Права — как мышцы: прокачал — они есть

В последние месяцы появилось немало новостей о том, что в том или ином конце России люди устраивают протестные акции.

Связано ли это с предстоящими выборами, или же граждане больше не в силах мириться со сложившимися социально-экономическими условиями, разбирался «Общественный контроль»

Напомним: многодетные матери из Москвы, отчаявшиеся дождаться своей очереди на улучшение жилищных условий, уже два месяца голодают у штаба «Единой России» в Банном переулке. А петербуржцы их поддерживают, устраивая одиночные пикеты у стен жилищного комитета администрации города. На днях очередной такой пикет провел активист Александр Чеботарев. Своей акцией он поддержал московских очередников и выразил надежду, что россияне, которым по закону полагается жилье, получат его не в следующей, а в этой жизни.

«Вежливые фермеры» из Краснодарского края и питерские дальнобойщики, уставшие от рейдерских захватов земель, коррупции и обмана, в августе намеревались устроить тракторный марш до Кремля, чтобы рассказать о своих проблемах президенту. Правда, были задержаны полицейскими за несанкционированный митинг. Ростовские шахтеры банкротящейся компании «Кингкоул» в начале прошлой недели объявили голодовку из-за долгов по зарплате общим размером 300 млн рублей. Из-за невыплаты зарплат, длящейся почти год, работники Ижевского нефтеперерабатывающего завода в последний день лета организовали «пикет стучащих касок». А еще на этой неделе объявили голодовку мигранты, проживающие в сочинском центре временного содержания для иностранцев. Они недовольны условиями в учреждении и задержкой депортации, которая возникла в связи с переводом ФМС в состав МВД.

Прокомментировать то, что происходит, «Общественный контроль» попросил Александра Илларионова, экс-органайзера Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА), имеющего большой опыт в организации так называемых «трудовых» протестов, а также участвовавшего в защите парка Малиновка в Петербурге.

— Александр, на ваш взгляд, все эти локальные протестные акции, о которых говорят в последние дни, как-то связаны с грядущими выборами?

— Не исключаю, что в воображении параноиков рисуются невиданные по размаху и подлости удары в спину властям, кровавые перевороты, пятые колонны, купленные на грязные доллары майданы… Но если оценивать ситуацию трезво, то, конечно, в предвыборный период усиливается активность общественности. Но называть происходящее «протестными акциями» я бы не стал. Потому что это прежде всего спонтанное или организованное выражение чувств и намерений активных граждан.

Есть и рациональная сторона. Предвыборная гонка — это обещания одних граждан делать что-то для остальных в период между выборами. Кому-то достаточно поплакаться в жилетку кандидату в депутаты. А кому-то нужно громче заявить о своих проблемах, чтобы они наконец-то решились. Для этого нужна правильная организация коллективных действий. Чем она лучше, тем выше шансы действительно извлечь пользу из выборов.

И время все расставляет все по своим местам. Если после выборов инициативные группы и общественные организации не сдулись и по-прежнему добиваются своих целей — значит, они просто рационально использовали момент.

— Реально ли в нашей стране добиться решения своих проблем, выйдя на улицу с плакатами или объявив голодовку?

— Если у вас нет связей, богатства, власти — это значит, что, если вы хотите быть сильными и добиться целей, ваша дорога — к самоорганизации и коллективным действиям. Только не спрашивайте, законно это или нет. Еще со школы, с уроков обществознания храню потрепанную книжицу. Это Конституция Российской Федерации. Я не всегда ее читаю, но периодически освежаю знания. На одной страничке умещается то, что относится к предмету нашего разговора: свобода слова, право на объединение, право на митинги, право на коллективные и индивидуальные обращения, право на суд, право на коллективные трудовые споры, включая забастовки. Все это дано каждому, вот только пользуются зачастую немногие. А ведь нужно понимать, что права как мышцы: прокачиваешь — они есть, не прокачиваешь — висят как дряблый рукав.

Когда я работал сварщиком на «Форде», мы реализовывали наше право на профсоюз и забастовку. В результате зарплата стала в полтора раза выше, чем по отрасли. Все белое. Мощный соцпакет. Строгая охрана труда. И добросовестного рабочего просто так уволить нереально. Но в начале все было не так: и зарплата ниже плинтуса, и сверхурочные без оплаты, и хамство, и «добровольные» увольнения по собственному, и травматизм. Однако же объединение в профсоюз и коллективные действия сделали свое дело.

Другой пример из жизни. У нас под окнами многоэтажки небольшой парк Малиновка. Там мы жили с супругой и ребенком в маленькой квартирке. Район весь застроенный, только в этом парке можно прогуляться, подышать воздухом. Летом позагорать, зимой покататься на санках. Но парк вдруг решили застроить очередным гигантским православным храмом, хотя там уже была церквушка. Не на тех нарвались! Поднялся весь народ, даже верующие, ибо вместо свежего воздуха дышать сначала строительной пылью, а потом выхлопом с трассы и слушать грохот и лязг не захотелось никому. Где же гулять с детьми? Во дворах многоэтажек? Поведение застройщиков и властей возмутило и сплотило всех жителей микрорайона. Тут был полный спектр реализации прав на объединение, митинги, обращения, суды и многое другое. Результат был итогом усилий сотен и даже тысяч людей. Потому что коллективные действия — это когда тысячи людей добиваются своих целей сообща, по мере своих сил и способностей.

— Как организовать массовую акцию, чтобы не нарушить закон?

— Как говорил Остап Бендер, я чту Уголовный кодекс. Правовая культура — это начало всех начал. Да, в России больше двадцати кодексов, но в основе их — Конституция. Знание своих прав — это нормально, как и своих обязанностей тоже.

Надо понимать, что акция — лишь способ добиться цели, состоящей в решении проблемы, которая действительно цепляет очень многих. На заводе это зарплата и условия труда, в частной жизни — это застройка парка или место в детском саду. Массовый интерес — это массовая поддержка. Ничего нового я не придумываю.

Чтобы акция была удачной, не помешает немного креатива. Я не призываю прибивать мошонку к брусчатке Красной площади, но голову тоже хорошо включать. Например, ловить медведей у Белого дома, как делали очередники Москвы. И важно помнить, что, кроме флешмобов, пикетов и митингов, нужно писать письма во все инстанции и много другое. Главное, чтобы все понимали, что, зачем, когда и как. Все действия должны тщательно планироваться, роли — распределяться, но и эффект неожиданности должен быть. И очень важно, чтобы были подходящее время и обстоятельства. Те же выборы. В их период гораздо острее воспринимается всякая несправедливость. Или когда заказов на заводе много, а работодатель недоплачивает. Но он же понимает, что без рабочих не справится.

— Александр, а какие из недавних акций, на ваш взгляд, удачные, а какие — нет?

— Тракторный марш на Москву — это свежо и оригинально. Но исполнение хромало. Какие цели преследовали фермеры? Волнуют ли их проблемы так много людей, чтобы ехать сразу в Москву? Нет. Минус в массовости. Сколько всего было машин? Десять? Согласовали ли акцию власти? Нет! Минус в соблюдении законодательства. Далеко ли уедешь на тихоходной машине, да еще когда все ГИБДД в курсе? Нет! Минус в планировании акции. И жирный минус во внезапности. В итоге горсточку горе-трактористов попрессовали наши доблестные борцы с преступностью и оштрафовали в суде. Волнений много, результатов мало.

Мало хорошего можно сказать и про крепких ростовских шахтеров, которые из всего обширного арсенала средств борьбы за свои права выбрали голодовку. Причем полтора года они были без зарплаты и значительную часть этого времени работали бесплатно. Трудовой кодекс РФ писался именно под рабочих и шахтеров! Почему они не отказались от работы спустя две недели после невыплаты заработной платы? Почему мы не слышали о митингах и забастовках еще в прошлом году? Где фантазия? Хотя бы гору угля навалить перед администрацией! От каждого по кусочку — уже гора! Шахтерские забастовки начали хоронить СССР, если помните, а при Ельцине касками стучали на Красной площади.

А вот рабочие Ижевского нефтеперерабатывающего завода — молодцы. Им тоже не платят. Но они борются с этим более адекватными способами. 31 августа стучали касками у Дома правительства Удмуртской Республики, и эта акция явно не осталась без внимания властей и общественности.

Автор: Елизавета Садкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *