Российские семьи могут потерять квартиры, купленные с помощью материнского капитала

Квартира, купленная в кредит с использованием материнского капитала, может стать миной замедленного действия. Если доля несовершеннолетнего ребенка в жилье не выделена, такую сделку можно оспорить.

Юристы выявили серьезный пробел в законодательстве, регулирующем использование материнского капитала при решении жилищного вопроса посредством ипотечного кредита.

Размер материнского капитала в текущем году составляет 387,6 тысячи рублей.

Квартиры, купленные по ипотеке с привлечением маткапитала, могут стать «бомбами» замедленного действия — как квартиры, которые в 90-е годы приватизировались без участия прописанных (зарегистрированных) в них несовершеннолетних. Сделки с такими квартирами легко можно было оспорить тогда, и сегодня они несут потенциальную опасность для покупателей, даже если последние являются добросовестными приобретателями. В соответствии с законом о материнском капитале, в случае если родители тратят его на покупку недвижимости, то дети должны получить в квартире или доме хоть какую-то долю. Размер этой доли закон не определяет, констатируя, что это должно быть сделано «по соглашению».

В федеральном законе №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» сказано: «Жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению (ст. 10, пункт 4).

Но когда средства материнского капитала направляются на оплату покупки жилья с использованием ипотеки, то долю детей в собственности выделить сразу не получается. Дело в том, что никакой банк не выдаст кредит на ту квартиру, где в числе собственников есть несовершеннолетние дети. В таком случае оформление собственности может быть отсрочено до момента погашения кредита.

Процедура получения маткапитала в Пенсионном фонде России (ПФР) требует, чтобы родители представили нотариально заверенный документ, в котором они обязуются в течение 6 месяцев после выплаты последнего взноса оформить долю детей в праве собственности на квартиру (это регулируется постановлением правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862).

Впрочем, как сообщили BFM.ru практикующие юристы, исполнение этого обязательства никем не контролируется — более того, в документах о собственности или залоге квартиры нет никаких пометок о таком обязательстве или о том факте, что квартира приобретена с использованием маткапитала.

В Пенсионном фонде BFM.ru подтвердили, что контроль за выполнением обязательств родителей перед детьми в их обязанности не входит. «Федеральным законом от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала, утвержденных постановлением правительства РФ от 12.12.2007 № 862, не предусматривается осуществление контрольных функций органами за выполнением гражданами указанного письменного обязательства», — сообщили BFM.ru в пресс-службе ПФР.

Это и создает дополнительные трудности для тех, кто захочет купить такую квартиру на вторичном рынке. «В соответствии с федеральным законом №256, жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, оформляется в общую собственность родителей и детей (с определением доли по соглашению). Несоблюдение указанного условия влечет за собой ничтожность сделки дальнейшей купли-продажи квартиры. Сделка может быть оспорена по иску любого заинтересованного лица», — пояснила Анна Полевая, старший юрист юридической фирмы «АВЕЛАН».

«Если родители не исполнят свое обязательство и не передадут долю в собственности своим детям после погашения ипотечного кредита, а захотят такую квартиру продать, то сейчас они могут сделать это беспрепятственно, поскольку никто не контролирует их действия после выплаты кредита», — сообщила BFM.ru Мария Артёмова (Китайчик), руководитель проектов юридической фирмы Via lege. Юрист рассказала BFM.ru, что их клиенты попросили проверить историю квартиры, которую они хотели купить. В ходе проверки выявилась такая коллизия. «Выплатив ипотечный кредит за квартиру, продавцы решили улучшить свои жилищные условия, поменяв квартиру на другую. С точки зрения представленных документов продаваемая квартира была абсолютно чистой, однако когда мы поинтересовались, не использовался ли для ее покупки материнский капитал, ответ был положительным. При этом родители [несовершеннолетних детей, получатели сертификата — BFM.ru ] не успели переоформить квартиру в общую долевую собственность с детьми и планировали наделить последних собственностью уже в новой квартире. Мы вместе обратились в пенсионный фонд с вопросом, можно ли так поступить, чтобы не затягивать сделку, но нам ответили, что этот вопрос их не касается, и они не контролируют дальнейшие действия родителей после выплаты кредита», — пояснила она.

Эта проблема носит далеко не частный характер. По состоянию на 1 июня 2012 года, 811 тысяч российских семей частично или полностью погасили жилищные кредиты при помощи материнского капитала. Маткапитал используется для погашения жилищных кредитов и займов в 75,5% случаев, а всего на начало июня ПФР выдал сертификаты 3,65 млн российских семей, сообщается сайт ПФР.

«Эта юридическая «дыра» может привести к волне судебных процессов, связанных с оспариванием права собственности на проданную квартиру достигшими совершеннолетия детьми. Также сделку по продаже такой квартиры родителями, возможно, в будущем смогут оспорить органы опеки и попечительства либо иной орган, который будет наделен полномочиями по контролю за данным положением закона, — считает Мария Артёмова (Китайчик). — Более того, теоретически возможны иски Пенсионного фонда либо иных контролирующих органов к родителям о «нецелевом» использовании средств материнского капитала либо о понуждении к исполнению обязательства о наделении детей собственностью».

Подать иск могут и обиженные члены семьи. «Члены семьи, которых не наделили собственностью, могут обратиться за защитой своих интересов в суд. Для несовершеннолетних срок исковой давности начинается с момента исполнения им восемнадцати лет», — поясняет руководитель ипотечной службы компании «РЕЛАЙТ-Недвижимость» Ирина Кажикина.

По мнению Марии Артёмовой (Китайчик), проблема может быть даже более масштабной, чем «приватизация без участия несовершеннолетних».

Напомним, что в начале 90-х закон разрешал приватизировать жилплощадь, на которой были прописаны несовершеннолетние дети, только их родителям или опекунам. Позже закон был пересмотрен, и детей в обязательном порядке стали включать в число собственников жилья. Однако сделки с квартирами, приватизированными в «первую волну», стали оспариваться детьми, достигшими 18-летия. Суды становились на их сторону, а покупателям таких квартир приходилось или доплачивать за приобретенные метры (в размере положенной детям доли), или вообще возвращать квартиру после признания сделки ничтожной.

«Что еще, мне кажется, очень важно отметить, ПФР упоминает, что сейчас информация в Росреестр не направляется. А это значит, что человек, покупающий квартиру, бывшую в ипотеке, покупает кота в мешке: он никак не может проверить, была ли она оплачена материнским капиталом, — подчеркивает Мария Артёмова (Китайчик). — Косвенные признаки, например, наличие зарегистрированных в квартире двух несовершеннолетних детей, могут об этом свидетельствовать, но глобально на текущий день покупателю остается полагаться только на слова продавца».

Президент Институт экономики города Надежда Косарева считает целесообразным внесение особой графы в систему регистрации прав.

«ПФР, как только выделяет деньги, направлял бы информацию в органы регистрации прав на недвижимость, и в этой графе ставилась бы отметка, что после выплаты кредита в этой квартире должна быть выделена доля детей. Тогда при любой сделке с этой квартирой орган по регистрации понимал, что на эту квартиру есть ограничения. Мы сейчас как раз пишем по заданию Росреестра новый проект закона по госрегистрации, эту тему попробуем тоже учесть», — пояснила Надежда Косарева BFM.ru.

По ее мнению, если продажа квартиры будет совершена до выделения доли детей, то такая сделка должна быть признана недействительной с помощью участия органов опеки.

В пресс-службе Пенсионного фонда BFM.ru тоже считают, что такие сделки должны взять под свой контроль органы опеки и попечительства. Но сложность состоит в том, что органы опеки не имеют информации о квартирах, приобретенных в ипотеку с использованием материнского капитала, поскольку дети в них не стали собственниками, и поэтому тоже не могут контролировать оформление долей в собственности, пояснили BFM.ru эксперты.

По мнению Ирины Кажикиной, государство должно создать отдельный контролирующий орган, который будет строго следить за соблюдением интересов всех членов семьи, воспользовавшихся материнским капиталом для приобретения жилой недвижимости. Такой контроль станет гарантией чистоты сделки и для тех, кто покупает такое жилье на вторичном рынке.

Источник: http://www.online812.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *