутые дольщики вложили в страхование строительства жилья 18 млрд рублей, но не получили ни квартир, ни денежных компенсаций от страховых компаний. «Нет ни одного страхового случая. Можно поинтересоваться, куда деньги ушли, собранные с населения? Эти 18 миллиардов!» — негодовал спикер. Правда ответ на исконный вопрос: Где деньги, Зин?, спикер так и не получил. Раз он не настаивал, то можно предположить, что ответа не ожидалось изначально. Зато был создан очередной информационный пузырь, который позволил на какое-то время подкинуть обманутым дольщикам новую тему для обсуждений.

Понятно, что ответ в Госдуме так и не прозвучал, хотя еще в ходе предварительных парламентских слушаний по законопроекту на аналогичное негодование представителей Минстроя директор департамента страхового рынка Центрального банка Российской Федерации Игорь Жук заявил, что ЦБ неизвестно о случаях отказа дольщикам в выплатах при наступлении страховых случаев.

Обязательное страхование гражданской ответственности застройщиков введено лишь 1 января 2014 года. Это значит, что застройщики, начавшие свои проекты до этой даты, ничего не страховали, а, следовательно, и интересы дольщиков остались незащищенными. Но с того времени прошло два с половиной года, а ни о каких выплатах никто слыхом не слыхивал.

По закону страховщики могут начать выплаты лишь после признания застройщика банкротом, что занимает время, Примечательно, что, когда страховщики просили упростить процедуры и сократить сроки в интересах дольщиков, их не услышали, а когда Минстрой попросил для себя — ему пошли навстречу. Зато о защите интересов этих самых дольщиков говорят чуть ли не с каждого утюга. Только вот какой казус получается: чем больше говорят, тем хуже больному становится. Понятное дело — болезнь оперативным вмешательством лечится. А от бормотаний и заговоров, как правило, болезные только ближе к Богу становились. Так и с обманутыми дольщиками происходит. Все о них говорят и Навальный с коммунистами, и Дума с депутатами да спикерами. Ничего не помогает. Растет проблема. Обманутых все больше и больше, а дела у них все хуже и хуже.

В версии наших законодателей все выглядит очень даже радужно. Надо только подождать. Учитывая, что с введения обязательного страхования ответственности застройщиков прошло всего два с половиной года, то не так уж много начатых за этот период проектов долевого строительства успели обанкротиться. А по тем проектам, которые прошли через суд и банкротство, страховые компании сейчас как раз готовятся к выплатам. Собранные страховыми компаниями 18 млрд рублей действительно пойдут на выплаты пострадавшим здесь дольщикам, как раз, чтобы они не стали обманутыми. Остается, как обычно, только подождать светлого будущего. А уж когда дождемся…

Что же до спикера и депутатов Госдумы, а также обманутых дольщиков, чьи дома начали строиться до того, как государство решило обязать застройщиков гарантировать свою ответственность, то они стали жертвой незнания законодательства и недобросовестной пропаганды, развернутой в СМИ накануне обсуждения законопроекта. Вот так вот! Виновных нет. Государство никому ничего не гарантирует. «Защита по 214-ФЗ» — это не более чем маркетинговый ход.

Не угодно ли обширную цитату? «Для применения средств пропаганды сначала выискиваются слабые места в моральном состоянии противника, так называемые психологические слабости. Все это тщательно изучается, оценивается, и в соответствии с выводами применяются различные приемы психологической войны, могущие принести наибольший эффект… используются факты, уже известные противнику, в которые он верит, для того, чтобы прикрыть ими истинные цели своей пропаганды. Рекомендуется учитывать культуру, стремления народа, его музыку, шутки, обычаи, а также в максимальной степени использовать художественные средства пропаганды, которые наиболее доступны для понимания и больше привлекают внимание противника

Замените «пропаганда» на «рекламная компания», «противник» на «потенциальный клиент долевой пирамиды» — и освежите в памяти призывы менеджеров в офисе продаж застройщика. Есть схожесть с трудами теоретиков психологической войны? Еще какая…

А посему напрашивается версия, что за трудами по созданию пирамид типа «ГК СУ-155», челябинского «Гринфлайта» или крупнейшего застройщика юга России «ВАНТа» и сотен пирамид поменьше стояли не какие-то ребята с улицы, ушлые частные предприниматели, на свой страх и риск решившие осчастливить наших граждан «доступным» жильем. Невозможно отделаться от впечатления, что из-за кулис очередной развалившейся долевой пирамиды торчат ушки наших олигархов, на защите интересов которых стоит наше государство. Что таким путем наши старые знакомые пытались перекачать в свой карман те денежки, что еще сохранились у Россиян после всех ухищрений Чубайса и Гайдара. И не только те, что граждане смогли собрать в стабильные нулевые, но и те которые они еще принесут в кризисные годы, повесив на себя ипотечное ярмо. А кстати, где денюжки? Ни у кого из застройщиков, попавших под следствие их не нашли!

Кстати, когда, защищая законопроект и компенсационный фонд, апеллируют к уже обманутым дольщикам — их снова обманывают. Авторы законопроекта уже четко дали понять — фонд не для них.

Отсутствие массовых выплат по застрахованным за это время объектам объясняется еще и тем, что число банкротств на рынке долевого строительства сократилось в разы, чему в значительной степени способствовала выстроенная система проверки и контроля застройщиков. Но это наверно происходило в другой России. В той где живут и продолжают жить наши чиновники манипулирующие цифрами и жонглирующие словами. Сухие цифры статистики подобным бодрым заявлениям противоречат полностью и не оставляют камня на камне от попыток власти уверить граждан, что уж в долевом строительстве все у нее под контролем.

В представлении наших законодателей эта система позволяет отсечь и недобросовестных, и несостоятельных застройщиков еще на стадии обсуждения проекта, оценивая который страховые компании принимают во внимание не только финансовые показатели строительных фирм, но и их репутацию, а также неофициальную информацию рынка, которая часто может рассказать больше, чем любой аудиторский отчет.

Примечательно, что по замыслу разработчиков нового законопроекта, защищаться будут только средства физических лиц. Участниками долевого строительства являются и юридические лица. Это также муниципалитеты, которые выполняют свои социальные обязательства, например, инвестируют средства в строительство квартир для детдомовцев, многодетных семей и т.д.

Их средства новый государственный фонд страховать не собирается.

Отметим, что предложения Минстроя вообще не проходили оценку регулирующего воздействия на рынок, а потому говорить об их последствиях просто невозможно. В законопроекте реализуется любимый министром принцип ручного управления. По оценке общественных организаций, для реализации предложений Минстроя потребуется около 10 подзаконных актов, которые дают раздолье бюрократическому произволу.

Многочисленные замечания о коррупциогенности законопроекта Минстрой просто проигнорировал, хотя разработчики не смогли ответить на вопрос даже о том, как будет оплачиваться работа сотрудников фонда. А их потребуется много, так как оценка риска нескольких тысяч застройщиков потребует усилий множества профессионалов, которых у фонда, кстати, нет.

Эксперты отмечают, что предложения Минстроя не улучшают ситуацию на рынке, а значительно ухудшают ее, делая жилье для большинства граждан недоступным.

Во-первых, методика выплат компенсаций еще не определена. Нет ответа на вопрос, как дольщики должны будут получать свои деньги из фонда в случае банкротства застройщиков. Будет ли фонд выплачивать им деньги или достраивать для них жилье. Во-вторых, не ясен и размер самого компенсационного фонда. Страховщиков упрекнули в том, что они собрали 18 млрд рублей, объем компенсационного фонда предварительно оценивается в ту же сумму. Вот только застрахованные риски при условии 1% отчислений от цены договора на участие в долевом строительстве оцениваются уже в триллионы. На этом фоне миллиарды просто смешны, реально их хватит на достройку всего пяти-шести многоквартирных домов. Страховщики и банкиры ведут тщательный отбор застройщиков, контролируют их, перестраховывают свои риски. Как будет подстраховывать себя государственный фонд, не имея системы отсева мошенников? И кто будет платить дольщикам, когда после первых двух-трех банкротств застройщиков, у него кончатся деньги? Финансовое сообщество готово поделиться существующими наработками в фильтрации застройщиков с государством и взять на себя функцию отбора строительных компаний на местах, не допустив возврата на рынок мошеннических схем. Но их опыт почему-то не востребован. Между тем, государственному фонду, даже если он захочет создать такую систему, потребуется на это несколько лет обучения специалистов, приобретения опыта, разработки методик. А все это время рынок будет зависеть от доброй воли чиновников и их права и возможности трактовать правительственные инструкции и установки, присваивая себе таким образом функции мегарегулятора.

До сих пор под подобное определение в стране подходил лишь Центробанк, создающий правила игры для финансовых организаций. Кажется, Минстрой хочет попробовать себя в такой роли по отношению к строительным компаниям. Вот только из принятого законопроекта неясно даже, как будет осуществляться отбор застройщиков для участия в работе компенсационного фонда.

Допускается изменение правил участия в фонде уже по ходу реализации проектов, что лишает застройщиков какой-либо стабильности на рынке.

По сути, планируется к построению механизм, который позволит как произвольно допускать (по так и непонятной цене), так и лишать застройщиков доступа к долевому финансированию, с волюнтаристским подходом к осуществлению банкротств застройщиков.

Все это может привести к ограничению доступа застройщиков к средствам граждан, что, несомненно, позволит заработать банковским организациям на предоставлении кредитов, но из-за увеличения стоимости финансирования неминуемо приведет к росту цен на жилье и уменьшению его доступности. Хотя это утверждение для падающего рынка, восстановление которого не просматривается в ближайшие лет пять, весьма спорно.

Фактически изменения в Федеральный закон 214-ФЗ находятся далеко за пределами дискуссии о роли финансовых институтов в долевом строительстве и также далеко от реальных интересов дольщиков. По сути, обсуждается идея создания монопольного мегарегулятора на рынке строительства аккумулирующего взносы застройщиков с неясной пока эффективностью и экономическими последствиями.

Основываясь лишь на самими же запущенном мифе о невыплаченных 18 миллиардах, чиновники подобный подход отрицают. А в результате декларируемая цель планируемых изменений в законодательство (защита дольщиков) если и будет достигнута, то еще очень нескоро. Скорее закроется целый сегмент Российской экономики — исчезнет само долевое строительство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *