Саратов. «Новострой 21 век» и его непотопляемый хозяин

Еще несколько лет назад саратовцы г-на Сергеева знать не знали. Теперь его имя вкупе с названием близкой ему строительной фирмы навязли в зубах.

Пришла пора рассказать, каким образом этот политик и бизнесмен умудряется годами избегать возмездия за свои дела и делишки. По некоторым данным, можно говорить о взятках коттеджами для высокопоставленных прокурорских работников и членов облправительства, а также о прямом шантаже руководства фракции «Единая Россия» в областной думе.

Самолеты – последним делом

В середине октября 2013 года кризис вокруг скандальной компании «Новострой XXI», которую связывают с депутатом областной думы Алексеем Сергеевым, похоже, приблизился к апогею. Поразительно, как может сохранять не только невозмутимость, но и неприкосновенность человек, невзначай создавший проблемы регионального масштаба.
Дома, незаконно возведенные «Новостроем» в период, когда компанией официально владел г-н Сергеев, демонтировать не удастся еще долго, несмотря на давно имеющееся решение суда. Об этом заявил глава областного управления службы судебных приставов Олег Ткаченко. По его словам, речь может идти, как минимум, о двухмесячном сроке. В связи с этим чиновник выступил с сенсационным предложением – запретить полеты с саратовского аэродрома, поскольку две десятиэтажки мешают радиолокационному оборудованию «Саратовских авиалиний» и влияют на безопасность авиасообщения. Олег Ткаченко призвал транспортную прокуратуру рассмотреть возможность запрета полетов.
Предложение главного судебного пристава могло быть рассчитано на совершенно определенную реакцию «Саратовских авиалиний». С одной стороны, компания «Саратовские авиалинии», которая требовала сноса домов «Новостроя», сама утверждала, что помехи радиолокации представляют опасность; с другой, – столкнувшись с угрозой запрета полетов, ОАО вынуждено отчасти идти на попятную и заверять, что ситуация не настолько серьезна. Так оно, в общем, и есть: сбои аппаратура дает лишь при одновременных взлетах-посадках гражданских авиалайнеров в Саратове и бомбардировщиков на энгельсской авиабазе.
«Мы еще раз поясняем, что благодаря проведенным переговорам c авиабазой «Энгельс-2» и выработанной временной схеме полеты из аэропорта «Саратов-Центральный» полностью безопасны, – говорится в ответном заявлении ОАО «Саратовские авиалинии». – Человек, следящий за столь резонансным судебным процессом, не мог этого не знать. А значит, господин Ткаченко ради неизвестных нам целей пошел на осознанную провокацию. Сейчас наша компания готовит официальное письмо в Генеральную прокуратуру по поводу недопустимости подобных действий со стороны судебных приставов».
Однако начальник УФССП Олег Ткаченко в комментариях средствам массовой информации сделал выпад и в противоположную сторону:
«У нас есть Саратовская областная дума, где работают высокопоставленные сотрудники в качестве депутатов, которые тоже имеют отношение к этим домам. У нас есть другие структуры, на виду у которых или с ведома которых эти дома строились. Известно стало о том, что они представляют опасность еще тогда, когда строился первый дом, и возводился он не до девятого этажа, а гораздо меньшей этажности был. Т.е. все прекрасно понимали, что делают и как делают. На что они рассчитывали, я не знаю и комментировать не могу. Поэтому мы и обратились в органы прокуратуры».

Уступил рабочее место гастарбайтеру

Главный судебный пристав, естественно, имеет в виду депутата Алексея Сергеева, с весны 2013 года возглавившего комитет строительства и ЖКХ Саратовской областной думы. Восхождению в ранг публичного политика способствовал конфликт многолетнего руководителя комитета, а также строительного лоббиста, Леонида Писного и зампреда областного правительства Сергея Канчера. Но не успел г-н Сергеев свыкнуться с новым амплуа, как всплыл скандал с «Новостроем XXI». Перед своим избранием в региональный парламент по Марксовскому округу Алексей Сергеев быстро переоформил эту компанию на других лиц. Если в начале истории с домами в поселке Новый журналисты о махинации шептались, то теперь о ней можно говорить открыто.
В августе сын последнего официального владельца ООО «Новострой XXI» гражданина Азербайджана Фуронта Мамедова Илхам подтвердил очередную перепродажу компании другому собственнику. По его словам, компания продана частному лицу за 10 тыс. рублей (это размер уставного капитала ООО).
«Отец за сколько купил, за столько ее и продал», – сообщил Илхам Мамедов. Имя нового владельца он называть не стал, только отметил, что это саратовец, «очередное подставное лицо», и его «привел Алексей Сергеев». Фуронт Мамедов в настоящее время не имеет никакого отношения к компании. «После продажи мы с ними не общаемся», – пояснил сын г-на Мамедова и добавил, что Алексей Сергеев будет и дальше контролировать компанию. Также Мамедов-младший признал, что у его семьи были разногласия с г-ном Сергеевым, и это могло послужить причиной перепродажи.
В тот же день, 7 августа, появились новые подробности. На встрече с дольщиками юрист «Новостроя XXI» Алексей Астанин огласил свою версию причин смены владельца. По его мнению, бывший директор и собственник Мамедов шантажировал «аффилированные предприятия», из-за чего появилась необходимость сменить руководителя. Г-н Астанин назвал и имя нового директора «Новостроя». Им оказался Олег Гребнев. Как выяснил «ОМ», этот человек уже возглавлял компанию до 26 марта 2012 года, когда на эту должность назначили Фуронта Мамедова, то есть в тот период, когда официальным собственником «Новостроя» был тогда еще не депутат Алексей Сергеев. Последний, как видим, действительно переложил компанию из одного внутреннего кармана в другой. Позднее, Мамедов-младший, уже с новыми деталями, рассказал предысторию «СарИнформу»:
«Мы с отцом отделочники, с юридическими тонкостями особенно не знакомы. Алексей Николаевич нас заверил, что все будет в порядке, что никаких проблем у «Новостроя» нет. Сделка, как говорил Сергеев, нужна лишь для того, чтобы он спокойно прошел в парламент. В обмен на эту услугу он обещал обеспечить нас работой, так что никакого подвоха заметить было нельзя. В первый раз Сергеев заговорил об этом в декабре 2011 года, потом молчал до февраля 2012-го. Мы сидели у него в офисе на пересечении Соборной и Московской. Сергеев просил нас как можно скорее решиться на сделку, говорил, что сам будет вести дела фирмы, а фамилия отца нужна чисто формально. Ну как не пойти навстречу? Через какое-то время согласились. Тем более что проблем, как неоднократно говорил Алексей Николаевич, у «Новостроя» нет.
Большую часть дня мы работаем на объектах, просто не было времени на изучение ситуации. Да и Сергеев все красиво описал, а в итоге он, получается, нас просто подставил. Отец приобрел 100 процентов доли в капитале «Новостроя XXI», а по факту компанией по-прежнему руководил Алексей Николаевич. Мой отец даже никаких документов не подписывал во время своего «руководства»! И вдруг я узнаю, что компания ставит под угрозу интересы дольщиков. Больше того: отцу в Азербайджан прислали письма из саратовской налоговой инспекции — 10 миллионов недоимки у «Новостроя» оказалось, можете себе представить?! Отец сразу решил — поедет в Саратов, даст все объяснения в УБЭПе. Тем более что уголовное дело к тому моменту уже возбудили, нас тоже вызвали на допрос. Мы с ним раньше хорошо общались, его прямой телефон у меня есть. Я ему сразу же позвонил, а тот разговаривать отказался. Как только у Алексея Николаевича появилась возможность, мы с ним тут же встретились. Он мне дал понять, как обстоит дело. «Я, – заявил Сергеев, – депутат, влиятельный политик, ты же — маленький человек». Поначалу и он, и его сын упрашивали нас с отцом не ходить в полицию. Но мы все-таки пошли, и отношения сразу испортились».

Прикрытие в думе

Отметим, что Алексей Сергеев не стал скрывать и переоформлять остальные активы, попытавшись заретушировать лишь свою связь с «Новостроем XXI». В то же время он остался официальным владельцем компаний «Стройкомплекс-2002» , ООО «Соколов», «Новострой Проект», «Новострой-Центр». Сын депутата, Артем, возглавляет ООО с подозрительно знакомым названием «Новострой 21 век», кроме того, является учредителем одноименного ЖСК. Супруга Алексея Сергеева, Елена, владеет строительной компанией «Сенсор».
Очевидно, г-н Сергеев заранее знал, что с домами, возведенными «Новостроем XXI», скоро могут возникнуть очень большие проблемы. Разрешение на строительство двух 10-этажек он получил от администрации в мае 2011 года. В декабре 2012-го построенные дома приняла госкомиссия. Однако тут оказалось, что для возведения домов, находящихся ближе чем в километре от аэропорта, нужны были еще согласования – в том числе с авиакомпанией и госпредприятием «Аэронавигация центральной Волги». Представитель последнего, Константин Сурков, заявил, что Алексея Сергеева предупреждали о нарушениях еще в начале строительства. Более того, тогда же глава «Новостроя» был оштрафован на 100 тысяч рублей.
Несмотря на вышеизложенное, функционеры «Единой России» безоглядно вступились за Алексея Сергеева и перед оказавшимися без квартир двумя сотнями дольщиков, и перед журналистами, и перед силовыми структурами.
«Нас собрали, чтобы сказать, чтобы мы не трогали депутата облдумы Алексея Сергеева», – рассказала одна из дольщиц после встречи со спикером облдумы Владимиром Капкаевым.
«Нам пытались внушить, что никто кроме Сергеева нашу проблему не решит, так что мы не должны связывать ему руки. Он занимается нашим вопросом. Как нам еще сказали, есть некие «тайные рычаги», которые нам не могут назвать. Капкаев добавил, что будет контролировать нашу ситуацию, и если Сергеев все «спустит на тормозах», его накажут», – сообщила еще одна участница встречи.

Семейное дело Аксененко

Рычаги у Алексея Сергеева действительно есть. Много лет этот человек умудрялся сочетать близость к власти с непубличностью, выходить сухим и чистым из самых липких субстанций. Теснейшая связь г-на Сергеева с бывшим мэром Саратова Юрием Аксененко известна всем, кто давно следит за местными бизнес-раскладами. Еще в конце 90-х г-н Сергеев, будучи главой строительной фирмы «Поиск-95», получил от горадминистрации землю в Юбилейном поселке. Взамен он должен был предоставить мэрии 10% построенных квартир, но смело и без последствий эти обязательства проигнорировал. В свою очередь, администрация добровольно отказалась от претензий. В 2003 году, уже возглавляя «Новострой XXI», г-н Сергеев получил новые участки в Юбилейном, уже под обещание подарить городу 22% возведенного жилья. Как можно догадаться, никаких площадей Саратов не получил. После этого «Новострой XXI» принялся возводить торговый комплекс «Арена» на углу ул. Чапаева и Казачьей, собственниками которого назывались супруга и дочь г-на Аксененко. Скандальчики с компанией будущего депутата случались уже тогда, но имя его, как правило, оставалось неназванным. В августе 2007 года принадлежащая «Новострою» 30-тонная бетономешалка сорвалась с ручника и врезалась в деревянный дом на ул. Посадского, разрушив его практически наполовину. Хозяин фирмы всячески пытался уйти от необходимости компенсировать ущерб, но платить в итоге все же пришлось. В том же 2007 году г-н Сергеев выдвигался кандидатом в областную думу от партии «Справедливая Россия», но неудачно. Неудача это объяснима. В это время против Алексея Сергеева и его друга Юрия Аксененко с разницей в два дня возбудили уголовные дела. Первому вменили ст. 199 ч. 2 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере»). Подноготную той силовой атаки на двух закадычных партнеров раскрыл «Коммерсанту» политолог Дмитрий Олейник: «Одновременно нейтрализуя господ Сергеева и Аксененко накануне выборов и высвобождая таким образом «незаконно занятые» земельные участки, региональная власть провоцирует передел земельного рынка в Саратове», — полагает аналитик. По его мнению, возбудить уголовные дела в отношении г-на Аксененко и г-на Сергеева по озвученным основаниям «можно было давно, не дожидаясь выборов». «Но кто-то очень серьезно поработал в этом направлении, не исключено, что это — партия власти, — считает политолог. — Для этого у нее есть огромные административные рычаги и полномочия». Одну из причин появления сразу двух громких дел г-н Олейник также видит в том, что «в областную думу идут сразу несколько серьезных представителей строительного бизнеса региона, каждый из которых будет претендовать на свою долю рынка — а это может нарушить чьи-то бизнес-планы».
Кто имеется в виду под «серьезными представителями строительного бизнеса», нетрудно догадаться. Вспомним, что восхождение Алексея Сергеева на пост главы строительного комитета областной думы совпало с демаршем двух основных двигателей этой лоббистской машины – отраслевых лидеров Леонида Писного и Сергея Курихина. Таким образом, можно предположить, что последние двое и инициировали уголовное дело шестилетней давности против своего конкурента – владельца «Новостроя». Добавим, что колючие цветы их вражды не завяли до сих пор, судя по тому, как принадлежащее г-ну Курихину СМИ ныне атакует Алексея Сергеева в связи с пресловутыми домами в поселке Новый. Что интересно, от силовиков г-н Сергеев все-таки отбился. Каким образом? Сказать трудно. Но из записной книжки покойного областного прокурора Евгения Григорьева журналисты узнали, что бизнесмен, похоже, возводил в 2008 году коттедж тогдашнему вице-губернатору ипатовского правительства Александру Бабичеву. В прошлом г-н Бабичев был очень высокопоставленным прокурорским работником, а его сын работал в отделе государственного обвинения областной прокуратуры.

Олимпийский лис

Успешно пережив проблемы с законом, Алексей Сергеев продолжил расширять бизнес. Его компания успешно работала в Москве. Но больше любопытных подробностей принесло участие ООО «Новострой XXI» в ходе работ по подготовке к Олимпиаде в Сочи. Выиграв тендер, «Новострой XXI» строил многоквартирные дома для отселенных с места будущей Олимпиады сочинцев, умудрившись задолжать рабочим зарплату за несколько месяцев. Заказчик строительства – госкорпорация «Олимпстрой» – с подрядчиком рассчиталась полностью, однако средства на заработную плату из головного офиса саратовской компании в сочинское подразделение так и не поступили.
О задержке выплат рассказали сами строители. Часть долга в размере 5 млн рублей была погашена за счёт средств ГК «Олимпстрой», об этом корреспонденту «Кавказского узла» сообщал Николай Сорочкин, директор дирекции планирования и сопровождения строительно-монтажных работ «Олимпстроя».
Назвать точное количество строителей, не получивших вовремя зарплату, тогда не могла даже прокуратура Адлерского района Сочи, которая занималась проверкой деятельности «Новостроя». «Сложность заключается в том, что руководство и головной офис компании, а также все кадровые документы находятся в Саратове. В Сочи зарегистрировано обособленное подразделение фирмы», – писал «Кавказский узел».
Строительство трёх многоквартирных домов для переселенцев, чье жилье попало в зону олимпийского строительства, было завершено в январе 2011 года. По окончании работ в квартале жилой застройки Весёлое-Псоу у одних строителей закончилось действие контракта, другие вынуждены были приостановить работы – подрядчик не оплачивал произведённые работы.
Представитель заказчика – ГК «Олимпстрой» – отмечает, что руководство ООО «Новострой XXI» устранилось от работы с конца декабря 2010 года. «Руководитель компании ушёл в подполье и не отвечает ни на наши звонки, ни на звонки своих партнёров, что остались в Сочи», – комментировал эту историю Николай Сорочкин.
На этом «олимпийские» разборки вокруг «Новостроя» не закончились. Скандальная саратовская компания оказалась виновной в срыве сроков строительства олимпийских объектов в Сочи и до сих пор отбивается от судебных исков своих бывших субподрядчиков. Для строительства жилья под отселение сочинцев ООО наняло местных подрядчиков. Через некоторое время проверка федерального министерства обнаружила, что застройщик настолько срывает сроки, что контракт с «Новостроем» был разорван. Компания пыталась отсудить издержки у госкорпорации «Олимпстрой», но еще одна проверка выявила сильное завышение смет. В свою очередь, «Новострой» отказался рассчитываться с субподрядчиками.
Как рассказал директор юридической фирмы «Олимп» Илья Демидов, представлявший интересы краснодарских истцов, «Новострой» оперативно закрыл свой филиал на Кубани. После чего все суды были перенесены по месту расположения головного офиса ответчика, в Саратов, где у Алексея Сергеева, как мы уже знаем, были неплохие связи. Тут оказалось, что директор краснодарского филиала, заключая договор с подрядчиками на строительство гостиниц, не оставлял им копии своей доверенности на заключение сделок от имени главы фирмы Сергеева. При этом за все время, пока в Сочи шли работы, сменились три директора филиала, на одного из которых – Хасана Бакеева – было заведено уголовное дело. В саратовских судах руководители «Новостроя» утверждали, что вся ответственность лежит на их краснодарском представителе, с которым они якобы не знакомы и действия его не контролировали. Однако вскоре этот самый представитель стал заместителем директора головного офиса «Новострой XXI» в Саратове.
Юристам «Олимпа» все же удалось отстоять в судах позиции большинства своих клиентов против «Новостроя» и отсудить долги для подрядчиков, а также – сочинской частной охранной организации «Черноморец», которая охраняла стройку в 2011 году. Тем не менее, в адрес саратовского застройщика продолжают поступать иски от подрядчиков из Волгограда, Адлера, Сочи, Анапы и даже Москвы, где компания также возводила некие объекты. Сейчас в производстве саратовских судов уже семь исков.
Кроме того, по решениям о взыскании «Новострой XXI» должен выплатить своим бывшим партнерам более 40 миллионов рублей. В то же время выяснилось, что у компании нет ни одного денежного счета. Юрист Илья Демидов предположил, что застройщик оперирует деньгами фирмы-дублера ООО «Новострой 21 век», которую возглавляет Артем Сергеев – сын депутата. До последнего времени арбитражный суд много месяцев рассматривал первое в единой очереди заявление от имени некоего Золотарева о признании «Новостроя XXI» банкротом, тем самым не давая ход другим искам от подрядчиков. Лишь после публикации «ОМ» арбитраж назначил заседания по претензиям краснодарских подрядчиков.

***

Итак, неприкосновенность Алексея Сергеева сегодня – бревно в глазу саратовских силовиков. У них достаточно информации и полномочий, чтобы просто решить проблему «Новостроя» – установить истинного владельца предприятия и заставить его покрыть расходы на снос домов, а также вселить дольщиков в другие квартиры. Основания для этого отнюдь не исчерпываются публикациями в СМИ. Известно, что отец и сын Мамедовы еще летом 2013 года дали показания управлению по борьбе с экономическими преступлениями ГУ МВД области и поведали о реальном отношении г-на Сергеева к компании. Но ситуация висит в воздухе. По словам источников в региональном парламенте, предчувствуя наезд, Алексей Сергеев встретился с руководством фракции «Единой России». На ней депутат пригрозил, что в случае, если коллеги его сдадут, он публично расскажет, кому и сколько он заплатил, чтобы получить кресло областного депутата. Круговая порука остается железобетонным укрытием для проходимцев во власти и бизнесе.

Автор : Сергей Вилков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *