Право убивать

Выход Расула Мирзаева на свободу в очередной раз подтвердил предположение о существовании в стране «параллельного правосудия»: для простых людей и для избранных.

За Расула Мирзаева заступились депутаты дагестанского парламента и президент республики. Депутаты написали обращение, в котором уголовное преследование уроженца Дагестана назвали «ксенофобией», а президент Магомедсалам Магомедов сравнил спортсмена с дворянином. Так и сказал: «Расул Мирзаев хотел защитить свою русскую девушку. Раньше так поступали русские офицеры, дворяне!».

В сатирической книге Марка Твена «Янки при дворе короля Артура» формулируется закон средневековья: «Дворянин имел право убить простолюдина, но должен был заплатить за убийство деньгами или хлебом». Этот закон не был досужей выдумкой писателя, а реально применялся — в том числе в России.

«Дворянин может бить своих крестьян или людей столько, сколько захочет. Закон говорит лишь, что он не должен бить их до смерти; это совершенно похоже на времена Моисея. Если избитый умрет в течение ближайших 12 часов, вмешивается суд и дворянин может быть осужден, как убийца; но судебные власти могут быть умилостивлены: небольшие подарки, опущенные в руку судей, приезжающих на разбор дела и несколько стаканов водки, предложенной им с видом лестного уважения, побуждают их видеть вещи такими, какими они должны быть, то есть доказывают им достаточно явственно, что дворянин не может быть виновным», – такую ситуацию описал историк Андрей Яцевич в монографии «Крепостной Петербург Пушкинского времени».

Случай с Мирзаевым заставил определиться с позицией даже тех, кто хотел бы уклониться от оценок. Равны ли российские граждане перед законом, или же те, кто имеет поддержку национальных диаспор либо властных кланов, стоят вне закона, словно средневековая аристократия?

Вмешательства этнических диаспор в ход следствия, чтобы защитить соплеменника, уже стали «притчей во языцех». Когда влияния региональных лидеров общин не хватает, то в «разговор» вступают даже республиканские власти. Случай с Расулом Мирзаевым – не единственный.

Жители Волгограда до сих пор вспоминают события весны 2010 года. Тогда в ночном клубе Mojo повздорили две подвыпившие компании. Драка у клуба привела к смерти уроженца Чечни Рустама Эльмурзаева. Погибший ранее служил в спецназе чеченского президента и, по слухам, даже был дальним родственником Рамзана Кадырова. В город на Волге заявилась «высокопоставленная делегация» из Грозного, в которую входили представители администрации президента и парламента Чеченской республики, депутаты Госдумы РФ.

Недавно назначенный губернатор Волгоградской области Анатолий Бровко поспешил заверить «дорогих гостей», что виновники смерти Эльмурзаева не уйдут от возмездия, и торжественно взял дело на личный контроль.

В Волгоградской области убийства происходят почти каждый день. Однако что-то не слышно было, чтобы губернатор заявлял о взятии под личный контроль расследования убийства какого-нибудь «дяди Васи из Михайловки». Так ведь то ж свой, волгоградский простолюдин, которых много и не жалко, а тут убили отпрыска важного «аристократического» рода!

Некоторые интернет-порталы, комментируя слова Бровко, даже издевательски написали тогда, что «Волгоград перешел под контроль Кадырова», откровенно насмехаясь над угодливостью волгоградского губернатора.

Пользоваться «параллельным правосудием», не имея родственно-этнических связей, в современной России могут также члены правящей партии. Например, занимавшиеся боксом председатель совета депутатов подмосковной Уваровки, член «Единой России» Игорь Арансон вместе с сыном в октябре 2011 года жестоко избили братьев Зориных. Последние «провинились» тем, что не уступили дорогу автомобилю Арансонов на пешеходном переходе. Инцидент стал предметом нескольких судебных разбирательств. Согласно решению судьи Можайского мирового суда Александра Мартынова, именно братья Зорины были обвинены в причинении побоев боксерам Арансонам. При этом судья отказался приобщать к делу  видеозапись избиения Зориных. Андрей Зорин получил наказание в виде исправительных работ на срок 3 месяца, а Антон Зорин был приговорен к штрафу в 10 тыс. рублей.

«Андрей Зорин обвиняется в том, что ушиб Игорю Арансону своей левой почкой ногу, челюстью порвал ботинок, а Антон Зорин ударил Дмитрия Арансона височной костью так, что нанес ему побои», – иронизировал лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

В декабре 2009 года на всю страну прогремело дело дочери главы избиркома Иркутской области Анны Шавенковой. Управляя своей Toyota, девушка на большой скорости выехала на тротуар в центре Иркутска, где сбила двух сестер-пешеходов. Одна из них скончалась в больнице, а другая осталась инвалидом. Людей, просматривавших видеозапись ДТП, поразило, что Шавенкова, выйдя из машины, даже не подошла к сбитым людям, а принялась осматривать повреждения на своем автомобиле. Суд приговорил виновницу ДТП к трем годам лишения свободы, но отсрочил отбывание наказания до достижения ребенком Шавенковой 14-летнего возраста – до 2024 года. Такая отсрочка означает, что, скорее всего, дочь чиновницы никогда не сядет за решетку.

Если бы решение иркутского суда об отсрочке наказаний для матерей, имеющих несовершеннолетних детей, стало правилом, то сколько бы женщин избежало арестов? Но не всем же быть дочерьми региональных чиновников…

Происходили с той поры и другие ДТП с участием «випов», не получившие такого общественного резонанса. В июне 2010 года автомобиль Kia Sorento, за рулем которого был пьяный судья Авиастроительного райсуда Казани Эдуард Солдатов, сбил 23-летнего пешехода Марата Гайнутдинова. Молодой человек скончался на месте. Уголовное дело было прекращено в связи с «примирением сторон». Впоследствии Солдатов совершил еще два ДТП: в августе 2011-го и в мае 2012 года. В обоих случаях он находился в состоянии алкогольного опьянения, что подтверждается материалами дела. Экс-судья был лишен водительских прав.

Случаи, когда «дворяне» давят простолюдинов, катясь с ветерком в своих «каретах», совсем не редкость. При этом когда за рулем сидит не сам «аристократ», а его шофер, то виновным становится водитель – последний никак не докажет, что превышать скорость его заставил хозяин.

В декабре 2011 в результате столкновения с Mercedes губернатора Свердловской области Александра Мишарина погиб водитель «Волги», которому не посчастливилось оказаться на пути кортежа. Виновным был признан водитель губернатора — за смерть человека его приговорили к двум годам лишения свободы условно.

Сын руководителя крупной региональной строительной компании в Кирове Эдуард Игнатян управлял своим BMW X5 самостоятельно. Видеозаписи его лихачества не раз выкладывались в Интернете. 22 сентября все закончилось столкновением «бэхи» с несколькими автомобилями и привело к гибели трех человек. Среди жителей Кирова поползли слухи, что сына крупного бизнесмена «отмажут» от наказания, а в СМИ появились сообщения, что у следствия «возникли серьезные сомнения» по поводу виновности водителя BMW. В ответ в Интернете появился сайт, на котором анонимы пообещали денежное вознаграждение за убийство Эдуарда Игнатяна и его близких родственников.

Когда произвол «аристократии» переходит все границы, простолюдины, бывает, берутся за вилы. Может, любителям «дворянских кодексов» пора перечитать учебники истории?

Автор :  Дмитрий Ремизов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *