Подмосковье. Обманутые дольщики МК Групп и их незаконный город

В Подмосковье поставили на поток строительство фальшивых многоквартирных домов. Сотни людей вместо обещанных квартир уже получили кривые холодные коробки без воды, света и документов. У некоторых на руках решение о сносе. Но беспрецедентно низкая цена делает свое дело, привлекая все новых и новых жертв. 

Схема, когда многоквартирник возводят на не предназначенных для этого землях под видом индивидуального дома с несколькими десятками собственников продолжает успешно работать. Самый большой строящийся таким образом объект — «Аусбург», огромный поселок на землях сельскохозяйственного назначения на Дмитровском шоссе, которое застройщик именует городом. «Город» сейчас активно рекламируют по радио, в метро и на билбордах вдоль дорог, но обманутые дольщики в нем уже давно есть.

Главгосстройнадзор по Московской области бьет тревогу: в Подмосковье как грибы после дождя растут многоквартирные дома, построенные без единого разрешения и даже без проекта. Причем пенобетонные уродцы появляются в хороших стародачных поселках при полном бессилии соседей и властей. Инспекторы только сейчас опомнились, когда сомнительных домов насчитывается больше 200, а счет пострадавшим дольщикам идет на многие сотни, если не тысячи. Хотя первые жертвы подобных проектов появились еще зимой 2008-го.

НЕСНОСНЫЙ САМОСТРОЙ

Это начиналось в 2007 году, когда некий Олег Швырев вместе с партнерами выкупил старые дачи сразу в нескольких подмосковных поселках. В Одинцове, Мамонове, Баковке, Немчиновке, Балашихе — всего и не перечислить. Когда ветхие домики сломали, а на участках появились гастарбайтеры, никто особенно не удивился — в области в предкризисные годы много чего строили. Но вот из земли выросли громады из пенобетонных блоков, занимающие все место от забора и до забора. А покупатели валом повалили выбирать квартиры — 20-метровая “однушка” здесь стоила всего 600 тысяч рублей. Соседи пришли в ужас и побежали жаловаться в администрацию, но было уже поздно.

Оказалось, что снести самострой не так просто, как кажется. Дачная амнистия позволяет построить индивидуальный дом без архитектурного проекта и оформить его в собственность, не спрашивая разрешения у госструктур. Казалось бы, при чем здесь многоквартирные новостройки? Но, как выяснилось, четкого определения индивидуального жилого дома в законе нет. Поэтому здания (с коридорной планировкой, разделенные на явные квартиры с санузлом и кухней каждая) можно зарегистрировать как индивидуальные жилые дома с 20-30 собственниками. А квартиры при этом считаются долями дома. Такая вот дыра в законодательстве, которая стала ноу-хау для Швырева.

“Мы пытались снести эти дома в судебном порядке, но проиграли, — констатирует главный архитектор Красногорского района Маргарита Фалькова. — Дело в том, что самовольной постройкой является постройка на землях иной категории. В данном случае категория подходящая — земли населенных пунктов, но вид разрешенного использования другой. Очень трудно это различие использовать”.

В Главгосстройнадзоре по Московской области считают швыревские дома совершенно незаконными. Но ответить, как будет вестись борьба с самостроем, в этом ведомстве не смогли. Индивидуальные дома вне их компетенции. А если этажей меньше трех, то и обязательную стройэкспертизу провести нельзя. Даже оштрафовать никого толком не получается — собственность на участок сразу оформляется в долях на покупателей квартир, и в юридическом плане все выглядит так, будто строят они сами. А штрафы у нас за одни и те же нарушения для граждан в разы ниже, чем для застройщиков. Занятно, что сам г-н Швырев по одним объектам значится как дольщик, по другим числится исключительно строителем-подрядчиком.

КАША ИЗ ТОПОРА

Но если власти и соседи в проигрыше, это еще не значит, что в выигрыше дольщики. Получив с покупателей “квартир” деньги и отдав им в обмен свидетельства о собственности на доли, Олег Евгеньевич обычно переставал отвечать на звонки и вообще подавать признаки жизни. Для дольщиков же все только начиналось.

“Швыревские дома — это как каша из топора. Чтобы действительно в них жить, нужно потратить очень много денег. Стоимость нашей “коробки” — примерно 13-14 млн. А нам надо вложить в нее около 21 млн”, — констатирует Григорий Нечаев. Он и его товарищи по несчастью сумели объединиться и худо-бедно приспособить для жилья свой дом в Красногорске, на Черневской улице. У них даже прописка есть. Стоило это неимоверного труда.

“Переделывать пришлось очень много, поскольку Швырев нарушил все, что только можно нарушить. Нет несущих конструкций, и это при строительстве из пенобетона. Отвратительно сделана крыша. Малюсенькие окна не соответствуют нормам инсоляции. Сайдинг самый дешевый, еще этакого депрессивно-серого цвета, на него скидки, наверное, были, — перечисляет Григорий. — Впрочем, все относительно. Я думал, что наш дом ужасен, но в Одинцове есть квартиры вообще без окон”.

Дома, похоже, строились без расчета на то, что кто-то будет в них жить. Стены тех из них, что я видел в Немчиновке и Баковке, получились кривыми, с продуваемыми щелями. Канализационные трубы вообще оказались муляжом — они просто уходили в бетон. С отоплением то же самое — лишь для виду были повешены китайские трубы для холодной воды. А вентиляции не было даже в проекте.

“Мне потом рассказали, как все это строилось, — вспоминает Григорий. — Один из домов оказался на газовой магистрали. Таджики стали копать и обнаружили трубу. Швырев распорядился: заложите палетами и залейте бетоном. Они так и сделали. Ну а чтобы не тратить ценные стройматериалы, собрали по огородам весь возможный мусор: холодильники, телевизоры, пачки макулатуры. Чего там только нет!”

Самое же главное, чего не получили жильцы, — это центральные коммуникации. Каждому дому были обещаны газ, свет, вода и канализация. А в итоге ничего этого не оказалось. Ладно хоть жильцам Черневской улицы повезло — у них до ближайшей новостройки 250 метров, поэтому подключить газ с электричеством по коммерческим тарифам они смогли. С водой и канализацией вопрос пока решается, а в ближайшее время обитатели дома готовятся пользоваться выгребными ямами. Каждый из жильцов уже сдал на коммуникации по 205 тысяч рублей. Плюс небольшую сумму удалось получить от застройщика — в обмен на отказ от претензий.

По остальным домам ситуация менее радостная.

“В частном секторе необходимые мощности по всем видам коммуникаций отсутствуют, — убеждена Маргарита Фалькова. — Во многих частях Красногорского района электричество ограничено 10 кВт на дом, а центральной канализации нет вообще”.

СУД ДА ДЕЛО

Впрочем, в одном месте, в Одинцове, местные власти победили. По огромному дому №8 на улице Верхнее Отрадное уже принято решение о сносе. По иску одинцовского городского прокурора.

“Это был очень сложный процесс, который непрерывно длился недели две, — рассказали в юруправлении одинцовской городской администрации. — Были опрошены и Роспотребнадзор, и мы в качестве третьих лиц”.

По домам 9 и 20 на том же Верхнем Отрадном процессы уже идут.

Особенно интересна позиция самого Олега Швырева: “Раз кому-то из жителей мешает, я уберу. Даже обжаловать не стал. Люди могут делать с этим участком что захотят — они же его собственники. Вся ответственность на них. Я просто исполнитель”.

Формально он действительно проходит как исполнитель и частное лицо. Что, впрочем, не мешает обманутым дольщикам отсуживать у Олега Евгеньевича деньги. Так, Гагаринский суд города Москвы обязал г-на Швырева вернуть 886 тысяч рублей Оганесу Мартиросяну за недостроенный дом в Одинцовском районе. А некоему Глебу Петрову Олег Евгеньевич отдал 2,5 млн рублей по мировому соглашению.

Только вот до суда доходят очень немногие. Одни верят, что Швырев их дома все-таки достроит. А вторые поступают совсем уж подло — пытаются перепродать свои доли. Если открыть любую доску объявлений по недвижимости, можно найти десятки таких предложений. Квартиры по 20, 40, 60 метров и по смешным ценам — это все швыревские.

НОВЫЙ РАЗМАХ

Сам Швырев продолжает в том же духе. Его новая фирма называется “Малоэтажный квартал” и реализует два подобных проекта.

Первый — по Калужскому шоссе в поселке Газопровод. Здесь все как обычно: участок в стародачном поселке и договоры на физических лиц. Только размах другой: на площади чуть меньше 13 соток планируется построить 13 полноценных домов и еще одно странное треугольное здание, чтобы угол не пропадал.

В офисе “Малоэтажного квартала”, куда я пришел под видом покупателя, мне объяснили, что придется вступить в домостроительный кооператив. А также заключить инвестиционный договор с неким “генеральным инвестором”, тоже частным лицом. На вопрос об инженерных коммуникациях ответили туманно. Зато в архитектурном отделе Ленинского района, к которому относится пресловутый Газопровод, мне твердо сказали, что никаких разрешений на строительство там не давали и что будут разбираться.

Но все это меркнет в сравнении с другим швыревским проектом — Олег Евгеньевич замахнулся на градостроительство. Все Дмитровское шоссе увешано предложениями купить жилье в “немецком городе Аусбург” — так импозантно называется новый поселок “Малоэтажного квартала”. Помимо традиционных 20-метровых квартир (на этот раз — всего по 450 тысяч за штуку) гражданам предлагаются коттеджи за 1,5 млн и таунхаусы за 900 тысяч, которые активно рекламируют по радио. 900 тысяч — это цена без коммуникаций. Но с коммуникациями, судя по всему, и не получится, ведь строится “город будущего” на бывших совхозных полях возле Богом забытой деревни Ульянки.

“Возможности подвести туда воду и канализацию нет, да и запросов к нам не поступало”, — сообщил мне Владислав Юдин, директор фирмы “Эко-Жилком”, которой принадлежат водопроводные сети в этом районе. Тут же из своего кабинета он набрал телефон коллеги из местных энергосетей и получил ответ: да, технические условия на электричество в Ульянках запрашивали — на 100 кВт.

Немного выходит для более чем 400 домов и нескольких сотен квартир. Стоит ли говорить, что в архитектурном управлении Дмитровского района никаких разрешений на строительство не давали. Bсе это к тому же на земле сельскохозяйственного назначения. То есть о прописке будущим “горожанам” стоит забыть прямо сейчас.

Ну а то, что на сайте “города” висит баннер Национального агентства по малоэтажному и коттеджному строительству, вообще ничего не значит. Как объяснили “МН” в НАМИКС, со Швыревым там, конечно, сотрудничают, но никаких гарантий не дают. И если проект провалится, достраивать его за счет государства никто не собирается.

Зато застройщик не скупится на обещания. На сайте проекта анонсировано такое количество социальной инфраструктуры (магазинов, закусочных, тренажерных залов и т.п.), которого даже в больших и дорогих коттеджных поселках не бывает. В числе прочего — совсем уж невидаль. Приведем абзац без изменений. “Для создания высокооплачиваемых рабочих мест в наукоемких областях и привлечения молодежи в Аусбурге будут строиться: Центр экологии и альтернативной энергетики ТЕСЛА, Центр прогрессивного омоложения и программируемого клеточного старения ГЕНОМ, Химико-технологический центр МЕНДЕЛЕЕВ, Центр программирования ВИНЕР и медицинский центр АВИЦЕННА. Работникам этих центров жилье будет предоставляться с 30%-ной скидкой, а ведущим специалистам — бесплатно”.

Понятное дело, что человек, воспринимающий этот пассаж всерьез, вряд ли способен серьезно проверить документы и отстаивать свои интересы в суде. В общем, для Швырева клиент идеальный.

Главный нынешний проект Олега Швырева «Аусбург» — сотни коттеджей, таунхаусов и традиционных квартир в полулегальных многоквартирных домах. Строится он возле деревни Ульянки на бывших колхозных полях агрофирмы «Борец». Разрешения на строительство там нет.

«Больше года назад мы направили предписание предоставить нам разрешение на строительство возле Ульянок. Документы нам так и не предоставили, — рассказывает главный архитектор Дмитровского района Владимир Блинов. — По моим сведениям этим объектом сейчас интересуется прокуратура.»

Договоренностей с инженерными сетями тоже не имеется.

«У нас вообще в деревнях не очень хорошо с электричеством, мощностей не хватает», — признались в местной Кузяевской сельской администрации. Сюда активно жалуются жители Ульянок. На грузовики, разбившие деревенскую дорогу и на пристающих к девушкам гастарбайтеров, что вообще-то характерно для любой стройки. Что не характерно, так это то, что строители вычерпали чуть ли не всю воду из деревенских колодцев. То есть собственной скважины в «Аусбурге» так и не пробурили и, видимо, не собираются.

Есть и первые жертвы. Например, Люся Щекотова с дочерью Анной купили в «Аусбурге» коттедж. Вместо дома пока одни обещания.

Заплатили 1,4 млн. за шесть соток и «дом» на 120 квадратных метров. Деньги отдали прямо в офисе, без просмотра. Менеджер, конечно, говорил, что там уже все почти готово. Заплатили за дом в июле, а в августе все-таки отправились смотреть.

«Приехали, а там все точно также, как на фотографиях с открытия чуть ли не годовалой давности и ничего не строится толком, — вспоминает Люся. — Тут я сразу поняла: кидалово. Мы-то, дураки, начали уже баню для нового дома присматривать… Поняв что к чему, потребовали деньги назад, но менеджер ответил, что деньги они не возвращают. Потом согласился-таки отдать 90 с чем-то тысяч, несколько месяцев это тянулось. Больше пока не отдают, просят, чтобы мы им договоры отдали. Нони ведь нам тогда вообще ничего не вернут».

Ирина Мельникова из Железногорска, покупательница таунхауса в «Аусбурге», тоже довольно быстро заметила неладное.

Я приехала посмотреть на стройку и обнаружила, что в моем строящемся доме не заложено возможности для подведения канализации, — рассказывает Ирина. — Кроме того, в щели между пеноблоками можно засунуть ветку сантиметрового диаметра».

К счастью, Ирина с мужем к тому моменту успели заплатить только самые первые 102 тысячи рублей. Поняв, что дома не будет, супруги попытались вернуть деньги, но получили назад только половину суммы. Но женщина готова бороться до конца и собирается идти в суд.

Екатерина Какостикова польстилась в «Аусбурге» на 60-метровую квартиру. 31 августа 2010 года, они с мужем подписали договор и залезли в долги, чтобы внести первый взнос. Потом еще каждый месяц чуть-ли не всю зарплату отдавали. По договору застройщик обязан был все сделать за год.

Окончательно надежды рассеялись через два года в сентябре, когда супруги отправились в «Аусбург» и обнаружили вместо своего дома только фундамент.

Покупательница отправилась за разъяснениями к застройщику. «Мне объяснили, что наш дом не строится, потому что спроса на квартиры нет, — возмущается Екатерина. — Я спросила, а почему мне не сообщили, я ведь им деньги аккуратно перечисляла. Мне ответили, что менеджер Артем, работавший со мной, уволился и мои контакты там потеряли. Каково же было мое удивление, когда, приехав в офис, я увидела там Артема. Вобщем, вранье на каждом шагу».

Вместо возврата денег покупательнице предложили увеличить жилплощадь. Тут уж у женщины последние сомнения отпали, поскольку 20 квадратных метров в Подмосковье просто так не дарят.

Звоню для проверки в  «Малоэтажный квартал».

«Нет, квартир в «Аусбурге» больше нет, там был только один маленький дом в проекте, в нем уже все продано», — нагло врет девушка на том конце провода. Врет, потому что изначально покупателям обещали несколько многоквартирных домов, а квартир больше сотни. Да и как-то противоречит все это версии с непопулярными квартирами.

Проблема в том, что договор у Екатерины не с «MK — Group», а с сотрудником компании Дмитрием Антаковым, поименованным в договоре «генеральным инвестором». Прописан Дмитрий Анатольевич на Камчатке, в поселке Термальный, так что судится с ним по месту жительства проблематично. У Люси Щекотовой и Ирины Мельниковой тоже договоры не с застройщиком, а с неким кооперативом во главе с председателем Валерием Садовым. В случае чего — все претензии к Валерию, двухметровому бритому наголо приезжему из города Калуги.

ЛОВУШКА ДЛЯ МЕЧТАТЕЛЕЙ

В общем, хлипко все с юридической точки зрения. Почему же тогда люди поверили?

Первый секрет, конечно, дешевизна. И дело тут не в жадности ( хотя есть и горе-инвесторы, решившие заработать на стройке, но их исчезающе малое число).

Просто большинство из покупателей, ничего другого себе позволить все равно не могут.

Во-вторых, пропаганда. Что уж говорить, немалая вина лежит на самих журналистах. Например, одна приличная вроде бы радиостанция активно крутит рекламу «Аусбурга» и периодически приглашает в студию Олега Швырева порассуждать об актуальных проблемах рынка недвижимости. Свою лепту внесли малограмотные журналисты-новостники, которые не задумываясь, использовали подозрительные цены «Аусбурга» в своих рейтингах и сводках. «Малоэтажный квартал», таким образом, приобрел образ нормальной строительной компании, которая давно строит и о которой пишет солидная пресса. Как тут усомнишься?.. Хотя никогда нормальной компанией она не была.

Ну и в-третьих, яркий образ счастливого города будущего с баварским не фильтрованным пивом и фахверковыми домиками. В рекламных проспектах застройщики, похоже, черпали вдохновение из речи Остапа Бендера о Нью-Васюках. Вот только размах у современных деловых людей в разы побольше чем у гражданина Бендера. Ведь им в помощь работает сама система, готовая поддержать кого угодно, если это сулит очередной куш. Будущим жителям обещали «собственные торговые центры с большим количеством магазинов различного назначения: одежда, обувь, спорттовары, подарки, все для дома и уюта, а также продуктовые и хозяйственные супермаркеты, комфортную гостиницу европейского уровня и даже Центр экологии и альтернативной энергетики ТЕСЛА».

Казалось бы, для критически мыслящего человека, чушь и бред? Но человек с промытыми СМИ и рекламой мозгами противостоять этому напору не в состоянии. Человек доверчивый и страдающий от несбыточной мечты о собственном доме, который приобрести готовым ему «не светит» в этой жизни, сколько не «упирайся», не откладывай и не работай, и не в такое поверит.

Автор : Никита Аронов

 

Подмосковье. Обманутые дольщики МК Групп и их незаконный город: 3 комментария

  1. Гордеев-Чекмарёв Геннадий Анатольевич говорит :

    Дольщики продолжают расследование и суды против членов Мафиозного Международного Организованного Преступного Сообщества Швырёвых — «Великий Северный Дракон», нас интересует любая информация по вводящим в заблуждение инвесторов: Швырёвым, Мамиловым, Садовым, Антакову, Мавроди, Мазыленко, Кобышевым, Климоновым, Плотниковым, Пивсаевым, Савченко, Антакову, а также всем другим мошенникам на территории России, Кроме того всем другим, принимаем информацию официальную и анонимную. Наши контакты Комиссар Чрезвычайной Комиссии по борьбе с коррупцией и мошенничеством при Президентском Клубе «Счастье: , 8-905-791-34-74, 8-916-152-47-87, для письменных отправлений и писем: Москва, район станции метро Павелецкая, улица Зацепский Вал, дом N5, штаб-квартира N62.

    Ответить
    • Договор подписали 22 февраля 2016 с Антаковым.3 года морочили голову и пропали. А ведь покупали квартиру в уже построенном доме в Измалково. Обещали через 5 месяцев документы и заселение. Пожалуйста, помогите хоть деньги вернуть. Хоть ясно,что дело безнадёжно. Но это жульё должно ответить.

      Ответить
  2. Договор о покупке квартиры в Измалково заключён 22.02.2010 с Антаковым. Дом был уже под крышей. Заселение и документы обещали максимум через 5 месяцев. Первое время переносили сроки на 3 месяца, на полгода. Потом перестали отвечать на звонки. Пожалуйста, помогите вернуть деньги и наказать это жулье.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *