Саратов. Мажу маслом бутерброд, сразу мысль: «А как народ?»

image21619235

17 июня в Саратовской областной думе состоялось заседание рабочей группы комитета по ЖКХ. На повестке дня значился единственный вопрос, касающийся законодательства об обманутых дольщиках. Автором документа выступает депутат облдумы Леонид Писной.

Его позицию защищала помощник парламентария Оксана Молоткина. По ее словам, данный документ предполагает расширение перечня оснований признания участников строительства пострадавшими от действий или бездействий строительных организаций.

«Поправка вызвана тем, что в данной ситуации по ряду домов, которые имеют или в прошлом имели статус проблемных, наблюдается ситуация, когда в силу практической реализации законодательства о банкротстве до момента фактической реализации прав участников долевого строительства проходит 2-3, а то и больше лет. Причина такого длительного ожидания — процедура банкротства, которая предшествует ликвидации предприятия. После того, как конкурсным управляющим были предприняты все меры по изъятию имущества должника, а они оказались безрезультатными, возникает ситуация, когда граждане не могут реализовать свое право на защиту или улучшение своих жилищных условий… Они не могут получить документы, подтверждающие невозможность исполнить решение суда, до ликвидации предприятия.

Она также добавила, что с учетом необходимости включения обманутых дольщиков в специальный реестр для получения социальной поддержки и участия в льготных государственных программах срок ожидания еще увеличивается на один год. По ее подсчетам, общий срок ожидания решения проблемы обманутого дольщика может составлять 5 и более лет.

Представители министерства строительства и ЖКХ региона выразили поддержку концепции документа, обратив внимание лишь на некоторые формулировки. Аналогичного мнения придерживался глава комитета по ЖКХ Сергей Нестеров. «В принципе, сама идея правильная. На самом деле люди по несколько лет ждут, когда они смогут получить статус обманутого дольщика. При этом они отдали последние деньги«, — сообщил парламентарий.

Давно не секрет, что в нашей губернии с большим успехом обводят вокруг ловких пальцев участников долевого строительства жилых домов.

Мы же с не меньшим упорством продолжаем поиски причин массового обмана граждан, которые вкладывают свои средства на приобретение квартир себе или внукам, а в результате остаются ни с чем после утомительных судебных процессов и долгих тяжб. Причем, некоторые судьи выносят решения, которые не соответствуют ни морали, ни даже элементарной логике. Но основная масса дольщиков, о чем многократно писалось, имеет на руках положительные судебные решения, но так и не исполненные. В общем, как ни крути, ни защищайся законными способами, итог один – ни денег, ни жилья… На примере одного некоммерческого партнерства, выступающего в роли заказчика дома, попытаемся установить первопричину созданной проблемы. По всем признакам выходит, что создана она искусственно.

Депутат Саратовской областной Думы, генеральный директор ЗАО «Саратовоблжилстрой» Писной Леонид Александрович

Итак. Обманутые дольщики Леонида Писного: ни квартир, ни денег

НП «Единство Поволжья» занималось строительством домов на улице Степана Разина.

Еще в далеком 2001 году некоммерческое предприятие «Единство Поволжья» арендовало земельный участок и разработало проект будущего дома. Не успели заложить и фундамент, как началось массовое привлечение дольщиков.

Генеральным подрядчиком выступила фирма ООО «Саратовоблжилстрой» Леонида Писного. Согласно первоначальному плану дом должны были сдать в 2006 году. Постепенно строительство затягивалось, а заказчик уже успел заявить о банкротстве. Тем не менее, люди продолжали вкладывать свои деньги в квартиры, которых еще не было. В результате около четверти жилых помещений были проданы сразу двум-трем людям. Кроме того, продажей квартир активно занималась одна из организаций-дольщиков ООО «Гермес-97».

В 2008 году в отношении «Гермеса-97» возбуждалось уголовное дело. Однако фигурировал другой объект недвижимости – два дома-долгостроя на улице Ипподромной, 12А и 12Б. По версии следствия, руководитель фирмы «Гермес-97» с 2000 по 2003-й организовал бизнес по строительству жилых домов и производственных помещений, не имея на это лицензии. Позднее в домах на улице Ипподромной вскрылись факты продажи «задвоенных» квартир.

Но и сделки, сопровождавшие строительство на улице Разина, не остались без внимания силовых структур. Так, 30 января 2012 года в отношении руководства «Гермеса-97» было возбуждено  уголовное дело по ч.4 ст.159 УК РФ «Мошенничество».
Все это время попытки расследования уголовных дел по фактам «задвоения» квартир в этом доме с завидной регулярностью завершались нулевым результатом и демонстрировали, скорее, умение силовиков договариваться, чем защищать закон.

К примеру, итогом уголовного дела №49509 по факту мошенничества в отношении «Единства Поволжья», которое вел следователь Олег Буйновский, стало постановление о закрытии «в связи с отсутствием состава преступления».
Достаточным основанием для этого следователь счел то, что договоры долевого участия не были зарегистрированы в Регпалате – значит, нельзя говорить и о «задвоенности» квартир. Между тем до 2005 года, когда вступил в силу Федеральный закон  «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…», договоры заключались в простой письменной форме, что не выводило их из правового поля. Но следователь об этом, видимо, не подозревал.

«Достоверно подтвердить факты удвоения при продаже квартир, возможно, будет только в случае принятия дома в эксплуатацию, когда жильцы начнут регистрировать права собственности», – говорилось в официальном комментарии Буйновского.
Этот случай весьма показателен как пример политики двойных стандартов саратовских правоохранительных органов. Примерно в тот же период аналогичные основания не помешали возбудить уголовное дело против Виталия Невейницына, когда в построенных его компанией домах обнаружились факты двойных продаж квартир. Не исключено, что подобная избирательность связана с определенными отношениями, которые сложились у правоохранителей с учредителями НП «Единство Поволжья».

Так, по словам Ивана Синяева, следователь Буйновский, который сделал все, чтобы не дать уголовному делу хода, был замечен в одном из санаториев с руководством «Единства Поволжья», что подтверждает предположение о его тесных контактах с недобросовестными бизнесменами. Сейчас фирма, в которой по нескольку раз сменялись учредители, является банкротом. В результате пострадало 47 семей военных, так и не получивших обещанных по договору квартир, и еще несколько десятков семей, оказавшихся жертвами перепродаж квадратных метров.

Через некоторое время НП «Единство Поволжья» заявило о том, что денег на достройку жилых помещений у него нет. В 2009 году министерство строительства и ЖКХ области предложило решить это проблему с помощью создания ТСЖ.  Обманутых дольщиков уверили чиновники, что другого выхода не существует, так как о возврате украденных средств речь не идет, и жильцы, не став добиваться справедливости, создали собственное товарищество «Алмаз-09», собрали недостающие средства и подключили коммуникации к дому.

К тому времени некоммерческое партнерство НП «Единство Поволжья» уже не раз успело заявить о своем банкротстве и самоликвидировалось в октябре 2010 года. Дела обанкротившейся компании были переданы В.Е. Клемешеву. Именно он должне был передать дольщикам право на жилье, но этого не произошло.

Большая часть людей успела получить документы, остальные же остались не с чем. Без своих хозяев осталось около 60 квартир. Договоры на участие в долевом строительстве не позволяют подтвердить право собственности эти квартиры. За получением последнего некоторые прошли Кировский районный суд и даже в полной мере отстояли в нем свои права. Например: семья Горских получила на руки решение суда в 2009 году. Судья Масалова А.А. присудила пострадавшим 1 миллион 634 тысячи 770 рублей, которые составили разницу между стоимостью квартиры на момент подачи в суд и стоимости квартиры по договору.

Тем не менее, конкурсный управляющий на решение суда внимания не обратил. Тогда дольщики были вынуждены обратиться в арбитражный суд. Слушания начались осенью 2009 года и продолжались до 2012 года. Николай Горский уверен, что все эти махинации «крышуются» на самом верху.

— Я получил решение суда еще семь лет назад, но никто мои деньги возвращать не хочет. В 2010 году вызывали в Кировский РОВД, открыли дело, но позже сообщили, что состава преступления нет. Жаловались Писному, приходили к нему несколько раз. Он обещал помочь, разобраться в проблеме, но “воз и ныне там“.

В начале ноября 2014 года стало известно о том, что многоквартирное здание, принадлежащее ЖСК «Свой дом», после долгих разбирательств было сдано в эксплуатацию. Стало быть, теперь жильцы наконец-то смогут оформить свои квартиры и стать полноценными собственниками своего дома.

Но, как оказалось, все не так просто.

Согласно документам на квартиру, в частности, договору №129 от 1 марта 2006 года, право на имущество принадлежит ЗАО «Саратовоблжилстрой» Леонида Писного. В приложении указаны номера квартир дольщиков, количество комнат и общая площадь по проекту. Всего таких квартир – 40, и согласно документу, ЗАО «Саратовоблжилстрой» закрывает задолженность перед ЖСК «Свой дом». Казалось бы, ничего необычного – формальная процедура, но дальше начинается самое интересное. Через несколько месяцев появляется таинственное приложение к договору от 30 октября 2006 года, в котором «всплывают» еще 16 квартир и один дополнительный этаж.

Как бы то ни было, квартиры надо оформлять в собственность, и жители дома подали документы в регистрационную палату, где им было отказано. В качестве причины чиновники указали, что статус земли под домом не определен, ведь по закону она должна находиться в аренде или собственности. И хотя многоэтажный дом так и не был поставлен на учет, ему уже успели присвоить почтовый адрес.

3 октября этого года жительница дома Тамара Пекарская получила письмо от заместителя министра строительства и ЖКХ Саратовской области Юрия Земскова о присвоении дому адреса по ул. Исаева, 2А. Весь парадокс заключается в том, что проживающая в том же доме некая г-жа Федорова ранее получила почтовый адрес ул. Исаева, 1, кв. 7. Выходит, что люди проживают на соседних этажах, но по документам имеют совершенно разные адреса! При этом, в соответствии с разрешением на ввод дома в эксплуатацию, г-жа Федорова единственная из всего многоквартирного дома имеет право собственности на свое жилье. Между тем, в инспекции строительного надзора сообщили, что собственником здания является только ЖСК «Свой дом», и никакое физическое лицо владеть квартирой в этом доме не может.

В распоряжении о присвоении адреса был указан номер участка — 64:48:010117:58. Согласно кадастровой выписке, эта территория находится на улице Хрустальной, в 2,5 км от реального месторасположения дома. Собственником участка является Эдуард Мочкалян, при этом ни о каком многоквартирном доме там даже не упоминается.

29 октября текущего года из администрации Саратова жителям приходит письмо, согласно которому их дом расположен на ул. Исаева, 2А, а кадастровый номер участка —64:48:010117:581. Возможно, чиновники опечатались и приписали в конце единицу по чистому недоразумению. С кем не бывает? Но, в соответствии с выпиской из кадастровой палаты, территория с таким номером находится в двух кварталах 64:48:010117 и64:48:010114 уже по адресу ул. Исаева, дом 1, т.е. там, где проживает та самая г-жа Федорова! Между тем, чиновники уверяют, что адрес дома по-прежнему остается на ул. Исаева, 2А.

— В земельном комитете мне сообщили, что если участок расположен в двух кадастровых кварталах, как они пишут, то номер земельного участка должен быть64:48:000000:581, а в администрации написали только один – 64:48:010117. Просто нас опять пытаются ввести в заблуждение, – считает жительница дома Тамара Пекарская. – Более того, в комитете по архитектуре нам сказали, что никаких данных по дому на ул. Исаева, 1 у них нет.

В связи с этим возникает вопрос: как оказалось так, что один и тот же земельный участок по информации нескольких органов власти находится в разных местах? Откуда появились такие грубые несостыковки, и где на самом деле находится дом?

Объяснить такую путаницу, в которой, на первый взгляд, не прослеживается никакой логики, довольно сложно. Жителям присвоили разные почтовые адреса, а в списках кадастровой палаты такой улицы и земельного участка нет. Несмотря на это, дом был якобы введен в эксплуатацию и убран из списка «проблемных», о чем застройщики уже успели отрапортовать в Москву. И хотя здание продолжает находиться в собственности ЖСК «Свой дом», жильцов обязали оплачивать все коммунальные услуги. О необходимости своевременно погасить все задолженности каждый раз заботливо напоминает правление ЖСК. Между тем, председатель правления Нина Болдырева от жителей дома скрывается и отказывается выдавать документы, необходимые для получения права собственности на квартиры. Судебные приставы ищут ее несколько месяцев и все никак не могут найти, хотя, по словам жителей, они видят Нину Альбертовну за рулем автомобиля довольно часто, что не очень похоже на человека, скрывающегося от правосудия.

Жители дома уверены, что они стали жертвами мошеннической схемы, поскольку в такой же ситуации в свое время оказались ЖСК «Университет-97» и ООО «Восторг». По «случайному» стечению обстоятельств, во всех случаях генподрядчиком выступил все тот же «Саратовоблжилстрой» Леонида Писного. Велика вероятность того, что ЖСК «Свой дом» может быть также объявлен банкротом, и тогда жители «дома-призрака» просто окажутся на улице.

Автор : Андрей Кривошеев, специально для «Сила в Движении»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *