Покупателей жилья в столице все меньше

Уже и иногородние россияне перестают массово рваться в Белокаменную

С чем связана такая тенденция рынка, и насколько ощутимы потери? Интересные выводы и статистику приводят представители крупнейших риелторских компаний региона.

Кто сталось с «кормильцами рынка»?

Если внушительная доля самих москвичей, прекрасно зная о недостатках мегаполиса, всеми силами старалась перебраться на постоянное место жительства за его пределами, то для жителей регионов столица всегда выступала в роли притягательного магнита, с которым традиционно связывались самые радужные надежды на лучшую жизнь. Именно выходцы из провинций и являлись тем «живительным ручейком», благодаря которому в предыдущие два кризисных года рынок недвижимости первопрестольной полностью не пересыхал.

Представители крупных риелторских агентств столичного региона, в частности, компании «ИНКОМ-Недвижимость», условно подразделяют этот поток на четыре основные группы.

В первую они зачисляют выходцев из «нефтегазовых закромов» страны, районов Сибири и Крайнего Севера.

Такие покупатели относятся к жилью в столице двояко. Для одних это выгодная инвестиция, а для других — тот самый «домашний очаг», своеобразное награда за тяжелую работу в суровых условиях. Но с каким бы отношением эти люди ни выбирали готовую квартиру, средний чек их покупки, как правило, незначительно колеблется на отметке в 15 миллионов рублей. И нередко сразу после приобретения «северяне» перевозили в Москву своих родных, а сами продолжали привычным вахтовым методом жить на два региона.

Ко второй группе риелторы относят любителей «сжигать мосты».

Покупатели вторичной недвижимости этой категории, по наблюдениям специалистов по продажам, склонны к принятию решений, резко и кардинально меняющих жизнь. Они сначала продают имеющееся у них в отдаленном регионе жилье, и только после этого прибывают в «нерезиновую» в поисках лучшей доли и места под солнцем. Главных задач у таких покупателей, как правило, две — не растерять полученные в результате сделки средства и как можно скорее зацепиться на новом месте.

В этом плане вторичная квартира подходит для них как нельзя лучше: в такое жилье можно заселяться сразу после проведения сделки и тут же отправляться в миграционную службу за штампом о регистрации. И поскольку время — не самый лучший союзник таких импульсивных людей, так как играет против них, то решающим фактором для принятия решения о покупке квартиры в Москве является ее стоимость, а не технические и эксплуатационные характеристики.

Кардинально отличаются от них «провинциалы» третьей группы. Они, напротив, крайне тщательно и детально планируют свой переезд в столицу.

Сначала они досконально, вдоль и поперек, изучат всю структуру предложения реальной жилой недвижимости, потом заключат договор с агентством по недвижимости, затем внимательно изучат все предложенные риелторами варианты. После этого с пристрастием осмотрят объекты, заинтересовавшие их больше всего, и возьмут небольшой «тайм-аут», чтобы принять взвешенное и окончательное решение.

Наконец, четвертую группу составляют люди, которые довольно давно живут в столице, имея временную регистрацию.

В Москве у них уже неплохо налажены рабочие и социальные связи, а финансовое положение стабильно и устойчиво. Исходя из этого их намерение обосноваться в городе более прочно выглядит, скорее, как некая необременительна формальность. Но именно такие покупатели, как показывает риелторская практика, наиболее взвешенно и избирательно подходят к выбору будущего постоянного места жительства. Объясняется данный факт очень просто — за время своего пребывания в Москве люди успели составить вполне исчерпывающее представление о ее преимуществах и недостатках и выработать определенные личные представления о собственном жилье в ее границах.

Важно, что всех этих покупателей риелторы очень любят. Почему и за что? Прежде всего за то, что, пожалуй, лишь иногородние покупатели по-прежнему в массовом порядке прибегают к услугам специалистов по продажам. По разным причинам — кто-то не понимает специфики районов, кто-то элементарно теряется. Но в любом случае это означает, поясняет руководитель «инкомовского» департамента вторичного рынка Сергей Шлома, что у людей есть, как говорится, «живые» деньги либо для покупки объекта сразу за наличный расчет, либо как минимум на первый взнос по ипотеке. И вот как раз такой «живой» покупатель, на которого в конечном итоге замыкается любая цепочка альтернативных сделок, — именно то, в чем остро нуждается сегодняшний рынок «вторички», его главная ценность, которую требуется беречь как зеницу ока.

Но все подобные попытки (если они вообще предпринимаются) разбиваются о суровую реальность как штормовая волна о скалы.

По оценкам того же «ИНКОМа», по сравнению с октябрем 2014 года спрос иногородних граждан на столичную «вторичку» понизился на 45%. Причем самое значительное сокращение наблюдалось как раз в самой финансово обеспеченной категории — нефтяников и газовиков из Сибири и районов Крайнего Севера. За этот же период времени их доля в потоке покупателей-«провинциалов» сократилось в 3 раза, упав до отметки в 3% от общего количества запросов на московское подержанное жилье из регионов. Кроме того, за два минувших года, по свидетельству риелторов, средний чек по сделке со вторичным жильем также сократился на целых 20%, до 8,1 миллиона рублей,

Правда, свято место пусто не бывает, так что примерно на 50% неожиданно поднялся спрос на подержанные московские объекты среди жителей Придонья, а также Поволжья и соседствующих с Подмосковьем регионов Центральной России. Чаще всего эти люди останавливают свой выбор на «однушках» низшего ценового сегмента от 4 до 5 миллионов рублей.

Примечательно, что данный факт — всего лишь частный случай обще рыночной закономерности. Покупатели вообще очень заметно поумерили свои потребительские аппетиты. Например, в части метража своего возможного жилья. Привилегированные «царские палаты» сегодня, резюмируют эксперты, никому не нужны, так как у людей нет ни желания, ни возможностей позволить себе переплачивать за лишние «квадраты». Поэтому нет ничего удивительного в том, что граждане предпочитают 70-метровый «спартанский» стандарт студии или «копейки», а не 120-метровую «трешку».

Автор: Андрей Захарченко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *