Решение сиротских проблем или погоня за статистикой?

Властные структуры и общественные организации вот уже третий месяц активно обсуждают проблемы детей-сирот. Предлагаются самые разные варианты, но, похоже, главным будет статистика, а не реальное улучшение дел.

СИРОТА? ЖИВИ НА УЛИЦЕ

На днях выяснилось: сироты у нас в стране живут не очень. Прямо скажем — не лучше, чем в Америке.

В Общественной палате прошло первое заседание Межкомиссионной рабочей группы по общественному контролю за реализацией семейной политики. На повестке дня была «ситуация в связи с правонарушениями в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе при их усыновлении, установлении опеки и попечительства».
Начальник отдела организации исполнения судебных решений Федеральной службы судебных приставов РФ Олеся Брыксина сообщила, что только в 2012 году было вынесено 21 362 судебных решения с требованием к властям обеспечить сирот, выпускаемых из детских домов, жилой площадью.

Причем «прогрессия геометрическая» — в 2008 году, к примеру, было вынесено всего лишь 3,5 тыс. подобных судебных решений. Однако вынесение судебного решения вовсе не гарантирует обеспечение сироты жильем. по словам Олеси Брыксиной, только в прошлом году 15 тыс. (!) судебных решений не было исполнено. Есть сироты, решение по которым суды выносят по три раза. И все равно без толку — местные власти заявляют, что денег на сирот у них нет. Интересно, что на первом месте по необеспечению сирот жильем находится небедный, прямо скажем, Краснодарский край.
Дело в том, что «нехватка денег» избавляет наших чиновников от ответственности, наказать чиновника можно только за злостное уклонение, но такой случай за всю российскую историю был всего один.

Даже если сирота получает положенные ему квадратные метры, они чаще всего тут же переходят в руки черных риелторов — дельцы сдают сиротские метры, а сироту выселяют в какой-нибудь курятник, выплачивая ему за это гроши.
Хуже всего в жилищном плане положение у тех сирот, за которыми были закреплены метры родителей-алкоголиков. В этом случае подростка по достижении 18 лет выпихивают обратно к алкашам, а чтобы получить жилье от государства, подростку надо доказать в суде, что родительское жилье разменять невозможно. То есть у молодого человека остается один вариант — жить на улице.

«И после этого мы еще не хотим отдавать детей загранице! — говорит директор общественной организации «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» Алексей Головань. — По закону жилье должны давать детям по достижении 18 лет. То есть и в 25 лет дадут — это все равно будет «по достижении». Мы предлагали: давайте ограничим срок, как у военных. Например, шесть месяцев. Чиновники говорят — нет!»

РАЗДАЧА СИРОТ ЗА 100 ТЫС. РУБЛЕЙ

Российская власть одной рукой раздает всем усыновителям по 100 тыс. рублей, а другой — отменяет льготы для сирот при поступлении в вузы. «Якобы сироты приходят в вузы неподготовленными. Мы говорим: покажите статистику. Нет статистики. Просто банальная экономия», — считает Алексей Головань.

По поводу пресловутых 100 тыс. рублей председатель «Национального фонда защиты детей от жестокого обращения» Марина Егорова привела такой пример: в регионах детей-инвалидов разбирают в семьи ради пособия. Неходячий ребенок лежит на кровати плашмя, его никто не развивает, никто с ним не разговаривает, у него нет ни одной игрушки, к нему относятся как к безмолвной вещи или в лучшем случае как к собаке. «Ребенок-инвалид — это доход семьи, который нужен для воспитания других детей, к нему и относятся соответственно», — говорит Марина Егорова.

Сейчас, когда Владимир Путин заявил об увеличении выплат, количество таких усыновленных детей может резко возрасти. При этом уже сегодня только лишь 20% сирот живут в детских домах, остальные — в семьях. Недавно случилось и вовсе страшное: вице-премьер Голодец дала разнарядку на места — повысить количество пристроенных в семьи сирот до 90%! Многие регионы кинулись выполнять спущенный сверху план. В Пермской, Пензенской и некоторых других областях уже добились 90% и теперь стремятся перевыполнить план, удивить страну стахановскими показателями. «Идет бездумная передача детей в семьи», — считает Алексей Головань.

Так, уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Галина Калюжная отчиталась на днях, что по области аж 91% сирот устроен в семьи.

Кроме того, похвалилась чиновница: с 2007 года в пять раз сократилось количество случаев лишения родительских прав. Чем тут гордиться, не совсем понятно — количество алкоголиков и наркоманов в стране год от года растет и растет, а количество случаев лишения родительских прав теперь падает. Причем падает стахановскими темпами. А значит, дети остаются в семьях алкашей. Зато руководство страны скоро наконец сможет гордо сообщить проклятым американцам, что мы, дескать, сами о своих сиротах умеем позаботиться!

«Мы придерживаемся политики, что дети все же должны проживать в семье, преимущественно в своей биологической семье», — пояснила Калюжная.

И пускай матерей наподобие матери Кузьмина ссаживают с поезда пьяных вдрызг, для нас главное, чтобы детишки жили в семьях, раз так велел президент.

При этом мало кого волнует, что те самые 20% (а кое-где и 10%), которые сегодня остались в детских домах, мало пригодны к усыновлению: это либо уже подростки, либо дети с тяжелыми заболеваниями, например с ДЦП. Кто отважится взять парализованного ребенка к себе в семью? Разве только бедные жители регионов, желающие пополнить свой семейный бюджет на 100 тыс. рублей.

НЕНОРМАЛЬНЫЕ ДЕТИ?

В российском обществе давно бытует мнение о том, что ребенка из детского дома очень сложно воспитать нормальным. В последние дни повального усыновления некоторые чиновники заявили, что данное мнение — миф и предрассудки.
Однако на днях «народный предрассудок» подтвердили психологи и психиатры в ходе обсуждения проекта Федеральной целевой программы «Россия без сирот» в РИА «Новости». Оказалось, что даже взятые в семьи в младенчестве сироты в дальнейшем чаще всего демонстрируют ненормальное поведение.

На сегодня примерно 90% детей, проживающих в детских домах и интернатах, имеют возраст от 10 до 17 лет, тогда как поведение ребенка формируется в возрасте до шести-семи лет, отметили психологи. Поэтому идеальный возраст для усыновления — до трех лет.

Однако, даже если вы усыновили маленького ребенка, это еще не дает вам никаких гарантий. Руководитель отдела по изучению психической патологии детского возраста Научного центра психического здоровья РАМН психиатр Галина Козловская отметила: «Мы наблюдали сирот с двухмесячного возраста, и, какие бы комфортные условия им ни предоставляли, они все равно развиваются с девиациями».

Девиация — это отклонение от общепринятых норм поведения. Самые распространенные девиации — кражи, неспособность сдерживать свои эмоции, бесконтрольное поведение, в подростковом возрасте — алкоголизм, токсикомания, наркомания, половая распущенность, преступная деятельность. К шести годам у наблюдаемых детей, практически сразу после рождения помещенных в идеальные условия, все равно вылезала наружу масса поведенческих расстройств, рассказала психиатр.

А если детям больше шести лет? По последним данным, в Забайкальском крае за два месяца обнаружили три детских дома, где насиловали воспитанников. Жертвам сексуального насилия 10 и 11 лет. Сколько времени потребуется на их реабилитацию, затрудняются ответить даже психологи.

Впрочем, справедливости ради надо отметить, что и среди родных детей немаленький процент молодежи страдает сегодня склонностью к наркомании, токсикомании и так далее.

По наблюдению специалистов, практически все семьи без исключения в течение первого года после принятия ребенка в семью сталкиваются с ненормальным поведением своего подопечного и нуждаются в помощи психологов и психиатров.
Владимир Путин обещал обеспечить всех усыновителей этой самой психиатрической помощью. Вот только спасут ли психиатры ситуацию, неизвестно. К каждому домой психиатра не поселишь, народ к психиатрам относится с недоверием, да и сами психиатры, что греха таить, далеко не всегда у нас в стране отличаются высоким уровнем квалификации, особенно когда речь идет о детской психиатрии.

Начальник отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Владимир Чернега считает, что в России сейчас делается немало полезного — например, колонии для несовершеннолетних переформатируются в воспитательные центры. «Но, по правде говоря, как эти учреждения ни называй, из них потом очень сложно вернуться к нормальной жизни в обществе», — признал чиновник.

Принимается также немало мер для того, чтобы обеспечить детям-сиротам максимальную занятость: в продвинутых регионах специально для них создается система секций и кружков по занятию спортом, музыкой, рисованием и так далее.
Также сирот уже начали организовывать в волонтерские бригады, привлекать к участию в экологических экспедициях и археологических раскопках.

Чиновники надеются, что все это послужит хорошей профилактикой девиантного поведения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *