ОБМАНУТЫЕ ДОЛЬЩИКИ — ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВА

 Еще в апреле 2011 года, отчитываясь перед Государственной Думой, председатель правительства В.В. Путин пообещал, что к концу 2012 года проблема обманутых дольщиков будет решена. Между тем, даже по данным независимых экспертов, на начало 2013 года продолжают оставаться без жилья не менее миллиона обманутых граждан.

Обманутые дольщики – это не просто проблема, которая топчет судьбы отдельных людей. Это символ сегодняшней системы – с одной стороны, высокие цены делают недоступным жилье, а с другой, власти обращают в пустоту свои же слова о ценности частной собственности.

По нашему мнению, главной причиной, из-за которой растет число обманутых дольщиков, является неконтролируемая коррупция в строительной сфере. Крайне слабо работают госструктуры, которые обязаны пресекать и наказывать недобросовестных строителей, заказчиков и подрядчиков, а также возмещать через иски утерянные средства дольщиков.

Больше всего обманутых дольщиков возмущает то, что чиновники, ставившие свои подписи под разрешениями на строительство «вечных котлованов», всегда избегают уголовного преследования. Органы внутренних дел привлекают к ответственности только косвенных участников, граждан, но не должностных лиц. Из дел изымаются ключевые документы, и этих лиц привлечь к ответственности невозможно.

Президент Путин в своё время отмечал, что обманутые дольщики появились в результате некачественно сформулированных решений на законодательном уровне. Если бы государство поставило заслон на пути жуликов и проходимцев, то тогда бы у них не было шанса обмануть людей, выманить у них деньги и ничего за эти деньги не делать. Это он говорил в апреле 2012 года.

5 сентября 2011 года президент Медведев подписал перечень поручений по вопросам защиты прав граждан, участвующих в долевом строительстве. Пунктом 1 предписывалось: правительству совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мероприятий по окончательному решению до конца 2012 года проблем граждан, участвующих в долевом строительстве, обязательства перед которыми не исполняются застройщиками, и определить источники финансирования этих мероприятий.

15 марта уже 2012 года на заседании Президиума Правительства России было подтверждено, что к концу 2012 года проблема с обманутыми дольщиками в основном будет решена.

Однако, несмотря на многочисленные бравурные заявления властей, проблема обманутых дольщиков жилья не решена до сих пор. Сотни тысяч семей годами борются за свои права, проводят митинги, голодовки, ведут бесконечную переписку и получают тонны отписок. Никаких гарантий того, что их проблемы будут решены Правительством России в 2013 году, как и в последующие годы, нет. Из отчётов субъектов следует, что из 62 субъектов Российской Федерации только руководители 19 чётко представляют план по полному завершению, в 43 регионах говорить о выполнении поручений президента не приходится. Но, к сожалению, в эти утверждения тоже верить не приходиться, потому что на сегодняшний момент обмен официальной информации и вера в официальную информацию, к сожалению, вызывает большие вопросы.

По нашему мнению, одной из причин неисполнения поручений Президента Владимира Путина, а иногда и создания условий якобы исполнения, но на самом деле отсутствие деятельности, является лукавая статистика.

Федеральные министерства и ведомства региональной власти замалчивают проблемы обманутых дольщиков, приукрашивают статистику путём деления граждан на федеральных, ведомственных, региональных, тех, кто лишился жилья в результате невыполнения инвестконтрактов, и те, кто лишился жилья в результате мошеннических действий.

Единый федеральный реестр обманутых дольщиков на сегодняшний момент отсутствует. Пробелы с законодательством.

Инвестиционно-строительный рынок  — это тоже финансовый рынок. Поэтому возникла ситуация, когда любая организация может без всякого контроля не понятно по каким правилам привлекать деньги граждан. Именно поэтому из-за отсутствия жесткого контроля  за участниками рынка инвестиций долевого строительства жилья и появились обманутые дольщики.

На федеральном уровне законодательно не определены понятия проблемных объектов долевого строительства и обманутых дольщиков, что позволяет чиновникам занижать статистику в десятки раз, скрывая реальную картину и масштаб накопившейся проблемы, несущей явную  угрозу социального взрыва.

Даже принятие регионального законодательства при несогласованной федеральной политике приводит к совершенно разным подходам и к определению проблемных объектов, и включению отдельных дольщиков в списки таковых.

Но есть и другие обстоятельства, к примеру, двойные продажи. Власти не защитили интересы граждан, пострадавших в результате так называемых двойных продаж. При этом не только не проработали возможный вариант защиты граждан, оказавшихся в подобных ситуациях, но и, более того, отказываются включать их в реестр обманутых дольщиков.

Аналогичная ситуация сложилась и в отношении жилых объектов, строительство которых не было начато, но денежные средства граждан привлекались на основании выданных, но впоследствии изменённых или расторгнутых распорядительных документов. Во многих регионах не рассматривают такие объекты как проблемные и не включают граждан в число пострадавших.

Отсутствие единообразного подхода как в определении понятия, так и в решении проблем обманутых дольщиков приводит к социальному напряжению со стороны пострадавших граждан, а в некоторых случаях к явной дискриминации отдельных категорий дольщиков, которых таковыми не признают и не включают в реестр.

Наконец источники финансирования мероприятий по решению проблемы обманутых дольщиков, они либо не определены на сегодняшний момент, либо не соответствуют возможностям и потребностям региона.

Таким образом, мы получаем ситуацию, когда создаётся искусственный социальный конфликт внутри региона без поддержки федерального центра. На сегодняшний момент совершенно чётко представляется, что без помощи федерального центра, без выделения денежных средств федерального бюджета невозможно решить проблемы обманутых дольщиков. 

На сегодняшний день правовое регулирование отношений, связанных с участием граждан в долевом строительстве, направлено в основном на предоставление в будущем дополнительных гарантий участникам долевого строительства объектов недвижимости. Вместе с тем, проблемы уже пострадавших граждан, которые внесли денежные средства, в том числе в результате реализации национального проекта «Жилье», проекта Министерства обороны «Земля в обмен на жилье» не находят окончательного решения. Чтобы устранить этот пробел в первую очередь необходимо, чтобы власть признала масштабы существующей проблемы и отказалась от своей статистики. Необходимо составить федеральный реестр обманутых участников долевого строительства, отражающий все проблемные объекты и включающий всех пострадавших лиц. Следует учитывать, что объектом долевого строительства для удовлетворения личных и семейных нужд, не связанных с увеличением прибыли, могут также выступать гаражи, стоянки, возведенные организацией-застройщиком на привлеченные средства граждан.

В законах, а также в нормативно-правовых актах исполнительных органов субъектов Федерации необходим единый подход в определении понятий: «обманутый дольщик», «недобросовестный застройщик-инвестор», «проблемный объект», а также в решении проблем самих дольщиков. Принцип: одному обманутому дольщику государственная помощь на одну квартиру или машино-место будет наиболее полно отвечать принципу социальной справедливости. Этот принцип должен быть отражен в рамочном федеральном законе «О государственных гарантиях оказания помощи участникам строительства, пострадавшим от недобросовестных застройщиков» подобно механизму предоставления государственных гарантий и сохранения банковских вкладов.

Защита жилищных прав обманутых дольщиков должна стать приоритетным направлением в прокурорской и правоохранительной деятельности, работе контрольных органов, а также предметом охраны государства.

Необходимо принять  федеральный закон о государственных гарантиях оказания помощи участникам строительства, пострадавшим от недобросовестных действий организаций-застройщиков, предусматривающий порядок введения федерального реестра дольщиков и проблемных объектов. Механизм предоставления государственных гарантий пострадавшим гражданам, механизм финансового контроля и ответственности застройщика за нецелевое использование денежных средств. Механизм поиска и возврата денежных средств дольщиков, похищенных недобросовестными застройщиками, а также снижение риска преднамеренного банкротства застройщиков.

Ни один проблемный объект  в  стране не появился без участия госструктур.

Нужна система, при которой и недобросовестные застройщики, и госчиновники почувствуют неотвратимость наказания. И тогда не будет никаких обманутых дольщиков, даже без изменения законодательства.

 

 Автор: Анна Криндач

 

ОБМАНУТЫЕ ДОЛЬЩИКИ — ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВА: Один комментарий

  1. «Ни один проблемный объект в стране не появился без участия госструктур.»- а ведь это действительно так. Земля и разрешения на строительство выдают они. Вы представляете эти члены (госструктур) в частности «инспекция государственного строительного надзора» даже выступают в судах против получения дольщиками прав на общедолевое имущество по 214-ФЗ — при полной оплате дольщиком цены договоров долевого участия, при банкротстве застройщиков-мошенников-растратчиков. Мало того сотрудники, ЕГРП отказывают в регистрации договоров долевого участия, а суды их поддерживают, по причине что договора не надо регистрировать, согласно 214-ФЗ, Т.К . ЗАКОН НА НИХ ЯКОБЫ НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ. Иначе как «ОПГ» ЭТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЗВАТЬ НЕТ СЛОВ. Такие группировки просочились как спрут во все ветви власти. Депутаты во главе с губернаторами городов ничего лучшего предложить не могут, кроме как выдавать ипотечные кредиты пострадавшим участникам долевого строительства, по их мнению это называется «помощь». Нас грабят как овец, причем, желают содрать с одной «овцы» три шкуры. Нам подсовывают дурацкие законы, за которые дольщики пытаются схватится, но как оказывается на практике, это соломинка для утопающего в море слона.
    А как для нашего президента 25.04.2013г. задавали вопросы в «прямом» эфире дольщики и какие на них получали мы ответы, еще раз подтверждает причастность госструктур к долевому участию. Кто решал на какие вопросы президент будет отвечать, а какие можно и не озвучивать.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *