Саратов. Обманувшей пайщиков, председателю ЖСК, накинули три года

1473686826_1529444028Обманутые участники строительства жилья остались без вложенных средств и без обещанных квартир, а потихоньку ветшающий недострой ЖСК «Капитель-2002», уже стал объектом для стрит-арта

В Саратовском областном суде 7 апреля состоялось рассмотрение апелляционной жалобы на приговор Наталье Рахмановой, которую обвиняли в хищении денег дольщиков ЖСК «Капитель-2002».

Председателя ЖСК в декабре прошлого года приговорили к шести годам заключения. Прокуратура не согласилась с мерой наказания (гособвинитель просил 11 лет) и обжаловала решение суда. Защита подсудимой просила признать Рахманову невиновной. Апелляционная инстанция приняла решение ужесточить наказание подсудимой, назначив ей 9 лет лишения свободы в колонии общего режима, сообщил старший помощник прокурора Саратова Андрей Склемин.

Напомним. Несостоявшиеся собственники недвижимости в дома на улице Чернышевского недовольны тем, как было расследовано дело о мошенничестве в отношении председателя ЖСК Натальи Рахмановой. По мнению дольщиков, на скамье подсудимых должна была оказаться не только Рахманова, но и другие участники торговли квартирами.

На сегодняшний момент ЖСК «Капитель-2002» – это 274 семьи потерпевших, 261 миллион рублей похищенных средств, 328 проданных квартир и 8-этажные руины там, где должен выситься многосекционный дом в 10-14 этажей. И все эти безобразия, по версии следствия, в одиночку сотворила председатель ЖСК Наталья Рахманова.

К этим выдающимся результатам госпожа Рахманова шла не один год. В 2002 году, как сказано в уголовном деле № 850361, которое было возбуждено в 2014 году и расследовалось Следственной частью Следственного управления УМВД России по Саратову, нашей героине стало известно, что компания «Пилон» намерена отказаться от права аренды отличного участка в районе горпарка в областном центре, так как обитатели частного сектора, расположенного здесь, категорически не желают расселяться. В том же 2002 году свежеиспеченный ЖСК «Капитель-2002» сам стал арендатором данного прекрасного участка площадью в 1,5 гектара.

Затем кооператив представил в администрацию Саратова проекты первой очереди из двух блок-секций Д и Е и получил в 2005 и 2007 годах разрешение на строительство, срок которого продлевался, но окончательно истек к концу 2010 года.

Как бы то ни было, строительство дома развернулось в квартале, ограниченном улицами им. Чернышевского, 3-м Береговым проездом, 3-м Дегтярным проездом, 2-м Волжским проездом. Подразумевалась и вторая очередь, для нее было даже получено разрешение на строительство и положительное заключение экспертизы. Но при этом – внимание! – разрешение на строительство было выдано по проекту очереди №1, который почему-то назвали проектом повторного применения, хотя реально в оставшуюся площадь участка секции Д и Е полностью не вписывались. И тем не менее, все разрешительные вопросы ЖСК благополучно уладил.

В 2007 году, кстати, в горпрокуратуру Саратова полетел первый сигнал о том, что ЖСК и его председатель не имеют намерения строить дом, хотя активно привлекают средства граждан. На стройке был начат нулевой цикл, но при этом даже не расселена площадка, а в поданных в мэрию проектах, по которым было получено разрешение на строительство, не запроектированы внешние коммуникации. Подрядчика это сразу насторожило, а вот опер областного ОБЭП по фамилии Петькин ничего странного в деяниях кооператива не углядел.

«ВОЗДУХ» ЛЕТИТ НА ПРОДАЖУ

Подрядчиков на площадке ЖСК побывало немало, и все потом бежали в суд с исками на заказчика, который не желал платить. Так что наилучшим и самым сговорчивым партнером для ЖСК стала компания, которую учредила и возглавила сама… Наталья Рахманова. Этот подрядчик, ООО «Мегастрой», ни на что не жаловался и никуда не бегал, с ним, с этой карманной компанией, ЖСК, ко взаимному удовольствию, в 2011 году подписал несколько фиктивных актов выполненных работ на общую сумму под 100 млн рублей. Если верить документам, то в 2008 году за эту фикцию и заплачено было фикцией – несуществующими 86-ю квартирами. Да-да, в 2008 году ЖСК заплатил за работы, которые по документам были сделаны в 2011 году! А в реальности этих работ и квартир вообще не существовало…

Все эти парадоксы пространства и времени в «Капители-2002» начали твориться уже после 2010 года, когда зашевелилась, наконец, судебная система.

Но сперва бить тревогу начали многочисленные дольщики этого замечательного ЖСК, однако ни полиция, ни прокуратура все еще не видели повода для беспокойства. Впрочем, в 2010 году под напором жалоб строительство было возобновлено, первая блок-секция доросла с четырех до восьми этажей и остановилась уже навсегда. Ее словно бы и смастерили специально – для показа простакам, то есть желающим купить обещания нового жилья.

При этом, несмотря на тишину на стройплощадке, внутри ЖСК «Капитель-2002» шли бурные процессы: некоторые работники и учредители кооператива и их родственники начали массово выкупать права требования жилых помещений в не построенных секциях. «Воздух» скупался особо доверенными лицами по бросовым ценам: к примеру, трехкомнатные квартиры (точнее, виртуальные права на них) улетали тысяч за 300, а потом находились покупатели, желающие приобрести право уже за миллион…

Всего, как установлено городской полицией, кооператив осуществил более 147 продаж ниже себестоимости, сбрасывая квадратный метр иной раз даже по 5 тысяч рублей. И это при том, что всего в 4-секционном доме по проекту подразумевалось 328 квартир, а в проектной декларации 2007 года цена квадратного метра определялась в 26 тысяч рублей!

Отсюда ясно, что речь можно смело вести о преднамеренном банкротстве, но это ясно только нам, а не полиции с прокуратурой.

Лихорадка распродаж началась не просто так, а когда в 2010 году на ЖСК был подан в арбитражный суд иск на банкротство. В банкротстве бесконтрольные продажи имущества по закону невозможны, а потому начался спешный вывод на рынок виртуальных имущественных прав.

Но особо волноваться Рахмановой и К вряд ли было нужно: временным управляющим в процедуре наблюдения (введена в сентябре 2010-го) стал представитель одиозно известного СРО арбитражных управляющих «Лига» Владимир Марьянов, который так относился к своим обязанностям, что недавно даже весьма снисходительный саратовский арбитраж срезал его гонорар на 40%.

ТАЙНЫ РЕГИСТРАЦИИ

Но как ни упирался Марьянов, а под натиском возмущенных кредиторов ЖСК летел прямиком в конкурсное производство, где вообще ничего с имуществом не провернешь, кроме официальных торгов с объявлением в газете.

И вот 30 июня 2011-го тройка арбитражных судей вводит в ЖСК конкурсное производство, имущество становится конкурсной массой, из которой бывшие кооперативные власти не могут продать даже ржавого гвоздя.

А на пороге маячит и самое неприятное: введение известного каждому дольщику и застройщику параграфа 7 ФЗ «О банкротстве». Этот параграф дает дольщикам право создавать свой ЖСК и достраивать жилье, так что ураганные продажи всего подчистую в «Капители-2002» начались именно в предчувствии этого закона.

Итак, 30 июня 2011 года арбитражный суд вводит в ЖСК конкурсное производство, на этом заседании присутствуют представители Регистрационной палаты, так что данный судьбоносный момент в жизни кооператива мимо регистрирующего органа не прошел. Но наших виртуозов это не смущает: все, что не успели распродать, они уместили в два договора с уже известным нам «Мегастроем», по одному из которых за некие работы карманный подрядчик Рахмановой получал 47 квартир, по другому – 25.

Под договорами ставится тот самый 2008 год, и 1 июля 2011 года с доверенностью от Натальи Рахмановой (которая уже не имеет никаких полномочий по причине введения конкурсного производства) труженики ЖСК несут эти договоры на регистрацию в регпалату, а она, нарушая законы, регистрирует сделки.

В итоге группа товарищей быстро пустила на рынок 62 «нарисованных» квартиры и хорошо заработала на торговле воздухом.

А вообще счет шел на дни: 12 июля 2011 года президент Дмитрий Медведев вводит в действие ФЗ-210, а с ним и знаменитый параграф 7. Уже 21 сентября 2012 года саратовский арбитраж решает банкротить ЖСК именно по 7 параграфу, но к тому моменту «Капитель-2002» не полностью выпотрошили, а потому на свет вдруг появляется совершенно сюрреалистическое мировое соглашение, которое кредиторы с объемом требований в 11 млн рублей заключили с кооперативом. Все прочие кредиторы, еще только встающие в реестр, благополучно остались за бортом этого документа, но арбитражный суд 3 октября 2011 года утвердил это бредовое соглашение. Оно просуществовало всего-то до 14 декабря того же года и было отменно в кассационной инстанции арбитража. Но время для некоторых процессов было выиграно.

Во время паузы между отменой мирового соглашения и возобновлением конкурсного производства регпалата зарегистрировала еще порядка 100 сделок с квартирами «Капители-2002».

В общем, когда реальные дольщики наконец дозрели до мысли создать новый ЖСК, поменяв в нем председателя, и достроить дом на проданные активы кооператива, в «Капители-2002» не было уже ничего, кроме долгов. Все квартиры проданы, счет пуст.

ТЕНИ И ПРИЗРАКИ

Помимо нашего местечкового Мориарти – Натальи Рахмановой, в одиночку, по версии следствия, продумавшей и реализовавшей гигантскую аферу, в деле наличествуют еще и фантомные дольщики, от которых ЖСК ничего не перепало.

Да, реестр кредиторов ЖСК, составленный арбитражным судом, вымахал до 274 персон, а в кассу кооператива, да еще по рыночным ценам, заплатила в лучшем случае половина соинвесторов. От ураганной распродажи 2010-2011 годов кооператив приобрел одних только «фантомов», но никак не выручку в кассу.

Дольщики этого периода в основном покупали права требования у третьих лиц. Особенно преуспело в торговле пустотой риелторское агентство «Альянс», директор которого – Елена Шалакова – является супругой члена ЖСК Андрея Шалакова. Через «Альянс» прошло 87 сделок с правами требования, но г-жа Шалакова в уголовном деле не проходит даже в качестве свидетеля.

Есть и другие рекордсмены воздушных продаж – как правило, родственники членов ЖСК. В материалах уголовного дела содержатся данные о том, что эти люди заработали миллионы.

При этом, как установило следствие по уголовному делу, конечным покупателям эти продавцы не сообщали, что ЖСК находится в банкротстве, а если кто из простаков договаривался о покупке с «Капителью-2002», не стеснялись в регпалате представляться председателем кооператива Натальей Рахмановой.

Но когда следствие интересовалось у продавцов, куда же девалась выручка от продажи виртуальных квартир, вся эта публика неизменно кивала на… председателя ЖСК. Мол, все отдавали ей и так свято верили, что и расписок никаких не брали. И сами мы не мошенники, а вот она – мошенница! И следователи во все это «верили». Ну что тут можно поделать, очень наивные видимо в Саратове следователи.

И ПРИ ЧЕМ ТУТ МИНСТРОЙ?

И это еще не все чудеса в нашей истории. Многие, наверное, помнят такого замминистра строительства и ЖКХ области Владимира Григорьева, который покинул свой пост в марте 2013 года. Этот достойный господин тоже давал показания в рамках уголовного дела № 850361, всячески отрицая, что трудился в штате скандального кооператива. Но при этом в 2007 году будущий чиновникполучал в том же ЖСК «Капитель-2002» хорошее вознаграждение – порядка 50 тыс. рублей в месяц, в то время как председатель Рахманова довольствовалась 20 тысячами.

И договоры 2010-2011 годов между ЖСК и «Мегастроем», в том числе фиктивные, родились на свет не без помощи этого человека. В основе их лежат справки о сделанных работах и их стоимости, на которых стоит виза Владимира Григорьева. Этот казус большой чиновник минстроя объяснял по-разному: увидел в офисе какие-то документы и решил расписаться в уголке, подошла Рахманова и просила подписать, расписывался не за суммы, а за названия и т.п.

И все эти истории г-н Григорьев рассказывал не в детском саду, а в следственной части городской полиции и в Октябрьском районном суде.

После бурных, хотя и не очень понятных отношений с «Капителью-2002» дела г-на Григорьева резко пошли в гору, и в 2011 году стал он не кем-нибудь, а замминистра строительства и ЖКХ региона. На этом ответственном посту г-н Григорьев работал строго «по профилю» – курировал обманутых дольщиков.

А жертвы «Капители-2002» все недоумевали, почему их дом долго не включали в реестр проблемных домов, который размещается на сайте все того же областного минстроя?

Некоторые пострадавшие соинвесторы даже строят конспирологические версии: якобы их дом встал в реестр проблемных только после ухода из правительства бывшего министра строительства и ЖКХ Дмитрия Федотова в 2012 году.

Кстати, пострадавшие, ознакомившись с материалами следствия, обнаружили еще и записи прослушки телефонных разговоров фигурантов уголовного дела. И там, утверждают дольщики, много чего говорится о неких взаимоотношениях чиновников с одиозным ЖСК.

КОМУ ДОЛЯ, КОМУ ДУЛЯ

По факту получается, что государственная машина сегодня работает вовсе не на благо реально пострадавших. В конкурсном производстве судья арбитража Ольга Пашенько пачками включала в реестр дольщиков от риелторов, то есть тех, кто покупал, не задумываясь, квартиры дешевле рыночной стоимости, платил за них перепродавцам, а претензии теперь предъявляет к ЖСК. Причем у некоторых из них судья умудрялась проверять документы, когда сами страдальцы даже на суд не ходили и вообще были за тысячи километров от Саратова. Зато активисты, бегавшие с жалобами, входили в реестр кредиторов ЖСК с огромным трудом…

Вообще, если почитать реестр, то выяснится, что от мошеннического ЖСК пострадал даже сын г-жи Рахмановой! И даже весьма известный деятель этого же кооператива Андрей Шалаков, чья супруга так лихо пускала в оборот непостроенные квартиры, пострадал на серьезную сумму денег, купив аж 38 квартир по оптовой цене 250 тыс. рублей за штуку. С другой стороны, в качестве утешительного приза в кармане г-на Шалакова оказалась земля, расселенная под строительство секции «Д». Участок этот расселяли на деньги дольщиков, но земля почему-то оказалась в собственности не ЖСК, а одного человека.

Вся эта «банда потерпевших» весьма болезненно восприняла события 2014 года, когда дольщики начали успешно доказывать фиктивность договоров ЖСК и «Мегастроя», датированные 2008 годом и зарегистрированные в регпалате в 2011-м.

Апелляционная инстанция арбитража установила, что реквизиты, использованные при заключении договоров, у ЖСК появились только в 2011 году, а потому не могли существовать в 2008-м. Таким образом, договоры ЖСК с ООО «Мегастрой» в общей сложности на 86 квартир, якобы заключенные в 2008 году, стали ничтожными, равно как и все сделки по таким договорам.

Так над пропастью повисли 64 конечных покупателя, а заодно и «прибыля» особо приближенного к Рахмановой пула торговцев несуществующим жильем.

Но Верховный суд восстановил статус-кво и оставил в реестре кредиторов падких на дешевизну покупателей. Заодно при деньгах осталась и вся бригада шарманщиков, певших сладкие песни наивным клиентам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *